Туристские формальности: понятие и виды. Туристские формальности: паспортно – визовые формальности. Туристские формальности для выездного туризма граждан РФ

Оформление документов

Понятие формальностей в туризме

Таможенные системы государств влияют на развитие международного туризма. Туристские формальности таможенного законодательства могут способствовать как развитию международного туризма, так и сдерживанию его путем усложнения законодательства.

Определение 1

Формальности в туризме - это процедуры, связанные с соблюдением лиц, пересекающих государственную границу, правил, условий и требований въезда и пребывания в стране, установленных государственными органами.

В 1989 г. Гаагская декларация определила принцип VI, в котором говорится о том, что государствам нужно принять эффективные мероприятия по упрощению:

  • туристских формальностей,
  • таможенных процедур касательно паспортов и виз,
  • валютного и медицинского контроля,
  • поездок и пребывания в стране.

Классификация туристских формальностей

Туристские формальности классифицируются по следующим разделам:

  • таможенные правила,
  • заграничные паспорта,
  • визы,
  • валютный контроль и порядок обмен а валюты,
  • режим въезда и выезда,
  • санитарные правила,
  • особенности пребывания и передвижения туристов в иностранной стране,
  • иммиграционные правила.

В системе международного туризма различают формальности:

Санитарные формальности предусматривают:

  • вакцинацию туристов на месте,
  • временную изоляцию и помещение в карантин,
  • необходимость ветеринарных сертификатов для перевозимых животных.

Государственный таможенный орган согласно национального законодательства осуществляет контроль за прохождением через государственную границу пассажиров, багажа, грузов, драгоценностей и денежных средств, почтовых отправлений, сбор пошлин и налогов .

Таможенные формальности осуществляются таможенной службой в пограничных пунктах:

  • железнодорожных вокзалов,
  • речных и морских вокзалов,
  • аэропортов,
  • автодорожных пунктах пересечения границы.

Замечание 1

Соблюдение таможенных формальностей туристами состоит в устном или письменном (декларация по форме Т-6) декларировании количественного перечня перевозимых товаров, вещей, валюты.

Декларацию заполняют лица, достигшие 16-летнего возраста. Заверенная таможенная декларация при временном въезде остается у владельца и не возобновляется при потере. Валютные средства и багаж при необходимости могут быть проверены таможенниками. При перевозке товаров и вещей, превышающих установленную норму, оплачивается специальный налог.

Таможенные формальности связаны с:

  • выполнением государством установленных таможенных правил,
  • оплатой туристами пошлин, налогов и сборов.

При этом возникает проблема большого разброса в разрешительных системах различных стран на беспошлинный ввоз и вывоз товаров и вещей.

  • при внесении суммы валюты в декларацию, разрешить ее ввоз в страну;
  • чтобы свести к минимуму финансовые неудобства туристов при пересечении границы, заблаговременно предоставлять им полную информацию о правилах перевоза валюты;
  • позволить туристам обратный обмен валюты при выезде;
  • производить обмен ввозимой валюты на национальные деньги только по желанию туристов;
  • вывешивать правила обмена валюты и текущий обменный курс на контрольно-пропускном пункте при въезде в страну;
  • разрешить туристам, выезжающим из своей страны, иметь денежные средства для обратной поездки по стране.

При пересечении границы, помимо заграничного паспорта, могут использоваться:

  • служебные, дипломатические и консульские паспорта,
  • удостоверение личности иностранца,
  • семейные паспорта,
  • удостоверение личности ребенка,
  • паспорт моряка и т.д.

Замечание 2

При утрате туристом заграничного паспорта в иностранной стране, ему предоставляется временный документ, который удостоверяет личность и дает право на возвращение на родину.

Визы подразделяются на:

  • студенческие,
  • транзитные,
  • одноразовые и многоразовые,
  • индивидуальные и групповые,
  • въездные и выездные,
  • шенгенские.

Туристские формальности – обязательные с точки зрения законности и установленного порядка действия по оформлению и совершенствованию туристского путешествия, а также процедуры, связанные с пересечением границы.

Формальности в сфере туризма подразделяются на паспортно-визовые, таможенные, санитарные или медицинские правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, правила пребывания и передвижения в стране и другие процедуры.

Международное сотрудничество и деятельность различных международных организаций в сфере туризма идет по пути упрощения подобных формальностей, направленного на ликвидацию препятствий на пути развития путешествий и международного туризма.

Туристские формальности являются одним из факторов внешней среды, которые учитываются туристским предприятием при организации поездок в зарубежные страны.

Паспорт - Основной документ, удостоверяющий личность российского гражданина. Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Закону «О государственной границе Российской Федерации» лишь при предъявлении этого документа российский гражданин вправе пересекать государственную границу страны.

Иностранные граждане и лица без гражданства пересекают границу РФ по документам, удостоверяющим личность и признаваемым в этом качестве Российской Федерацией, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Различают несколько видов паспортов.

Служебный паспорт (синий) выдается должностным лицам и сопровождающим их в служебной командировке работникам административно-технических служб, федеральных органов исполнительной власти, прочим государственным чиновникам. Дипломатический паспорт (зеленый) выдается Министерством иностранных дел РФ российским гражданам, выезжающим на дипломатическую работу, а также их супругам, следующим вместе с ними.

Паспорт моряка (бордовый) - удостоверение личности моряка - выдается российским гражданам для пересечения границы РФ на судне, в штат (судовую роль) которого включен владелец паспорта. Владелец паспорта моряка может в отдельных случаях выезжать за пределы РФ по данному удостоверению любым видом транспорта при наличии надлежащим образом заверенной выписки из судовой роли, т. е. паспорт моряка в этом случае действителен лишь при наличии дополнительных документов. При организации туристских поездок, как правило, посольства не работают с паспортами моряка.



Общегражданский загранпаспорт (красный) - ОЗП, по которому граждане России путешествуют в туристских целях. Здесь следует заметить, что ни чиновник при посольстве, ни дипломат не вправе выезжать в турпоездки по служебному или дипломатическому паспорту. Ни одно посольство туристскую визу в служебный (или дипломатический) загранпаспорт не поставит.

Поэтому турфирмы работают только с красными общегражданскими загранпаспортами. Срок действия любого загранпаспорта - пять лет. Однако в ряде стран при выдаче въездной визы имеются ограничения, если до окончания действия паспорта осталось менее двух месяцев, в некоторых странах - менее шести. Если же российский гражданин выезжает в такие страны за несколько дней до окончания срока действия паспорта, то следует помнить, что российский паспортный контроль проверяет дату окончания паспорта и наличие обратного билета. И если, например, в аэропорту при прохождении паспортного контроля обнаружится несоответствие даты обратного билета сроку действия загранпаспорта, то турист будет снят с рейса. На пути таких осложнений стоят работники туристских фирм, проверяющие срок действия паспорта при оформлении туристских документов. Согласно правилам перевозки авиа перевозчики при оформлении авиабилетов также проверяют сроки действия загранпаспортов.

