Специальность "социальная работа". Социальный работник: описание профессии

Приватизация

Жизнь любого общества – это сложнейший, многоплановый процесс, который сопряжён с большим количеством спорных ситуаций. Существуют социально незащищённые или проблемные группы людей, которые требуют помощи, материальной и моральной поддержки, человеческого участия. Раньше эти функции распределялись между правоохранительными органами, учреждениями образования и здравоохранения. Но с 1991 года в нашей стране появилась профессия социальный работник, деятельность представителей которой направлена на помощь и поддержку нуждающихся.

Сферы деятельности

  • Терапия социального характера на уровне личности или семьи, направленная на социальную адаптацию индивида или разрешение разного рода конфликтных ситуаций в окружающей его среде. К этой сфере относится работа с проблемным ребёнком, с его родителями, поддержка члена семьи в случае домашнего насилия, помощь одинокой пенсионерке и т. п.
  • Работа с группами населения. Они могут различаться по полу, возрасту, интересам или проблемам (отцы-одиночки, пенсионеры и т.п.). Зачастую социальному работнику приходится иметь дело с неблагополучными группами, либо с теми, у кого проблемы с криминалом – алкоголики, наркоманы, трудные подростки, которые состоят на учёте в правоохранительных органах и требуют контроля и реабилитации.
  • Работа в общине. Чаще всего требуется в небольших, достаточно тесных коллективах (например, в селе). Направлена на создание и укрепление межличностных связей в коллективе, организацию взаимопомощи.
  • Особая сфера деятельности профессионалов – социальные проекты. Это может быть организация помощи мирному населению при стихийных бедствиях, во время военных конфликтов. Как пример стоит упомянуть сбор пожертвований, необходимых вещей или питания беженцам.

Специфика профессии

Социальная работа внешне схожа с благотворительностью, которую добровольно оказывают те или иные люди нуждающимся. Однако ключевым моментом в деятельности профессионалов считается та теоретическая база и практические навыки, которые являются основной составляющей специальности. Желающие стать социальными работниками обучаются в вузах на одноимённых факультетах. Дисциплины, которые являются основными для студентов – педагогика, психология, социология. Особое место во время обучения занимает практика. Без неё молодой специалист будет плохо представлять себе, что ему предстоит. Практическая база поможет и в трудоустройстве, и в профессиональном становлении.

Социальную работу определяет квалифицированное содействие группам людей и отдельным личностям в решении их жизненных бед и проблем. Поскольку сложности и сообщества бывают разными, то и труд требует целого ряда навыков и знаний. Данную профессию можно охарактеризовать как носящую интегральный характер. То есть, она соединяет в себе знания, навыки и умения из смежных дисциплин.

Социальный работник, чтобы диагностировать проблемы своего подопечного, пользуется психологическими приёмами, для разрешения проблемы может применять юридические знания (если есть необходимость) или педагогические (в случае работы с подростком, ребёнком из проблемной семьи). Иногда социальная работа напрямую связана с помощью больному: например, реабилитация в случае необратимой травмы или тяжёлой болезни.

Особо следует сказать о деятельности в случае взаимодействия с человеком, пережившим насилие или потерявшим близкого. Здесь важными являются два аспекта: во-первых, теоретические знания и навыки из области психологии, позволяющие найти правильный подход к подопечному, а во-вторых, чуткость, такт, участие и искреннее желание помочь.

Масштаб деятельности социального работника способен быть самым разным. Он может содействовать трансформации личности клиента, а может управлять целой социальной сферой.

Подходы к деятельности

  • Воспитательный. Социальный работник действует как педагог, советчик. Он моделирует ситуации, поведение своего подопечного, устанавливает с ним обратную связь и даёт советы.
  • Адвакативный. Специалист выступает в роли адвоката. Он помогает в сборе документации, в аргументации собственной правоты, содействует клиенту в достижении успеха в той или иной проблемной сфере (например, выправить справки для пособия по инвалидности).
  • Фасилитативный. Подход, который подразумевает помощь в преодолении личностной апатии, дезорганизации. Профессионал моделирует поведение, подбадривает, ищет оптимальные варианты для своего клиента.

