Важные пункты федерального закона о деятельности судебных приставов. Закон “О судебных приставах”

Оформление документов

Конституция РФ принята 25 декабря 1993 года. С этого момента принято считать, что в стране каждый гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные настоящим сводом законов. Но на деле, конечно, все обстоит немного иначе. Прежде чем рассматривать поправки 118-ФЗ с изменениями на 2018 год, необходимо ознакомиться с регламентированием работы служащих ФССП.

Основные понятия

Если затронуть юридическую грамотность населения государства, то можно столкнуться с печальными фактами. По результатам разных исследований, 68% россиян не ищут решений, столкнувшись с нарушением своих прав. Более 30% обращаются за советом к друзьям и знакомым. Интернет сейчас не только в самолете, но и в заполярье, поэтому около 10% ищут информацию в нем. Дистанционные юридические службы, адвокаты, юридические форумы могут похвастаться 1-5%. При этом, чаще всего права граждан нарушаются в сфере розничной торговли, ЖКХ и медицинских услуг, в том числе бесплатных. Реже затрагивают нас проблемы, связанные с транспортом, связью, недвижимостью, финансами.

Здесь, безусловно, можно положиться на сухие цифры статистики. Но статистика - штука точная, хоть и построенная на оценке количества выявленных фактов. Но и недвижимость, и финансы, подконтрольные в случае исковых процессов судебным делопроизводителям, играют далеко не последнюю роль в жизни среднестатистического человека. Просто чаще всего, напуганный ответчик предпочитает молчать или соглашаться со всеми действиями системы, направленными в его адрес. Причин на это множество

Юридическая грамотность нашего соотечественника стремится к нулю. В школьной обязательной программе такой курс есть не всегда, Вузы дают юридическую подготовку либо узкоспециализированную, заточенную под конкретную специальность, либо вообще не охватывают эти вопросы.

Каковы первые ассоциации на слово «судебный пристав»: взыскание алиментов, арест банковских счетов, недвижимости, транспорта. Никто не догадывается, что основные обязанности служащего, изложенные в ст.12 ФЗ-118, это, в том числе, разъяснение срока и порядка обжалования актов и исков. Все потому, что, получая письмо об исполнительном производстве с указанием номера телефона, зачастую никто не пытается звонить, а если и собирается это сделать, то редко дозванивается.

Помимо прочего, к судебным приставам можно также обратиться с целью разъяснений возникших вопросов

Задачи приставов, в соответствии с действующим федеральным законом

Рассмотрим, что регламентирует федеральный закон о судебных приставах, прежде чем доберемся до поправок, вступивших в силу в декабре 2017 года. Общие моменты ФЗ-118 от 3 июля 1997 года говорят нам о том, что задачами госслужащих являются:

Таким госслужащим может стать гражданин РФ, достигший возраста 21 года, с высшим образованием, без судимости и психически здоровый. Рассмотрим список специальностей и (или) направлений, предъявляемых для замещения должности сотрудника ФССП (приказ от 07.03.2018). Среди них будут:

  • мехмат;
  • программирование;
  • информационные технологии;
  • электротехника;
  • системы вооружения;
  • все, что связано с аэрокосмосом;
  • психология;
  • экономика;
  • юриспруденция;
  • педагогика, языковедение, литература;
  • физкультура;
  • военное управление и обеспечение гос. безопасности.

Глядя на это список, становится понятным, что служащими ФССП могут быть как атлетически сложенные мужчины, так и хрупкие девушки. Разберем по пунктам, на примерах, что же скрывается за формулировками задач, представленных в законе.

Приставы наделяются правами в соответствии с законом

Обеспечение порядка деятельности суда

Возьмем инструкцию с любого участка суда. В ней четко будет указано, что контроль за проходом посетителей в зал заседаний, внос и вынос материальных ценностей (само дело, свидетельские показания, улики) осуществляется начальником отдела ФССП соответствующего территориального отдела. Нужно четко осознавать, что слушание дела бывает разным.