Визы. Во всех основных документах международных форумов в области туристского обмена отмечается, что требуется упрощение процедур выдачи въездных виз иностранным туристам. На сегодняшний день получение российскими туристами въездных (выездных) виз во многие страны обязательно, а процедура визового оформления очень сложная.

Туристская виза - это отметка в паспорте дипломатическими представительствами иностранных государств, дающая право его владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего ему визу, с целью туризма и отдыха. Виза на посещение страны выдается на основании приглашения.

Приглашения бывают:

Служебные или деловые (от иностранной организации, российской организации);

Частные (от иностранного гражданина - гражданину РФ);

Гостевые (от командированного на длительный срок за рубеж российского гражданина - своему соотечественнику);

Туристские (на поездки в целях отдыха, лечения, краткосрочного обучения, участия в спортивных соревнованиях, бизнес-семинарах).

В зависимости от приглашения выдаются различные виды виз: деловая, частная, туристская, транзитная, рабочая.

Деловая виза (бизнес-виза) выдается при оформлении приглашения организацией (иностранным юридическим лицом) организации (визополучателю) другого государства на конкретного работника этой организации с указанием цели и сроков пребывания.

Частная виза выдается при оформлении приглашения частным лицом (гражданином иностранного государства) частному лицу (визополучателю) другого государства. Приглашение оформляется в местном органе власти (в Германии, например, в полицейском управлении).

Туристская виза выдается на время, указанное в турпутевке, ваучере, приглашении на участие в семинаре, спортивном мероприятии и т. п. Туристские поездки (будь то отдых, лечение, участие в соревнованиях), как правило, ограничены определенным сроком пребывания, и поэтому многократные визы здесь не выдаются.

Транзитная виза предоставляет визополучателю право проезда через третью страну в страну основного пребывания. Транзитная виза выдается посольством третьей страны на определенное количество часов после получения основной визы. Например, гражданин следует в Австрию поездом и проездом через третью страну. После получения австрийской визы им подаются документы в посольство третьей страны для получения транзитной визы.

Рабочая виза предоставляет право работы по найму за рубежом. Для получения такой визы приглашающая сторона (работодатель) заключает контракт с будущим работником, согласовывает все нюансы (условия работы, проживания, страхования) в местной иммиграционной службе, получив разрешение властей, высылает весь пакет документов будущему работнику. Гражданин с этими документами обращается в посольство для получения рабочей визы.

Возможность выдачи визы в каждой конкретной стране, в каждом конкретном случае рассматривается индивидуально. В каждом посольстве - свои требования.

Шенгенская виза выдается на основании приглашения от вашего партнера, знакомого или родственника. Подтверждение туроператором приема, обслуживания туристов и брони на их размещение в местном отеле приравнивается к приглашению. Обращаться нужно в посольство той страны, из которой получено приглашение.

Если вас приглашает международная организация, например ЮНЕСКО, штаб-квартира которой находится в Париже, а вам нужно ехать в Германию, то в этом случае вы обращаетесь в германское посольство. Тут важна цель поездки, обязательно указанная в документах, которые подаются в посольство.

Если вы собираетесь провести большую часть поездки в одной стране, а в другую лишь ненадолго заехать, то приоритетным считается государство, основное по длительности пребывания. В это посольство вы и должны обратиться за визой.

Если у вас, скажем, два приглашения, то вы должны оформить визу в посольстве той страны, которая стоит первой в вашем маршруте.

Если у человека частное приглашение на три дня, то ему выдается национальная виза для посещения только одной страны.

Следует особо предупредить туристов о том, что если в одной из перечисленных стран человек нарушил закон и его выдворили из страны пребывания, то ему закрыт путь во все страны Шенгенской группы. В Страсбурге находится компьютерный центр, куда стекается вся информация. Если турист попал в «черный список», то ни одно посольство не выдаст ему визы до тех пор, пока страна, включившая его в этот список, не снимет запрета.

Работа с посольствами - один из самых неприятных моментов деятельности турфирм. Проблемы с визами обычно возникают в самое горячее время, когда сотрудники консульских отделов не справляются с потоком туристов. При возникновении непредвиденных сложностей туристские агентства могут обращаться в исполнительную дирекцию Российской ассоциации туристских агентств (PATА) за помощью и за документально подтвержденной информацией. Комитет по международным вопросам РАТА при участии ГКФТ РФ информирует турфирмы по всем вопросам, касающимся выезда граждан за пределы России, а также оказывает помощь в решении проблем, связанных с выездом туристов за рубеж.

Прием иностранных туристов

Для того чтобы фирма имела право принимать иностранных туристов на территории России, ей нужно получить референс.

Процедура оформления референса следующая:

Необходимо обратиться в Департамент консульской службы (ДКС) МИД России (по адресу: 1-й Неопалимовский пер., д. 12, ст. метро «Смоленская») по вопросу регистрации фирмы на право приема иностранных туристов. Там же можно выяснить, какой комплект документов необходимо представить для регистрации в ДКС МИД России;

Для дальнейшей регистрации туристов необходимо зарегистрировать фирму в УВИРе г. Москвы (ул. Покровка, д. 42); процедура регистрации та же самая, что и в ДКС МИД России.

1 октября 1998 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 1142 «О реализации отдельных норм Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"». Некоторые из утвержденных положений касаются порядка приглашения российскими юридическими лицами иностранных граждан. Приглашение в РФ иностр. граждан или лиц без гражд-ва рос. юр. лицом оформляется Мин. ин. дел или его представительствами на основании письм. заявления этого юр лица. Если по приглашению гражд-на РФ, то приглаш оформл-ся органами внутр дел РФ на основании его заявления. Рос физич или юр лица, приглашающие иностр граждан или лиц без гражд-ва должны при необходимости обеспечить их пребывание и выезд из РФ.

Таможня является государственным органом, осуществляющим в соответствии с национальным законодательством контроль за прохождением через государственную границу грузов, багажа, пассажиров, почтовых отправлений, денежных средств и драгоценностей, взимание установленных пошлин и других сборов, а также задерживание грузов, которые не отвечают установленным законодательством условиям.

Таможенные формальности для туристов и путешественников обычно состоят из письменного и устного декларирования перечня и количество перевозимых вещей, товаров и денег, разрешенных к перевозке.

Санитарные формальности (медицинские) – процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными установленных требований о вакцинации. Контроль осуществляется соответствующими специальными санитарными службами в пограничных пунктах и состоит обычно в проверке у туристов международного сертификата о вакцинации.