Категории соцработы

Специальность подразумевает множество вариантов деятельности, основными из которых являются следующие:

  • Социальная политика. Наиболее широкое направление, подразумевающее улучшение жизни общества в данной сфере, ряд мер, направленных на решение проблем, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей тех или иных групп населения.
  • Социальная защита. Такое направление необходимо для обеспечения деятельностного существования граждан, нормальных жизненных условий.
  • Социальное обслуживание. Предполагает бытовую, материальную, медицинскую, психологическую и иную помощь людям в трудной жизненной ситуации.
  • Социальное страхование. Включает защиту работающего населения в соответствии с федеральными законами.
  • Социальные гарантии. Это реализация системы мер, направленных на поддержание нормального жизнеобеспечения граждан.
  • Социальная реабилитация. Особая область в специальности, которая помогает восстановить частично или полностью утраченные социальные функции личности. Сюда относится потеря близкого человека, шок после катастрофы, насилия, иногда восстановление способности жить в обществе после заключения и т. д.

Требования к специалисту

Описание профессии было бы неполным без упоминания о личностных качествах, которые необходимы соцработнику. Поскольку объектом его деятельности является человек, формальное отношение, чёрствость, меркантильность и равнодушие несовместимы с таким трудом. Следует не только понимать и осознавать важность собственной специальности, но искренне жалеть того, кто попал в трудную ситуацию, всей душой пытаться ему помочь. Только в этом случае деятельность принесёт реальные плоды.

Особого упоминания заслуживает и понятие социальной этики. Это одна из важнейших составляющих профессии, без которой продуктивность исключается. Этика важна потому, что соцработник занимается вопросами незащищённых слоёв населения, а также людей, которые приходят к нему с проблемами – алкоголиков, наркоманов, бывших заключённых, неимущих. Уважительное и гуманное отношение – неотъемлемая часть профессии.

Социальная работа – область, которая оплачивается скромно. К сожалению, в нашей стране зарплата работника этой сферы невелика. В среднем она составляет 12 тысяч рублей. Есть возможность брать подработки, получать небольшие надбавки и премии, иногда появляется вероятность уйти в сферу управления, где вознаграждение выше. В целом же, социальный работник – тот, для кого на первом месте стоит не зарплата, а то дело, ради которого он пришёл в свою профессию.

А что даёт нам социальная работа - специальность, кем работать, если вы получили диплом по данной специальности? Это направление выбирают те, кто решает посвятить себя помощи нуждающимся людям и реабилитации жертв насилия. Но как будет называться будущая должность, и в каких заведениях выпускникам готовы предоставить рабочее место и оптимальные условия труда?

6 вариантов трудоустройства для социальных работников.

Название вакансии звучит просто - социальный работник . Трудиться вы сможете:

  1. В школах.
  2. В пенсионных фондах.
  3. В благотворительных организациях.
  4. В профсоюзах.
  5. В фондах медицинского страхования.
  6. В государственных и муниципальных организациях.

Никто не запретит вам открыть своё дело в этой области - любые благотворительные и некоммерческие организации поддерживаются государством. Хотя бы в вопросах регистрации, ведения учёта и налогообложения.

К сожалению, этими лазейками пользуются и недобросовестные граждане, так что к периодическим проверкам придётся привыкнуть.

Каких-то реальных выгод скорее всего извлечь не получится, но можно создать действительно внушительный проект, который сможет изменить ситуацию в вашем городе или целом регионе. А доходы с рекламы позволят жить на достойном уровне.

Если же решили выступить в роли наёмного работника - формируйте базу своих подопечных и нарабатывайте социальные связи . Это поможет вам в решении каких-то крупных проблем будущих клиентов. Всегда лучше иметь «под рукой» несколько примеров своей удачной работы.