На заседание могут приходить дипломаты и люди, имеющие разрешение на оружие и специальные средства, представители СМИ и просто родственники обвиняемых. Опять же дела могут рассматриваться абсолютно разные. Это может быть и взыскание кредитной задолженности, и дело о массовой гибели людей и бездействия или действия соответствующих ответственных лиц. Общественный резонанс разный. При этом сотрудникам ФССП полагается металлодетектор, бронежилет, радиосвязь и вежливость. На всякий случай в регламенте им дается совет усиливать бдительность при особо серьезных заседаниях.

В Московском областном суде в 2017 году во время процесса над членами «банды ГТА», обвиняемых в убийствах водителей на трассе М4 «Дон», один из преступников выхватил оружие у конвоя и открыл огонь. В результате перестрелки были убиты пять членов банды, проходившие по данному делу, тяжело ранена женщина-пристав и ее коллега.

Осуществление принудительного исполнения актов суда

Предположим, по итогам иска, было вынесено постановление об изъятии ранее арестованного имущества у подсудимого. Например, телевизора, купленного в кредит, по которому долг перед банком был не выплачен. Простая ситуация. Делопроизводитель устанавливает место проживания подсудимого и является с целью изъятия ценности.

Результат такого действия может быть различный. Подобный пример был в г. Томск. Двое сотрудников в форменной одежде с удостоверениями зашли в квартиру и приступили к выносу техники у женщины, не исполнившей кредитные обязательства. Мать вызвала своего сына из соседней комнаты криком, что выносят вещи. Сын вынес топор, повалил представителя власти на пол, и все могло закончиться очень печально. К счастью, был обезврежен вторым сотрудником по ОУПДС, и, впоследствии приговорен к одному году лишения свободы условно.

Исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве

В отдел аппарата УФССП входит отдел организации дознания и административной практики. Основной задачей его в Положении об отделе является осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления, отнесенных УПК РФ к подследственности дознавателей УФССП.

В обязанности приставов входит исполнение предписаний суда

Дела, относящиеся к зоне ответственности УФССП:

  • Уклонение от уплаты алиментов, как родителей, получивших на руки исполнительный лист, так и совершеннолетних детей по решению суда на содержание нетрудоспособных родителей.
  • Уклонение от уплаты кредиторской задолженности или ценных бумаг.
  • Препятствование в любой форме осуществлению правосудия.
  • Неуважительные действия в отношении участников процесса.
  • Утечка информации о мерах безопасности в отношении судей и участников уголовного процесса.
  • Скрытие, передача, растрата арестованного, описанного, конфискованного имущества.
  • Неисполнение приговора суда государственной или коммерческой организации.

Только на примере дел об уплате алиментов может быть понятна серьезность такой работы. В 2016 году делопроизводителями было взыскано более 21 млрд рублей в пользу несовершеннолетних детей. И если ранее для оформления административного задержания злостных неплательщиков алиментов, они должны были обратиться в полицию, то с 2017 года был введен новый механизм для борьбы с неуплатой алиментов. Сейчас делопроизводитель может задерживать алиментщиков самостоятельно. Это, а также положение законопроекта, вступившее в силу 2015 году о том, что неуплаченные алименты будут видны в кредитной истории, должно повлиять на собираемость выплат в пользу детей.

Не стоит полагать, что регламент по взысканию имущества и сбора невыплаченных алиментов у нигде не работающих граждан разный. В том и другом случае служащий приезжает на установленное место проживания подсудимого. К примеру, в 2013 году в Забайкалье сорокачетырехлетний отец двоих детей, забыв про их существование, напал на пристава-исполнителя и по ОУПДС с топором, а потом пытался задавить автомобилем, после чего скрылся.

Неуплата задолженностей может привести к уголовной ответственности

Внесение поправок в ФЗ-118 о ношении оружия и получения образования

До 2006 года приставы могли носить оружие и спецсредства, храня их в месте проживания. В этом же году это право было отменено Министерством юстиции РФ. Отдельно регламентировалось ношение оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы, которое утверждало ФСИН.