. Международный туризм - это поездки лиц, с туристической целью путешествуют за пределы страны постоянного проживания. При этом въездной и выездной туризм отличаются направлениями туристического потока один и тот же туриста можно а считать въезжает, и таким, что уезжает, одновременно в зависимости от того, относительно какой страны он перемещаетсяся.

Формируя туристические маршруты, фирмы преодолевают много трудностей. С одной стороны, это связано с существованием большого количества формальностей, в частности обмена национальных валют, официальные курсы и курсы"черно ого рынка"которых постоянно колеблются, таможенных ограничений, политических и экономических ограничений и т.п.. С другой - в отдельных случаях даже активные туристы не хотят ехать в некоторые регионы через небла ные обстоятельства - военные действия, экологическую ситуацию, национальные и религиозные конфликты и ифлікти та ін.

Туристы, которые пересекают государственную границу, обязательно отбывают туристические формальности - процедуры проверки пограничными службами правильности оформления выездных документов, соблюдения таможенных, ва алютних, медико-санитарных правил. Туристические формальности, связанные с пересечением государственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма, его главной особенностью. Чем больше отличаются общест. Шове системы государств, чем больше препятствий возникает на пути свободного передвижения людей, чем значительнее языковые барьеры (хотя они и не относятся к туристическим формальностей, но, разделяя народы, влияют на развитие туристских контактов), тем существеннее есть отличия международного и внутреннего туризмму.

91 Виды формальностей в международном туризме

Формальность - это преимущественно обязательное действие, предусмотренное установленным правилам, или соблюдения определенной формы или процедуры. Формальности в международном туризме - это действия и процедуры, связанные с обязательным связочно выполнением туристами, которые пересекают государственную границу, установленных правил, регулирующих порядок выезда, въезда и пребывания в другой стране. Правила для путешественников устанавливаются на основании межгосударственных договоров, действующих международных норм и местных обычаев и являются обязательными для туристов, туристических фирм, других организаций, имеющих отношение к международному туризму. Туристические формальных ности государства вводят с целью государственной безопасности, борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д., а также для обеспечения безопасности путешественников и защиты окружающей среды. Туристические формальности непосредственно касаются самих туристов: оформление загранпаспортов и виз, прохождение таможенных процедур, валютный, медицинский и санитарный контроль. Туристические фирмы тоже обязаны соблюдать административных формальностей, к которым относятся оформления лицензии, сертификата соответствия на создаваемый турпродукт, регистрация в. МИД, пр исвоення туристического референс-номера, аккредитация в иностранных посольстваствах.

Туристические формальности можно разделить на следующие виды:

Полицейские;

Паспортные и визовые;

Уплата пошлины и валютный контроль;

Медико-санитарные;

Формальности безопасности и страховые

Несоблюдение хотя бы одного из формальностей может помешать выезда туриста за границу. Жесткость формальностей влияет на международные туристические потоки, затрудняя передвижение людей. Не способствуют зростан нню количества туристических поездок, например, сложная и затянутая во времени процедура оформления выездных документов, чрезмерно высокий консульский сбор, введение ограничений на обмен валютти.

Всеобщая декларация прав человека, принятая на сессии. Генеральной. Ассамблеи. ООН 1948 года, провозгласила равенство всех людей без какой-либо дискриминации, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на отдых и социальное обеспечение, на защиту прав и др.. Согласно. Всеобщей декларации, все государства мирового сообщества, большие и малые, юридически равными и обязаны уважать суверенные права человека и других государств. Всеобщая декларация прав человека стала первым международным документом исторического значения, который провозгласил основные права и свободы человека и его основные положения служат прав овыми фундаментом международного туризма. На ней, в частности, базируется. Манильская декларация по мировому туризму (1980), которая провозгласила право гражданина на отдых, свободу путешествий и туризма как. Найва ажливиший фактор развития туризма и индивидуальности туриста. В сфере получения услуг турист не имеет ограничений и не может быть дискриминации по национальным и расовым признакам, статью или религией. Все тью международными нормами туризм признан общечеловеческим явлением, и никто не может быть ограничен в возможности совершить путешествие время право граждан на свободу путешествий предполагает обязательное. Дотри. Ання правил международного туризма, уважение законов и местных обычаев посещаемой страны и выезд из посещаемого места в указанный терминай термін.

Главную роль в гармонизации и упрощении формальностей играет государство. Государственное регулирование туристических формальностей предусматривает совокупность государственных мероприятий одного или группы государств, направленных на запястье производства взаимно приемлемых условий и упрощенных правил, позволяющих каждому человеку участвовать в международном туризмі.

Основная цель государственного регулирования туристических формальностей - способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму. Государственные органы должны своими решениями, с. ОДН ного стороны, создавать условия, благоприятные для развития туристической деятельности, с другой - гарантировать свободу и безопасность туристических поездок и посещений, вводя такие пограничные, таможенные, медицинские и др.і

формальности, которые не будут мешать развитию международного туризма. Повышенное внимание к развитию туризма, кроме правительств, проявляют национальные парламенты. Так, в. Европейском парламенте и национальных парлам тах некоторых европейских государств созданы специальные группы и комиссии по туризму, которые разрабатывают общую стратегию и законопроекты, способствующие развитию туризмму.

Способы государственного регулирования формальностей в сфере туризма:

Принятие законов и нормативных актов, направленных на упорядочение и совершенствование туристических формальностей;

Лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта;

Введение правил въезда, выезда и пребывания на территории страны временного проживания;

Создание благоприятных условий для таможенного и валютного регулирования;

Защита прав и интересов путешественников, обеспечения их безопасности;

Содействие подготовке кадров и развитии научных исследований в сфере туристических формальностей

Начиная с 1921 г. Лига. Наций,. ООН, аз 1975 г. -. Всемирная организация туризма (UNWTO), национальные туристические администрации и международные организации считали упрощение формальных ценностей одной из главных своих задач. В 1944 г на чикагской конференции. Международная организация гражданской авиации одной из первых предложила унифицировать загранпаспорта. В 1954 г была принята. К онвенция о таможенных льготах для туризмуризму.

В 50-90-е годы XX века. Всемирная организация здравоохранения,. Совет таможенного сотрудничества,. Международная морская организация,. Международная организация гражданской авиации, действуя в тесном контакте с UNWTO приняли рекомендации по вопросам медицинского, пограничного и таможенного контроля, утвержденные соответствующими документами.