Преодолевшие кризис люди часто стремятся оказать посильную помощь тем, кто находится в более плачевном положении. Это стремление необходимо использовать максимально эффективно. Иногда такой возможности просто нет, тогда приходится ограничиваться редкими встречами и тематическими беседами. Вот только если уровень жизни приводимого в пример человека резко опустится, он вернётся к пагубным привычкам, потеряет связь с обществом - это может стать причиной рецидивов среди остальных подопечных.

Крушение системы идеалов и разочарование никогда не проходят бесследно.

Социальная помощь для трудных подростков.

Хорошо ладящие с детьми выпускники стремятся к устройству при школе и другом образовательном учреждении. К сожалению, они не всегда учитывают тот факт, что в основном придётся работать со вполне взрослыми подростками из неблагополучных семей. А не с милыми и послушными малыми детьми.

Бытует мнение, что формирование личностных качеств идёт до пяти лет, после этой отметки любые попытки воспитания либо абсолютно бессмысленны, либо просто малоэффективны. Конечно, можно достучаться до любого подростка, попытаться объяснить и дать общее представление о добре и зле, что такое хорошо, а что такое плохо. Но этим должны были заниматься родители на более ранних этапах, после сложно наверстать уже упущенный момент.

Проще показать ребёнку, что выбранный им путь никуда не приведёт, только к саморазрушению.

Для этого полезно иметь несколько реальных примеров из относительно близкого окружения. Если речь идёт о неблагополучных семьях - пример уже есть, осталось только донести, что подросток рискует вырасти точно таким же. В большинстве случаев дети не хотят становиться похожими на таких родителей, подобрав правильные слова можно внушить необходимость изменений. А имея достаточную мотивацию, смена образа жизни не станет особо тяжёлой задачей.

Пенсионеры и рутинная работа.

В пенсионных фондах, как ни странно, придётся иметь дело не только с пенсионерами. О своих накоплениях и их формировании переживают практически все возрастные группы, включая молодёжь. Но большая часть вашей будущей аудитории - лица преклонного возраста, с которыми довольно сложно найти общий язык и выйти на контакт. Многие уже заметили, что с каждым годом характер человека не становится лучше. А если к этому добавляются хронические заболевания и низкий социальный статус - ситуация только усложняется.

Можно посоветовать стараться одинаково доброжелательно относиться ко всем клиентам. Оказывать помощь независимо от личностного отношения, ведь в ней нуждается каждый. Но уже в первую неделю вы получите опыт общения с несколькими сотнями посетителей. И очень большую часть этого опыта сложно будет назвать приятной.

Минусы труда социального работника.

Стоит ещё упомянуть, что с дипломом социального работника можно занимать должность и в научных организациях, и на предприятиях занимающихся подготовкой и профессиональным ориентированием специалистов. Можно заниматься мониторингом качества предоставляемых услуг , проводить соответствующие экспертизы .

Одним словом, занятость гарантирована практически всегда и в различных сферах.

Но возможность получать действительно достойную зарплату выпадает крайне редко, рассматриваемая отрасль относится к одной из самых низкооплачиваемых. Но при этом редко когда можно найти полную ставку и восьмичасовой рабочий день, у большинства организаций не так уж много нуждающихся в реальной помощи сотрудников.

Получив специальность «социальная работа», кем работать - надо выбирать крайне осторожно . Если у вас нет никаких идей по поводу реализации собственных проектов, задумайтесь, есть ли смысл учиться пять лет, ради работы на полставки.

Видео о специальности

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История - профильный предмет, по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Современное общество - это живой организм, который развивается по определенным законам. Именно поэтому на повестке дня решение задач, которые связаны с индивидуальными либо социальными трудностями. Их способен благополучно решить профессионал, освоивший специальность 39.03.02 «Социальная работа».

Такая деятельность неразрывно связана с внутренней политикой государства. Поскольку без работы в этом направлении нарастает напряжение в обществе, которое выливается в актах агрессии и прочих неприемлемых формах поведения. Своевременное решение комплекса проблем помогает избегать таких инцидентов, что способствует всестороннему развитию страны.