В декабре 2017 года вышла поправка в законопроект, принятая в результате нескольких чтений, которая позволит приставам применять боевые приемы борьбы, специальные средства на своем вооружении и огнестрельное оружие. Теперь становится очевидным, что эта мера является вынужденной. Конечно, все эти возможности могут быть использованы в кардинально разных ситуациях.

Никто не говорит о том, что представитель госслужбы имеет право открыть огонь по кредитному должнику при оказании им сопротивления, но вот не обращаться в полицию, а применить боевой прием, если нападают со стулом, вполне. Так, сделать предупредительный выстрел в воздух можно, но стрелять необходимо только в случае группового вооруженного нападения на суд или с целью пресечения побега из-под стражи.

Интересным моментом является тот, что пистолет и боеприпасы необходимо сдавать каждый вечер в специальный сейф, но можно отвезти домой, если вам «не по пути», далеко, или сейф переполнен. Далее, дома для хранения оружия должен быть предусмотрен индивидуальный металлический сейф, прикрученный к полу и стенам и недоступный для детей. Но открытым остается вопрос - за чей счет он устанавливается.

Плюсов в ношении табельного пистолета больше, чем минусов. И в первую очередь, попытка этого проекта сделать из службы ФССП военное спецподразделение, которое будет получать, к слову говоря, соответствующие премии. Но это только после выполнения следующей поправки к ФЗ.

Применение оружия допустимо только в крайних случаях

Иные изменения

В марте вступили в силу поправки к ФЗ-118, которые обязывают заместителя должности судебного пристава закончить высшее юридическое или экономическое учреждение. А исполнителям ОУПДС иметь среднеспециальное или высшее, по специальностям, представленным выше.

По состоянию на 2014 год около 60% сотрудников имело диплом высшего учебного заведения. На 2017 год численность приставов со среднеспециальным дипломом приближается к 16-15%. Но этого все равно недостаточно. Во-первых, их в России не дотягивает до необходимого числа. Во-вторых, в результате этого растет средняя нагрузка на одного представителя ФССП. В зависимости от территориального органа на долю одного человека может приходиться от 400 до 2000 дел. Понятно, что статус многих дел требует определенной квалификации, умения быстро принимать решения и работе в режиме многозадачности. Но не только это.

Рост запретов на ограничения на выезд россиян из-за долгов, привел к тому, что сегодня делопроизводитель должен грамотно обосновать данную временную меру пресечения при сумме долга в десять тысяч рублей за коммунальные услуги, ведь такая мера не является единственной. Даже с учетом роста долгов перед финансовыми организациями, которые можно объяснить различными экономическими факторами, идет неуклонный рост невыездных должников, а это не совсем корректно. Ведь десять тысяч это несколько месяцев долга по коммунальным услугам, ограничение на выезд в этом случае - крайняя мера. Поэтому диплом юриста для исполнителей актов взыскания является хорошим подспорьем для урегулирования спорных вопросов.

В любом случае повышение уровня образования и новая поправка к закону похвальное дело. Остается еще надеяться, чтобы проверки по условиям хранения боеприпасов у госслужащих не носили формальный характер.

Существующий на сегодняшний момент принцип работы приставов был сформирован еще в 2004-м году. Работники ФССП выполняют свои должностные обязанности в соответствии с законом «О судебных приставах» и иными нормативными актами и постановлениями, касающимися их деятельности.

Профессия пристава существует на территории РФ с 1997 года, но ранее судебные приставы входили в структуру иных органов, и только в 2004-м году ФССП выделилась в самостоятельное подразделение. С 2008 все сотрудники ФССП носят специальный знак на груди, подтверждающий, что перед вами судебный пристав при исполнении.



Права и полномочия пристава-исполнителя согласно закону

Главой всех работающих в Российской Федерации судебных приставов является Главный судебный пристав России, назначение которого утверждает лично Президент РФ. Он несет ответственность за функционирование всей системы, контролирует все местные отделения ФССП. Сотрудников ФССП можно условно разделить на две категории:

  • судебные приставы, исполняющие судебные акты, разыскивающие должников, описывающие и реализующие их имущество;
  • судебные приставы, обеспечивающие правопорядок во время осуществления судебной деятельности.