В рамках мирового сообщества работу по регулированию туризма и его формальностей осуществляет межправительственная организация в сфере туризма - UNWTO

В 1994 p UNWTO создала. Комитет по качеству туристского обслуживания, основными направлениями деятельности которого стали:

Упрощение туристического обмена и формальностей;

Согласование законодательного порядка регулирования туризма, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах (эпидемий, стихийных бедствий и др.);

Оказание помощи в разработке государственной политики по налаживанию рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме

Всем странам рекомендовалось учредить национальный орган (комитет по качеству туристского обслуживания), аналогичен созданного UNWTO. Комитета, который бы координировал деятельность по благоустройству и спр ращения положений, формальностей и процедур, касающихся туристических путешествий, поездок и пребывания туристов.

Придавая особое значение гармонизации требований к туристическим формальностей безопасности и защиты туристов, UNWTO многократно включала перечисленные вопросы в документах, принятых на важнейших ф форумах и совещаниях: в. Манильскую декларацию по мировому туризму (1980)

Гаагскую декларацию по туризму (1989), резолюцию об упрощении поездок, а также безопасности и защиты туристов (1991), в документы. Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при подоро ожах (Швеция, 1995),. Международного форума по туризму в. Испании (1995), а также в. Глобальный этический кодекс туриста (1999.

Участники форумов. ИС ^. ТО признали, что государство должно способствовать упрощению и регулированию туристических формальностей, что имеет важное значение для развития туризма в мире. В результате были приняты соответствующие и пакеты рекомендаций в этой сфере в отношении полицейских, паспортных, визовых, таможенных, валютных, медико-санитарных формальностей и формальностей опасностейи.

. Полицейские формальности : приведение паспортов в соответствие со стандартами. ИКАО, что позволяет осуществлять проверку с помощью компьютерных систем

. Паспортные формальности : установление срока действия паспорта не менее пяти лет с неограниченным количеством поездок; децентрализация паспортных служб, сокращение сроков и упрощение процедуры оформления загранпаспортов;; введения умеренного сбора за оформление паспорта; хранения загранпаспорта у владельца без права его конфискаций.

. Визовые формальности : взаимное признание визы рядом государств, в отдельных случаях предоставления разрешения на въезд на контрольно-пропускном пункте, распространение действия визы до 12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по в всех маршрутах, открытых для туристов; безвизовый въезд на срок до трех месяцев; введение единого консульского сбора не * в зависимости от гражданства турист.

. Таможенные формальности : введение для туристов льготных таможенных пошлин, сборов, предоставление таможенных льгот (в том числе отмена налогов) на ввоз оборудования для гостиниц и других туристических объектов; включения где еяких налогов и сборов на содержание и восстановление туристических объектов в структуру косвенного налогообложения, в стоимость билетов вместо прямого сбора валюты с посетители.

. Валютные формальности (по рекомендациям UNWТО): возможность получать в стране, с которой туристы выезжают, свободно конвертируемой валюты, необходимой для их поездок; разрешение на ввоз валюты в размере, указанном в пошлин тний декларации, обмен ввозимой валюты только на добровольной основе, обеспечение возможности обратного обмена валюты при выезде из страны пребывания, предоставление туристам права иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах обратной поездки своей страной, предоставление туристам и посетителям полной информации о правилах и текущий курс обмена валюты, размещение в обязательном рядом ку необходимой информации на контрольно-пропускных пунктах въезд.

. Медико-санитарные формальности : расширение сотрудничества национальных туристических администраций с санитарно-эпидемиологическими организациями. ИИ органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающей информации медицинского характера всем за ацикавленим лицам; заключения многосторонних государственных договоров о предоставлении неотложной медицинской помощи всем без исключения туристам, в случае заболевания в острой форме или смерти немедленно сообщу ния консульства и родственников; перевозку тела на родину или его захоронение; быстрое оформление необходимых документе.

. Формальности безопасности : внедрение жестких требований к безопасности туристов и уменьшение рисков при путешествиях, обеспечение соблюдения экологических норм на туристических объектах и??в регионах посещение

Эти рекомендации основываются на основных принципах упрощения туристических формальностей, сформулированных в документах. Будапештской конвенции (1989) и почти полностью повторенных в документах. Гаагской декл ларации с туризм.

Крупные международные туристические ассоциации, например,. Туристическая ассоциация стран. Азии и. Тихого океана (пата), одним из своих важнейших задач считают содействие сотрудничеству по вопросам упрощения пограничного нных формальностей, валютных и таможенных правил и других нор.

Несмотря на существенные различия, международный и внутренний туризм взаимосвязаны и выступают своего рода взаимными катализаторами. Так, внутренний туризм способствует освоению новых рекреационных ресурсов и район нов, созданию туристической инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оживляет интеграционные процессы, формирование единого мирового туристического пространства. С учетом уязвимости международного тур изму, что является следствием влияния различных факторов (резкие колебания валютных курсов, ужесточение правил воздушных перевозок и др.), работа национальных туристических администраций всех стран должны строиться я в тесном контакте со всеми другими заинтересованными организациями, включая полицию, ассоциации гостиниц, туристические ассоциации и фирмы, средства массовой информацииції.

Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывания.

Гаагская декларация по туризму 1989г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, поездок и пребываний (принцип VI). Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают: заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

В международном туризме принято различать полицейские и санитарные формальности.

При этом под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной пограничной службой).

Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для выезда и въезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Таможня является государственным органом, осуществляющим в соответствии с национальным законодательством контроль за прохождением через государственную границу грузов, багажа, пассажиров, почтовых отправлений, денежных средств и драгоценностей, взимание установленных пошлин и других сборов, а также задержание грузов, которые не отвечают установленным законодательством условиям.

Таможенные формальности представляют процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны (аэропорты, железнодорожные, морские и речные вокзалы, пункты пересечения границы на автодорогах).

Паспортные и визовые формальности состоят в следующем:

Паспорт является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина. В нем содержатся сведения о поле, возрасте, месте рождения и жительства, гражданстве. Заграничный паспорт выдается в ряде государств, в том числе и в России. Помимо заграничных паспортов в отдельных случаях могут использоваться: дипломатические, служебные, консульские паспорта; паспорт (удостоверение личности) иностранца или лица без гражданства, выдаваемый иностранному гражданину, постоянно проживающему в государстве; семейные паспорта на мужа и жену (с детьми или без детей); паспорт (удостоверение личности) ребенка, паспорт моряка и ряд других. Существуют определенные медико-санитарные правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться турфирмами до сведения клиентов до начала поездки в виде информационного листка, как этого требует соответствующий российский стандарт по туристско-экскурсионному обслуживанию. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешествия, что подтверждается его подписью.

11.2.

11.3. Таможенные формальности

11.4.

11.1. Сущность туристских формальностей
В процессе путешествия турист сталкивается с различного рода формальностями, исполнение которых является обязатель­ным условием при пересечении им государственной границы.