Условия поступления

Этот курс предназначен для воспитания специалиста, который имеет наклонности и к гуманитарным, и к техническим наукам. Он хорошо оперирует точными цифрами, умеет работать с техникой, владеет социокультурными навыками. Исходя из такого направления в обучении, становится ясным, какие предметы сдают абитуриенты при поступлении:

  • история (профильный экзамен),
  • русский язык,
  • обществознание или иностранный язык (на выбор).

Будущая профессия

Получив диплом бакалавра, молодой специалист сможет реализовывать себя в разных сферах. Одно из направлений деятельности - непосредственное участие в решении проблем социального рода. Для этого придется прибегать к анализу сложившейся ситуации, прогнозировать дальнейшее развитие событий, искать альтернативные пути. В работе профессионал учитывает различные факторы, начиная от национальной принадлежности индивида, положения и заканчивая состоянием здоровья, особенностями пола и возраста.

Куда поступать

Такая специальность является весьма востребованной, поэтому освоить ее можно во многих вузах Москвы и России в целом:

  • Российский новый университет;
  • Московский социально-педагогический университет;
  • Московский гуманитарный университет;
  • Институт международных социально-гуманитарных связей;
  • Социальная гуманитарная академия.

Срок обучения

Выпускник одиннадцатого класса имеет возможность выбрать любую форму обучения, в зависимости от которой меняется и длительность курса. Очное отделение предполагает освоение программы за четыре года. Выбирая заочную, смешанную либо вечернюю форму, студенту предстоит учиться в течение пяти лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа бакалавриата включает в себя многие предметы, обязательные к освоению:

  • социология;
  • соц. политика;
  • социальная педагогика;
  • психология, теория и технология социальной работы;
  • информационные технологии и базы данных;
  • социальная сфера и информационные технологии.

Приобретаемые навыки

Выпускник курса - это специалист, который имеет широкий круг профессиональных компетенций:

  • предоставление социальной защиты и услуг;
  • разрешение конфликтов любого уровня;
  • профилактика социально опасных явлений;
  • консультации по социальным, психологическим, правовым, педагогическим вопросам;
  • разработка социальных программ разного уровня;
  • создание социальных проектов и участие в пилотных программах;
  • оказание психологической, первой доврачебной помощи;
  • исследовательская деятельность в сфере социологии и психологии.

Перспективы трудоустройства по профессии

Молодой специалист такого направления сможет реализовывать себя в разных сферах человеческой деятельности. Профессионалы востребованы и в государственном секторе, и в бизнес-среде.

Например, они могут заниматься государственной социальной политикой. В их ведении решение комплексных задач по организации работы предприятий разных форм собственности. В том числе, многие выпускники курса реализовывают себя в бизнесе, умея руководить коллективом. Это может быть предприятие, которое работает в сфере соц. услуг либо занимается исследовательской деятельностью и экспертизой.

Кем работают бакалавры:

Уровень оплаты труда такого специалиста зависит напрямую от места трудоустройства. Государственные органы не могут предложить высоких ставок, предлагая достойный уровень социального обеспечения. Средний уровень зарплаты - 30000. Но можно развиваться в направлении экспертизы, социальной и правовой оценки в частных структурах, зарабатывая куда больше.

Преимущества обучения в магистратуре

Чтобы освоить сферу в полной степени и рассчитывать на высокое материальное вознаграждение за свои труды, стоит поступить в магистратуру. Здесь программа дает более широкое представление о разных методах и способах получения, обработки и хранения информации по смежным вопросам. В том числе, обязательно происходит знакомство с опытом работы в социальной сфере в регионе, стране и за ее пределами.

Магистерская программа включает в себя множество практических заданий. Например, студент будет самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью, он научится основам консультирования по профильным проблемам.

ВВЕДЕНИЕ

Профессия -- род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы.

Логика развития профессий такова, что первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Практической деятельности специалиста дается научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литературы; создаются профессиональные организации.

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости -- гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "проявление любви в отношении человечества"), в Риме -- как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня". Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению (призрение -- от "призреть, призревать", т. е. обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства этих людей.