Рабочий график сотрудника службы судебных приставов ненормированный: его могут привлечь к работе как в свободный от трудовых обязанностей день, так и ночью.

Права и обязанности судебных приставов в суде

В соответствии со статьей 11 3-й гл. законодательного акта о судебных приставах регулируются обязанности сотрудников ФССП из первой категории, работающих в судебных инстанциях. Исходя из текста нормативного документа, сотрудники ФССП имеют полномочия:

  • заботиться о безопасности судей, присяжных и остальных участников заседания на протяжении всего судебного процесса, производя для этого все необходимые мероприятия. Гарантировать безопасность лицам, участвующим в процессе необходимо как в зале, где проходит заседание, так и за его пределами;
  • доставлять документы по делу, а также приложенные к нему доказательства, если поступило соответствующее распоряжение от судьи;
  • согласно требованию председателя суда или судьи следить за порядком и препятствовать его нарушению во время хода заседания;
  • контролировать соблюдение правопорядка в зданиях, где размещаются судебные органы, охранять их, в том числе в течение 24 часов в сутки, если это необходимо;
  • если есть решение суда, дознавателя или другого уполномоченного сотрудника, производить доставку лица, скрывающегося от правосудия, в зал для присутствия на заседании;
  • стараться предвидеть и предотвращать нарушения правопорядка в процессе выполнения своих прямых задач;
  • проводить совместную работу с представителями органов правопорядка и военными, конвоирующими доставляемых в суд лиц;
  • регулярно проходить спецподготовку, а также сдавать нормативы, подтверждающие хорошую физическую форму и пригодность к дальнейшему выполнению своих рабочих задач в качестве пристава.
Судебные приставы, отвечающие за порядок в судебных инстанциях, имеют права на:
  • доступ туда, где по мнению пристава скрывается уклоняющийся от присутствия в зале суда при рассмотрении дела о задолженности человек. Чтобы быть допущенным в помещение или иное место, где предположительно находится уклоняющаяся персона, вполне достаточно только предположения, возникшего на этот счет у судебного пристава. Если суд разрешил проникновение в жилье, то пристав может войти в дом разыскиваемого;
  • проверять паспорта у людей, присутствующих в здании, где находится суд, отделение ФССП и других структур. Производить обыск уклониста при доставке его в суд, если достаточно основания, чтобы подозревать, что при нем есть какое-либо оружие, взрывчатка или иные предметы, которые могут представлять угрозу для безопасности окружающих;
  • пресекать доступ в помещение судебной инстанции, отделения ФССП или иной территориальной структуры людей, у которых есть при себе оружие, взрывоопасные вещества, другие предметы, которые могут быть опасны для окружающих. Если эти люди могут представлять угрозу, передавать их сотрудникам органов правопорядка;
  • в ходе исполнения своих обязанностей пристава взаимодействовать с работниками муниципалитета, госорганов и территориальных организаций или ведомств;
  • применять силу или служебное оружие, если возникает такая необходимость.

В процессе выполнения должностных инструкций судебному приставу следует всегда помнить о необходимости поддерживать безопасность там, где он находится, не превышая при этом своих полномочий.

Должностные задачи судебных приставов-исполнителей

Обязанности судебных приставов-исполнителей, которые обеспечивают исполнение судебных актов, исходя из информации, представленной в 12-й статье 3-й главы закона о приставах (ФЗ от 21.07.1997 N 118), включают:

  • осуществлять действия для исполнения судебных документов вовремя, в соответствии с правилами и в полном объеме;
  • позволять всем участникам дела, должнику и истцу, а также их представителям ознакомиться с материалами дела, при необходимости сделать копии документов или переписать некоторые фрагменты;
  • разъяснять участникам производства, должникам и их родственникам, другим лицам их права, возможность обжалования решения, вынесенного судом, сроки обжалования, рассматривать предоставленные ими заявления и выносить решение по ним;
  • брать самоотвод при наличии или возникновении в ходе работы личной заинтересованности в процессе, близкого знакомства с должником или других причин, влекущих пристрастность отношения к делу.
Помимо обязательств, приставы имеют право:
  • запрашивать и получать без отказов необходимые справочные данные, объяснительные, иные документы и информацию от лиц, участвующих в процессе, и работников учреждений, если такая информация необходима для исполнения приставом своих профессиональных обязанностей, розыска должника;
  • в рамках исполнительного дела либо при наличии соответствующего постановления суда осуществлять проверку документации должника и финансовой отчетности предприятия, где он трудоустроен;
  • быть допущенными без каких-либо ограничений в места, где может находиться должник, в том числе в его квартиру или иное принадлежащее должнику помещение, производить в нем досмотр, иные разрешенные судебным постановлением действия;
  • изымать и арестовывать имущество должника, передавать его для хранения или реализации;
  • производить арест денежных средств должника как наличных, так и счетов в банках и других кредитных организациях. Арест средств производится в объеме, прописанном в исполнительном постановлении;
  • получать согласие от должника на хранение арестованных вещей в его помещение, использовать транспортное средство должника для перевозки арестованного имущества в место хранения или реализации;
  • объявлять в розыск должника, уклоняющегося от погашения задолженности, а также его имущество;
  • объявлять в розыск детей должника;
  • принимать для осуществления поставленной задачи поиска и привлечения к ответственности должника все необходимые меры, разрешенные законом.

Нововведения, появившиеся после внесения правок в закон о приставах, расширили спектр возможностей и допустимые меры, которые может применять судебный пристав при поиске должника и привлечении его к ответственности.

Особые требования к сотрудникам ФССП

В 2016-м и 2017-м году закон «О судебных приставах» претерпел ряд изменений. Теперь по своим полномочиям, которые были существенно расширены, работники ФССП больше похожи на сотрудников полиции, чем на назойливых торговых агентов. Изменения затронули список действий, связанных с розыском должников, которые судебный пристав вправе осуществлять, чтобы найти спрятавшегося должника, его деньги, недвижимость, а также детей. Отныне сотрудник может:

  • обращаться в банковские организации с запросом для получения справок о состоянии счетов должника (такая возможность уже была предусмотрена в законе об исполнительном производстве);
  • проверить документы гражданина, если имеется подозрения, что он и есть скрывающийся должник, либо если с ним находится ребенок, который объявлен в розыск;
  • наводить справки по самым разным вопросам, касающимся должника, опрашивать тех, кто может обладать о нем информацией, производить осмотр территорий, помещений, машин или имущества, если есть основания думать, что они принадлежат должнику или используются им.



Кроме того, теперь судебные приставы могут изъять у должника водительское удостоверение, причем сделать это можно даже без разрешения суда, достаточно уведомить должника об изъятии прав в личном разговоре. После этого судебный пристав передает информацию о приостановлении лицензии на управление автомобилем в ГИБДД. Вернуть права должник может только после погашения задолженности. Касается это нововведение только тех должников, чей долг составляет больше 10 000 рублей.

Также есть вероятность, что с 2017-го года судебные приставы смогут лишать должников, которые намеренно уклоняются от выплаты задолженности, доступа к государственным услугам. Должникам могут запретить сдавать экзамены для получения прав на управление транспортным средством, регистрировать машины и товарные знаки.

Последние изменения Федерального закона № 118-ФЗ

Идея внести поправки в законодательный акт о судебных приставах принадлежит Президенту РФ. Обновленный законопроект придет на смену нормативному акту под номером 118, описывавшему порядок работы судебных приставов в 1997 года. Согласно обновленному тексту федерального закона с 2016-го года судебных приставов причислили к специальной категории госслужащих. Теперь они получили звания, социальные гарантии, а также различные виды доплат. Но рассчитывать на бонусы могут лишь те сотрудники ФССП, которые получили высшее образование в области юриспруденции или экономики.