Туристские формальности – обязательные с точки зрения за­конности и установленного порядка действия по оформлению и совершенствованию туристского путешествия, а также проце­дуры, связанные с пересечением границы. Формальности в сфере туризма подразделяются на паспортно-визовые, таможенные, са­нитарные или медицинские правила, валютный контроль и поря­док обмена валюты, правила пребывания и передвижения в стра­не, иммиграционные правила и другие процедуры.

Международное сотрудничество и деятельность различных международных организаций в сфере туризма идет по пути упро­щения подобных формальностей, направленного на ликвида­цию препятствий на пути развития путешествий и международного туризма.

Упрощение туристских формальностей стало объектом цело­го ряда международных соглашений и договоров. К ним можно отнести:


  • Чикагскую конвенцию Международной организации гражданской авиации 1944 г. (ИКАО);

  • Международные медицинские правила Всемирной органи­зации здравоохранения 1951 г.;

  • Конвенцию по содействию международному морскому транс­порту Международной морской организации 1965 г.;

  • Международную конвенцию 1973 г. по упрощению и гар­монизации (согласованию) таможенных процедур (кон­венция Киото);

  • Заключительный акт Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе 1975 г.;

  • Решение-рекомендация Совета ОЭСР по международной политике в области туризма 1985 г.;

  • Единый европейский акт Европейских сообществ 1987 г.;

  • Гаагскую декларацию Межпарламентской конференции по туризму -1989 г.;

  • Конвенцию о применении шенгенских соглашений 1985 г.

ВТО, придавая особое значение упрощению туристских фор­мальностей, разработала и приняла соответствующий пакет ре­комендаций в части:


  • паспортных формальностей: децентрализация паспортных служб; сокращение сроков и упрощение процедуры оформ­ления заграничных паспортов, введение разумного сбора, установление срока действия паспорта не менее 5 лет с неог­раниченным числом поездок, хранение заграничного паспор­та у владельца без права конфискации; приведение паспортов в соответствие со стандартами ИКАО, позволяющими осу­ществлять проверку с помощью компьютерных систем;

  • визовых формальностей: безвизовый въезд на срок до 3 ме­сяцев; распространение действия визы сроком на 12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по всем мар­шрутам, открытым для туристов, с использованием любого вида транспорта; взаимное признание визы рядом госу­дарств; в исключительных случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном пункте; установление еди­ного консульского сбора независимо от гражданства туриста;

  • валютных формальностей: разрешение ввоза валюты в раз­мере, указанном в таможенной декларации; предоставление полной информации потенциальным посетителям и тури­стам о правилах и текущем курсе обмена валюты; размеще­ние соответствующей информации в обязательном порядке на контрольно-пропускных пунктах въезда; обеспечение возможности обратного обмена валюты при выезде из страны пребывания; обмен ввозимой валюты только на добровольной основе; предоставление туристам права иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки по своей стране;

  • таможенных формальностей: обложение туристов налога­ми, сборами, пошлинами при въезде-выезде, кроме тамо­женных пошлин и налогов на добавленную стоимость по отдельным видам товаров и определенному их количеству , включение некоторых налогов и сборов на содержание и обновление туристских объектов в структуру косвенной налогообложения, в стоимость билетов, путевок, туров вместо прямого сбора валюты с посетителей;

  • медицинских формальностей и оказания медицинской по­мощи туристам: расширение сотрудничества национальных туристских администраций с органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающей туристской информации медицинского характера всем заинтересованным лицам; заключение многосторонних государственных договоров по медицинскому страхованию и оказанию медицинской помощи туристам; предоставление неотложной медицин­ской помощи всем без исключения туристам; в случае за­болевания в острой форме или смерти незамедлительное извещение консульства и родственников; перевозка тела на родину или его захоронение; быстрое оформление требуе­мых документов.
Эти рекомендации исходят из основополагающих принципов упрощения туристских формальностей, нашедших отражение в Гаагской декларации по туризму.

Туристские формальности включают в себя ряд требований и правил, предъявляемых к порядку въезда и пребывания ино­странных туристов на территорий государств. Таким образом, установление и определение рамок их действия является исклю­чительным правом этих государств.

При разработке туристской политики важным элементом яв­ляется показатель доходов от туризма, чаще всего определяемый по количеству поступлений от предприятий данной инфраструк­туры и расходов. Следует иметь в виду, что сложность, предпола­гаемая туристскими формальностями, может существенно по­влиять на снижение как первых, так и вторых показателей. Сложные паспортно-визовые формальности и процедуры оформ­ления перемещения иностранных граждан по национальной территории ведут к снижению туристских потоков, а также к ог­раничению доступа иностранцев к различным достопримеча­тельностям государства, что", в свою очередь, снижает доходы ту­ристских предприятий и ограничивает расходы иностранцев во время их пребывания в данной стране.

Туристские формальности являются одним из факторов внеш­ней среды, которые учитываются туристским предприятием при организации поездок в зарубежные страны. Организовывая туры в ту или иную страну, следует выяснить порядок и необходимые

процедуры для обеспечения въезда и пребывания в ней туристов, а также предпринять все действия, обеспечивающие выполнение этих процедур путешественниками.

Следует помнить, что туристское предприятие обязано информировать участников путешествий и потенциальных покупа­телей о формальностях, связанных с въездом, выездом и пребы­ванием в стране назначения. Турист, отправляющийся в страну, должен знать следующее: какие вещи и в каком количестве под­лежат беспошлинному перемещению через границу; что запре­щено к вывозу в стране, куда он едет; что подлежит обложению таможенными сборами; каков порядок обмена валюты ; существуют ли ограничения на ее обмен; имеет ли место обязательный минимум валютных средств из расчета на день проживания.

Кроме этого, туристская компания должна принять все меры к тому, чтобы обеспечить клиентов надлежащим образом оформ­ленной документацией (туристским ваучером, путевкой, меди­цинской страховкой, проездными документами).
11.2. Паспортно-визовые формальности
Паспортно-визовые формальности – процедуры, связанные с необходимостью соблюдения лицами, пересекающими госу­дарственную границу, установленного паспортно-визового ре­жима, являются одними из наиболее важных, затрагивающих каждого туриста. Установление паспортного или визового режи­ма для иностранных граждан и туристов – это прерогатива на­ционального законодательства страны пребывания.

Как правило, въезд в страну пребывания требует получения визы. Виза (лат. visa, мн. ч. от visum – просмотренное) – это спе­циальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию. Визы бывают:


  • одноразовые и многоразовые;

  • индивидуальные и групповые;

  • студенческие;

  • въездные;

  • транзитные;

  • выездные, шенгенские и др.

Виза на посещение страны выдается на основании пригла­шения.