Обучение социальной работе как профессии в Украине началось в конце 80-х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия "социальная работа" с множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчиненности.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ

Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руководствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальными работниками главного тезиса: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и ее социального окружения, прежде всего семьи.

Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применительно к современной Украине, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие социальных служб, включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, конфессий есть вопрос политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности.

Для практики социальной работы в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики. При этом важно пояснить, что понятие "социальная педагогика" нетождественно понятию "школьная социальная работа". Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как научная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме.

Проблемное поле социальной работы и социальной педагогики огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения.

Профессии "социальный работник", "социальный педагог" и "специалист по социальной работе" созданы для решения социальных проблем человека и общества:

Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

Эмоциональные и психологические проблемы;

Нужда и бедность;

Алкоголизм и наркомания;

Насилие и дискриминация;

Этнические и национальные проблемы;

Преступления и правонарушения;

Безработица и профессиональная адаптация;

Инвалидность и одинокая старость;

Жилищная проблема;

Опекунство, попечительство, усыновление;

Родительская жестокость и др.

Ошибочно полагать, будто социальная работа исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контроля. Противоречие между функциями заботы и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи -- одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно. Дилемма эта непосредственно связана с еще одной серьезной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь -- государства, работодателя, клиента или общества в целом? С точки зрения системы профессиональных ценностей, социальный работник должен представлять интересы прежде всего клиента, затем -- общества и уже потом -- своей организации и государства. Такую систему приоритетов не всегда легко претворять в жизнь. Нередко социальным работникам приходится бороться за нее, опираясь на поддержку коллег и профессионального сообщества в целом.

Сегодня профессию "социальная работа" представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с "группами риска", медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, с престарелыми и др.), либо в определенных учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы).

Главная цель социальной работы -- забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Социальные педагоги, социальные работники стремятся сделать всё необходимое для того, чтобы люди были счастливыми, довольными своей жизнью (семьей, работой, образованием, здоровьем, заработком, жильем, отдыхом и т. п.).

Пути достижения цели:

Знакомство с клиентом ("клиентом" может выступать и общество, и социальная группа, и человек), диагностика ситуации;

Выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;

Помощь в решении проблем, реализация возможностей;

Наблюдение и забота.

Специфические ценности социальной работы:

Любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание;

Участие;

Вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию;

Желание помочь и пожертвовать;

Накопление знаний;

Приобретение опыта;

Социальное творчество.

Социальный педагог, социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г. Бочаровой) :

Диагностическая -- специалист ставит "социальный диагноз", изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы;

Организаторская -- специалист организует ту или иную деятельность, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организациями;

Прогностическая -- специалист участвует в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе;

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая -- специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

Организационно-коммуникативная -- специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

Охранно-защитная -- специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.

Работник, занятый в сфере организации и управления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи, с разнопрофильной социальной работой. Имеется и специфика работы организаторов социальной помощи в различных учреждениях, прежде всего по важнейшим направлениям социальной работы:

а) помощь семье;

б) работа в экстремальных ситуациях и с "группами риска";

в) работа в здравоохранении;

г) работа в сфере образования;

д) работа в службах занятости.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.

Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру) :

1) оптация -- формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

2) профессиональная подготовка -- формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

3) профессиональная адаптация -- вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

4) профессионализация -- формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

5) профессиональное мастерство -- полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника :

Определитель клиента: устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель -- обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;

Оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель -- сбор и обработка информации;

Менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель -- помощь в принятии решений для действия;

Брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель -- скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;

Посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель -- снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;

Мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель -- объединение усилий клиентов в решении проблем;

Адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель -- повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;

Учитель: передает людям информацию и знания. Цель -- помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;

Корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель -- психолого-педагогическая поддержка клиента;

Проектант сообществ: помогает в планировании групп, агентств, служб, правительств; разработке и реализации программ их деятельности. Цель -- программирование социальной работы;

Консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель -- помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;

Администратор: обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель -- принятие управленческих решений.