При этом, если сотрудники не отвечают предъявляемым к ним требованиям, то их увольняют либо понижают до должности помощника, в профессиональные обязанности которого входит подготовка документов. По замыслу Минюста такой подход должен мотивировать студентов юридических и экономических специальностей устраиваться на работу в ФССП в качестве помощника во время обучения, чтобы по окончании вуза получить должность пристава-исполнителя.

Еще одно важное изменение: приставы теперь делятся не на две категории, а на три. К приставам-исполнителям и приставам, обеспечивающим деятельность судебных инстанций, добавилась третья категория - судебные приставы-дознаватели.

Еще одно нововведение - сокращение количества региональных представительств Федеральной службы судебных приставов. Небольшие подразделения объединят в межрегиональные отделения ФССП, что позволит сэкономить бюджетные средства.

С начала 2019 года приставы-исполнители могут получать часть от изъятых в ходе исполнения своих обязанностей денег: из этих средств формируются фонды для поощрения сотрудников, показавших хороший результат по объемам взысканий.

Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

1. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - судебный пристав-исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы).

2. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

3. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

4. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания.

5. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.

1. Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу судебных приставов входят:

департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов - главным военным судебным приставом;

службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

2. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.

1. Главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра юстиции Российской Федерации.

Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции Российской Федерации.

2. Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом Российской Федерации по представлению министра юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции.

3. Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.

Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.

4. Служба судебных приставов Управления военных судов комплектуется лицами офицерского состава и прапорщиками, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Глава II. Полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов

1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации.

2. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;

издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

1. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов;

образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;

назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;

поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;

организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава Российской Федерации;

рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.

2. Главный военный судебный пристав обладает полномочиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, в отношении судебных приставов военных судов.

1. Старшие судебные приставы возглавляют подразделения судебных приставов.

2. Старший судебный пристав:

организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов;

обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;

координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей;

является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов;

осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Глава III. Обязанности и права судебных приставов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

1. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

2. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15-18 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

2. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

3. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.

2. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, - за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

2. До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

4. Порядок обеспечения судебных приставов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются Правительством Российской Федерации.

1. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "0 прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Глава IV. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов

1. Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180- кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

3. В случае причинения судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

4. В случае гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы среднемесячная заработная плата погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Выплаты по возмещению ущерба, предусмотренные пунктами 3-5 настоящей статьи, производятся за счет средств федерального бюджета.

7. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава.

1. Заработная плата судебного пристава состоит из должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет, а также иных доплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Судебные приставы-исполнители на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также любым попутным транспортом в сельской местности за счет средств федерального бюджета.

3. Судебным приставам-исполнителям, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Судебный пристав, направленный в служебную командировку, пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

5. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты судебных приставов, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

6. Судебным приставам военных судов выплата месячных должностных окладов, окладов по воинским званиям, производство всех годовых, ежемесячных и единовременных дополнительных денежных выплат, выдача всех видов натурального и другого довольствия и обеспечения осуществляются по основаниям и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации для субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона:

подготовить и внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с его принятием;

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений;

предусмотреть увеличение штатной численности и фонда заработной платы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, необходимых для создания служб судебных приставов, имея в виду завершить создание указанных служб к 1 января 2000 года в сроки, установленные пунктом 3 настоящей статьи.

3. Министерству юстиции Российской Федерации в течение 1997-1999 годов создать службу судебных приставов, обеспечив начало функционирования:

с 1 января 1998 года - департамента судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, службы судебных приставов Управления военных судов, служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, а также подразделений судебных приставов в составе судебных приставов-исполнителей из действующих судебных исполнителей, прошедших аттестацию на право занятия должности судебного пристава-исполнителя;

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

В самое ближайшее время достоянием широкого круга общественности и в первую очередь сотрудников ФССП предстанет новый закон регламентирующий работу службы. Суть изучаемого депутатами Государственной Думы документа заключается в кардинальном изменении статуса сотрудников данной государственной структуры.