Приглашения бывают:


  • служебные или деловые (от иностранной организации оте­чественной организации);

  • частные (от иностранного гражданина);

  • гостевые (от командированного на длительный срок за ру­беж гражданина своему соотечественнику);

  • туристские (на поездки в целях отдыха, лечения, кратко­срочного обучения, участия в спортивных соревнованиях, бизнес-семинарах).
В зависимости от приглашения выдаются различные виды виз: деловая, частная, транзитная, рабочая, туристская.

Деловая виза (бизнес-виза) выдается при оформлении ино­странной организацией (иностранным юридическим лицом) при­глашения организации (визополучателю) другого государства на конкретного работника последней с указанием цели и сроков пре­бывания.

Частная виза выдается при оформлении частным лицом (граж­данином иностранного государства) приглашения частному лицу (визополучателю) другого государства. Приглашение оформляется в местном органе власти (в Германии, например, в полицейском управлении).

Транзитная виза предоставляет визополучателю право проез­да через третью страну в страну основного пребывания. Она вы­дается посольством третьей страны на определенное количество дней после получения основной визы.

Рабочая виза предоставляет право работы по найму за рубежом. Для получения такой визы приглашающая сторона (работодатель) заключает контракт с будущим работником, согласовывает все нюансы (условия работы, проживания, страхования) в местной иммиграционной службе и, получив разрешение властей, высылает пакет документов будущему работнику. Последний обращается с этими документами в посольство для получения рабочей визы.

Туристская виза – это отметка в паспорте дипломатически­ми представительствами иностранных государств, дающая право ° владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего ему визу, с целью туризма и отдыха. Основанием для в ыдачи туристской визы является согласие принимающей тури-
388

стекой фирмы предоставить туристу обслуживание по согласо­ванному маршруту в подтвержденные сроки.

Срок, на который выдается виза, зависит от приглашения,] на основании которого она выдается. При заполнении бланка приглашения принимающая сторона указывает цель посеще­ния, предполагаемый срок пребывания и количество посеще­ний страны. В соответствии с этими данными посольство принимает решение о сроке выдаваемой визы. За ее оформле­ние может взиматься консульский сбор.

Консульский сбор – установленная денежная сумма, получав-;: мая с иностранных лиц консульским учреждением за выдачу визы в предоставляемую им страну. Срок выдачи визы с момента обращения зависит от межгосударственных соглашений и сло­жившейся практики. Для ее получения необходимо заполнить одну или несколько визовых анкет и приложить к ним фотогра­фии установленного образца.

Визовая анкета – опросный лист, заполняемый лицом, обра­щающимся в иностранное дипломатическое представительство за получением визы на въезд на территорию данного государст­ва. Количество и содержание вопросов визовой анкеты опреде­ляются каждым государством и зависят также от цели поездки и ее продолжительности.

Для туристских групп и деловых поездок в ряде случаев оформляется групповая виза, которая ставится на списке тури­стов или деловых людей.

Заявление на выдачу визы может быть не принято по техни­ческим причинам, а также в следующих случаях:


  • паспорт недействителен в течение 3 месяцев после запла­нированной поездки;

  • в паспорте нет свободных страниц для помещения бланка визы; » паспорт испорчен или можно обоснованно подозревать, что содержащиеся в нем данные изменены;

  • в системе данных зафиксировано запрещение на въезд дан­ного лица;

  • проситель визы во время предыдущих пребываний совер­шил серьезное преступление;

  • проситель дал ложные сведения о себе;

  • на основании деятельности просителя можно предполо­жить, что он может представлять угрозу общественному порядку и безопасности;

  • имеются основания подозревать , что проситель визы будет приобретать средства нечестным путем.
Необходимо отдельно рассмотреть шенгенские соглашения. 14 июня 1985 г. в Шенгене (Люксембург) Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ заключили Соглашение о посте­пенной отмене контроля на общих границах.

В настоящее время в зону действия шенгенских соглашений входят 15 европейских стран: Австрия, Бельгия, Германия, Гре­ция, Дания, Испания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидер­ланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция. Два других члена Евросоюза – Великобритания и Ирландия -не участвуют в шенгенском сотрудничестве, хотя, согласно под­писанному ими протоколу к Амстердамскому договору, могут подключиться к нему в любое время.

В период с 1995 по 1999 г. был осуществлен переход к единой визовой политике и практике государств– участников шенгенских договоренностей, которые были введены в действие 26 марта 1995 г. С этого момента был отменен пограничный контроль на внутренних границах государств-участников, усилился контроль на внешних границах.

Шенгенские соглашения регулируют вопросы въезда и пребы­вания иностранных граждан на территории стран-участниц на срок до трех месяцев. На внешних границах установлены единые правила въезда и выезда. Условиями въезда являются наличие действительного документа, удостоверяющего личность, и визы, если таковая требуется, а также достаточных средств для прожива­ния. В большинство этих стран при обращении за визой необхо­димо предъявление полиса обязательного страхования.

При выдаче виз применяются общие требования, закреплен­ные в Совместной консульской инструкции. Предусмотренные инструкцией категории «единых» виз включают визу для транзи­та через аэропорт; транзитную визу (для следования через шенгенское пространство из одной страны); визу для краткосрочного пребывания на срок, не превышающий 90 дней; многократную визу на срок до 5 лет (при условии пребывания не более 90 дней течение полугода с момента первого въезда); визу с территориально ограниченной сферой действия; визу, выдаваемую на гра­нице; групповую визу.

Щенгенская виза выдается консульским учреждением страны, представляющей основную цель поездки. Если основная цель
390

поездки не может быть определена, то виза выдается консульским учреждением страны первого посещения. Шенгенскими нормами не предусмотрены конкретные сроки рассмотрения визовых обращений (на практике они, как правило, не превышают 7– 14 дней), Странами-участницами применяется единый тариф за выдачу виз. В то же время при выполнении визовых процедур сохраняются не­значительные национальные особенности.

В исполнении паспортно-визовых формальностей туристское предприятие принимает непосредственное участие. При организации туров в зарубежные страны необходимо установить контакт с их посольствами или консульствами и уточнить требо­вания, предъявляемые к получению туристских виз для въезда или транзита через национальную территорию данных госу­дарств. В некоторых случаях это предусматривает предоставле­ние в посольства или консульства пакета документов, характери­зующих данное туристское предприятие: копии лицензии на туристскую деятельность; копии договоров с зарубежными парт­нерами; списки групп; подтверждение партнера о готовности приема групп туристов; страховые полисы медицинского страхо­вания временно выезжающих за рубеж; проездные документы.

Для своевременного и правильного оформления иностран­ных виз работники туристского предприятия должны хорошо знать порядок обращения по этому вопросу в иностранные по­сольства (консульские службы). В них установлены правила вы­дачи туристских въездных виз, которые различаются по срокам обращения; анкетам, заполняемым на каждого туриста; количе­ству фотографий; необходимости личного посещения посольст­ва туристами; по порядку приема в посольствах сотрудников ту­ристской фирмы и др.

Следует иметь в виду, что иностранные въездные-выездные визы выдаются в строгом соответствии с датами организуемого тура. Поэтому перед раздачей туристам их паспортов с ино­странными визами туристское предприятие обязано проверить соответствие сроков действия виз и дат начала и окончания тура. Если эти даты не совпадают, необходимо до отъезда туристов урегулировать данную проблему.

Сотрудники туристского предприятия обязаны также предупредить всех выезжающих туристов об окончании действия ино­странной визы в день завершения туристской поездки. Поэтому,

если кто-либо из туристов собирается задержаться в стране по­сле окончания тура у своих родственников , знакомых или про­сто пожить в гостинице за свой счет, он должен заранее про­длить визу. Если такое желание возникло у него уже во время пребывания в стране, он должен обратиться в соответствующие официальные органы этой страны по вопросу продления визы за свой счет. Но в силу кратковременности туристских поездок оформить такое продление бывает довольно сложно.

Если же турист решит проигнорировать это требование, он тем самым становится на путь нарушения визового режима и соответ­ствующего законодательства в стране пребывания со всеми выте­кающими отсюда последствиями. При этом туристская фирма не несет перед туристом никакой ответственности.

Туристское предприятие обязано также предупредить туриста, что оно не несет ответственности за возможный отказ от предо­ставления визы или в ее продлении. В этом случае понесенный ту­ристом ущерб может быть компенсирован только страховой фирмой, если иное не оговорено в договоре страхования.

Следует помнить, что наличие визы не гарантирует того, что въезд в страну обязательно состоится. Несмотря на то что виза является основным разрешительным документом на посещение другого государства, она лишь подтверждает регистрацию пас­порта в консульском учреждении государства, которое предстоит посетить. Окончательное решение о возможности въезда на тер­риторию государства принимается соответствующими иммигра­ционными (пограничными, полицейскими) властями на грани­це данного государства, и если въезжающее в страну лицо по каким-либо причинам по решению этих властей не отвечает по­ложению туриста, оно не будет пропущено через границу, не­смотря на имеющуюся визу.
11.3. Таможенные формальности
Таможенные формальности – процедуры, связанные с необ­ходимостью соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей и товаров.

Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах.
392

Таможенные формальности для туристов обычно состоят из заполнения таможенной декларации и, при необходимости, дос­мотра багажа.

Таможенная декларация – письменное заявление, предоставляемое при пресечении государственной границы пассажирами, туристами органам таможенного контроля о провозимых с собой или отдельным грузом вещах и товарах. Таможенная декларация обычно составляется по установленной форме на специальных бланках. Лица, проходящие таможенный контроль, обязаны заполнить таможенные декларации лично.

Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения тамо­женного законодательства страны: Таможенный контроль про­изводится должностными лицами таможенных органов путем:


  • проверки документов и сведений, необходимых для тамо­женных целей;

  • таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенно­го контроля;

  • учета товаров и транспортных средств;

  • устного опроса физических и должностных лиц;

  • проверки системы учета и отчетности и т.п.
Досмотр багажа – проверочный осмотр представителями та­моженного контроля содержимого багажа пассажиров, пересе­кающих государственную границу, а также обложение провози­мого багажа установленными таможенными пошлинами.

Таможенная пошлина – денежный сбор, взимаемый государст­вом за товары, пропускаемые через государственную границу под контролем таможенных органов по установленным тарифам.

Существует следующий порядок таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых физическими лицами.

Физические лица вправе перемещать товары, не предназна­ченные для производственной или иной коммерческой деятель­ности, в упрощенном, льготном порядке. Льготы для физиче­ских лиц включают полное или частичное освобождение от таможенных пошлин , налогов и исключение из числа лиц, в отношении которых применяются меры экономической политики. Для отдельных категорий товаров могут применяться стоимост­ные и количественные ограничения.

При заявлении товаров для таможенного оформления и кон­троля применяются упрощенные формы декларирования: спе­циальный бланк для декларирования в письменной форме, уст­ная форма, иные формы, например, проход пассажиров через «красный» и «зеленый» коридоры.

Упрощения при взимании таможенных платежей выражают­ся в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчислении совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве тамо­женного оформления.

Единые ставки таможенных платежей представляют собой платежи, подлежащие взиманию с определенной физической единицы измерения, присущей конкретному товару, или выра­женную в процентах долю от таможенной стоимости товаров, подлежащую обязательной уплате. Например, для автомобилей такой единицей может являться единица измерения объема дви­гателя, для товаров, перемещаемых в ручной клади и багаже, – единица веса и т.д.

Платеж по единым ставкам обычно не включает в себя тамо­женные сборы за хранение товаров, а также за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне вре­мени работы таможенных органов.

Товары для коммерческого использования оформляются в обычном порядке с применением грузовой таможенной дек­ларации, общей системы таможенных платежей, мер экономи­ческой политики и т.д.

При письменном декларировании в упрощенном порядке лица, заполняющие таможенную декларацию, обязаны указать точное количество мест провозимого ими багажа, включая руч­ную кладь, а также предусмотренные формой декларации сведе­ния о перечисленных в ней предметах, валюте и ценностях, предъявляемых для таможенного контроля.

Правильность сообщаемых сведений контролируется в ходе та­моженного оформления. По окончании таможенного контроля и оформления таможенные декларации заверяются сотрудниками таможни, после чего возвращаются пассажиру и служат основанием для беспрепятственного ввоза (вывоза за границу) предметов, валюты и ценностей, указанных в таможенных декларациях и пропущенных при вывозе за границу (ввозе из-за границы).
394

Таможенные декларации, заполненные лицами, следующи­ми транзитом, заверяются таможней в пункте въезда и сдаются указанными лицами таможне в пункте выезда.

Таможенная декларация при утере не возобновляется, а лицо, следующее через границу, лишается права беспрепятственного вывоза за границу имеющихся у него предметов и валюты, пере­мещение которых через таможенную границу регулируется специ­альными правилами.

Поскольку в таможенной декларации указываются сведения о предметах, валюте и ценностях, имеющихся в ручной клади и багаже , предъявляемых для контроля, то при наличии багажа, отправленного из-за границы или отправляемого за границу от­дельно от пассажира и провозимого по специальному товаротранспортному документу, владелец обязан сделать заявление об этом в таможенной декларации, заполняемой при въезде или вы­езде из страны. После досмотра багажа сотрудник таможни делает в декларации отметки о предметах, валюте и ценностях, пропу­щенных в багаже, заверяет их и оставляет декларацию у владельца, который обязан предъявить ее на таможне во время выезда за гра­ницу. Эта декларация остается в делах пограничной таможни.

При пересечении таможенной границы физическими лица­ми таможенному оформлению подлежат: принадлежащие им предметы, для которых предусмотрено обязательное письменное декларирование; товары, облагаемые таможенными платежами или ввоз либо вывоз которых регулируется специальными пра­вилами; товары, перемещаемые в отдельно следующем багаже.

Досмотр одежды и тела человека называется личным досмотром и является исключительной формой таможенного контроля. Лич­ный досмотр производится только в особых случаях на основании постановления начальника таможенного органа. При организации и проведении досмотра должностные лица таможенных органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности.

Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья и не причинять ущерба товарам и транспортным средствам.

Следует помнить о том, что таможенный досмотр – это не только форма таможенного контроля или технологическая опера­ция, но и процессуальное действие со всеми вытекающими по­следствиями. Владелец досматриваемой ручной клади, багажа или транспортного средства имеет право присутствовать при досмотре и не может быть лишен этого права ни при каких обстоятельствах.

Одновременно с таможенным контролем осуществляется пас­портный и валютный контроль.

Паспортный контроль – государственная служба в погранич­ных въездных и выездных пунктах страны, осуществляющая проверку паспортов и других удостоверений личности у лиц, пе­ресекающих государственную границу, а также наличия у них разрешения (визы) на въезд и выезд.

Валютный контроль – государственная служба в погранич­ных въездных и выездных пунктах страны, контролирующая в соответствии с национальным валютным законодательством провоз через границу иностранной и национальной валюты лицами, пересекающими государственную границу. Отечест­венному туристу разрешается вывоз валюты в размере 500 дол. США, превышение этой суммы должно быть подтверждено именным разрешением уполномоченного на обмен валюты банка или таможенной декларацией предыдущей поездки. До­рожные чеки и кредитные карточки не декларируются. В слу­чае обнаружения у туриста валюты, не указанной в декларации, она изымается. В ряде государств продолжает иметь место практика установления минимума валюты, который необхо­дим для въезда в эти страны. Применительно к туризму подоб­ные ограничения являются препятствием к осуществлению путешествий на территории этих стран. Кроме того, отдельные государства ограничивают возможность свободного обмена ино­странной валюты на национальную, устанавливая особый порядок конвертации валюты для иностранных туристов.

Валютный контроль и контроль за обменом валюты не только формируют уровень туристских расходов, но могут также привести к сокращению объемов туризма в те места , где введены подобные меры.

Поскольку валютные формальности меняются достаточно часто туристские предприятия обязаны информировать об этом туристов, отправляющихся в зарубежную поездку. При оформлении

документов в обязанности туристских предприятий также входит информирование туристов о требованиях пограничных и тамо­женных служб.
11.4. Санитарные (медицинские) формальности
Санитарные (медицинские) формальности процедуры, свя­занные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими госу­дарственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения этих формальностей осуществляется санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и вы­езда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путеше­ственников международного сертификата о вакцинации.

Сертификат о вакцинации – удостоверение, подтверждаю­щее вакцинацию его владельца против некоторых эпидемиче­ских заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и т.д.). Сертификат выдается официальными медицинскими органа­ми страны по форме, установленной Всемирной организацией здравоохранения. Он необходим туристам, направляющимся в страну, посещение которой разрешается только при наличии у туриста данного документа.

В необходимых случаях санитарные (медицинские) формаль­ности предусматривают вакцинацию туристов и путешественни­ков на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перево­зимых туристами и путешественниками животных требуются со­ответствующие ветеринарные сертификаты.

Соблюдение установленных санитарных (медицинских) пра­вил в туристских поездках напрямую связано с безопасностью жизни и здоровья туристов.

На десятой ассамблее Всемирной туристской организации в октябре 1995 г. было заявлено, что ВТО будет добиваться под­держки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасно­сти поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами.

В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Требования к свидетельству о прививках при поездке за

границу. Эти требования являются практическим руководством для туристских организаций и самих туристов. ВОЗ выпускает также «Эпидемиологический ежегодник» и рекомендации, призванные уменьшить возможность распространения опасных инфекций, в том числе через туризм. ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО, в соот­ветствии с которыми текущая информация о санитарных (меди­цинских) формальностях публикуется в ежегодном издании ВТО «Зарубежный туризм – пограничные формальности».

Международные санитарные (медицинские) правила Все­мирной организации здравоохранения действуют с 1951 г.

Существуют определенные санитарные (медицинские) прави­ла, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний при путешествии. Эти правила должны в обязательном порядке доводиться туристскими предприятиями до сведения клиентов до начала поездки в информационном листке к туристской путевке. В типовой форме туристской путевки содержится напоминание о том, что турист обязан ознакомиться с информацией о стране пребывания и особенностях поведения в ней до оплаты путешест­вия, что подтверждается его подписью.

В заключение необходимо отметить, что туристские фор­мальности являются неотъемлемым элементом международ­ных путешествий, связанных с выездом людей за границу своей национальной территории. Интересы развития между­народного туризма в различных государствах определяют не­обходимость разработки национальной политики в этой сфере с учетом максимально возможного «упрощения» туристских формальностей, так как их чрезмерный характер ограничивает туристские потоки и отрицательно сказывается на доходах стран пребывания. Туристские предприятия в своей деятель­ности должны организационно способствовать разрешению всех формальностей путем своевременного информирования клиентов и обеспечения визовой и другой поддержки.
Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается сущность таможенных формальностей?

2. Какие международные документы регламентируют туристские Формальности?

3. Определите роль ВТО в упрощении туристских формальностей.
398

4. Как влияют туристские формальности на туристскую политику] государства?

5. В чем заключается роль туристского предприятия при соблюде-1 нии туристских формальностей?

6. Раскройте сущность паспортно-визовых формальностей.

7. Как взаимосвязаны приглашения и визы?

8. Какие факторы ограничивают получение визы?

9. В чем состоит особенность шенгенских виз?

10. В чем заключается специфика работы туристского предприятия при соблюдении паспортно-визовых формальностей?

11. Раскройте особенности таможенных формальностей.

12. Какие документы необходимо иметь туристу при прохождении таможенного контроля?

13. Определите место и роль санитарных (медицинских) формально­стей в развитии международного туризма.
Литература

Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2001.

Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2000.

Борисов К.Г. Международный туризм и право. М.: НИМП, 1999.

Гуляев В.Г. Формуляры, контракты, соглашения в туристской дея­тельности. М.: ДИС, 1998.

Жулевич Е. В., КопаневА.С. Организация туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.

Квартальное В.А. Иностранный туризм. М.: Финансы и статистика, 1999.

Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: ПРИОР, 2001.

Сенин B . C . Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.

Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. А.Д. Чудновского. М-ЭКМОС, 2000.