В том случае если законопроект о судебных приставах 2016 года будет одобрен, то структура будет преобразована в полноценное силовое ведомство. Исходя из этого приставы, к примеру, получат право применять состоящие у них на вооружении огнестрельное оружие, специальные средства, а так же приемы рукопашного боя, а их требования обусловленные службой будут подлежать полному и неукоснительному исполнению всеми гражданами и организациями.

Специалисты министерства юстиции разработали и подготовили проект федерального документа получившего название «Закон о ФССП и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава». Этот законодательный акт по замыслу его создателей должен прийти на смену действующему в наши дни аналогичному федеральному закону.

Предполагается, что принятие нового закона значительно повысит статус такой структуры как служба судебных приставов. Согласно положений данного законопроекта предполагается введение офицерских званий для сотрудников службы занимающих соответствующие должности. В идеале полномочий у судебных приставов будет ничуть не меньше, чем у сотрудников полиции.

Как уже было сказано выше, в случае своего принятия данный законодательный акт строго регламентирует возможность использования сотрудниками ФССП оружия и физической силы. Конечно, это совсем не значит, что будет открываться огонь на поражение, но разрешение на применение оружия в случаях, предусмотренных в законе приставам, возможно, будет предоставлено.

ФССП сегодня представляет собой государственную структуру, на которую возложены важнейшие задачи:

  • обеспечение установленного порядка деятельности всех существующих видов судов;
  • осуществление принудительного исполнения судебных актов судов;
  • исполнение приговоров по уголовным делам, подследственным службы;
  • осуществление общего руководства подчиненными территориальными органами ФССП России.

Закон о судебных приставах содержит в себе и довольно высокие требования к сотрудникам федеральной службы. Новый законопроект предусматривает, что уже находящиеся на службе сотрудники в обязательном порядке пройдут переаттестацию. Приставов планируют проверить при помощи полиграфа, тестировать на наличие в их крови алкоголя и наркотических веществ. В результате всех планируемых мероприятий, должна появиться совершенно новая структура государственной службы, аналогичная полиции, ФСИН и МЧС.

Сотрудники данной структуры получат возможность пользоваться дополнительными отпусками, целым списком различных льгот, а по прошествии лет и надбавками за выслугу. Планируется, что довольно значительная материальная заинтересованность позволит остановить сегодняшнюю довольно большую текучку кадров и сформировать в результате высокопрофессиональный коллектив.

Наличие высшего образования, в частности экономического или юридического, станет обязательным условием при приеме на работу. Данный вопрос при комплектовании службы поднимался еще в 2014 году, но его окончательное исполнение в виду ряда объективных на тот момент причин было отложено до 1 января будущего года.

Некоторая сложность в решении данной проблемы существует и на сегодняшний день, так как довольно большая часть сотрудников службы пока не отвечает данному требованию и в перспективе могут быть уволены. Это в определенной мере обескровит службу и сделает проблематичным ее штатное функционирование.

Рассматриваемый сегодня в Госдуме законопроект предусматривает введение в штат должность пристава-дознавателя , основной задачей которого будет совершение всех необходимых действий в рамках действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ. Проще говоря, данный специалист будет вести уголовные дела по статьям подследственным службе судебных приставов.

Также в перспективе планируется создание специальных групп по электронному взысканию долгов с граждан и юридических лиц.

Материальная заинтересованность работников службы

Ключевой идеей находящегося сегодня на рассмотрении законопроекта стало значительное повышение заработной платы работников ФССП и обеспечение государственных, а также членов их семей отдыхом в санаториях. Данные мероприятия должны в результате сделать службу более привлекательной по всем параметрам как для будущих, так и для уже работающих в службе сотрудников.

Если говорить более конкретно, то в указанном документе планируется установить для судебных приставов и других должностных лиц ФССП дополнительную денежную выплату, представляющую собой надбавку за специальный режим работы. Предполагается, что ее размер составит от 50 до 150% должностного оклада.

Кроме того, многое планируется сделать в плане обеспечения санаторно-курортного обслуживания и оздоровительного отдыха в учреждениях ФССП России. Создатели законопроекта считают, что указанные изменения будут способствовать повышению конкурентоспособности ФССП на рынке труда, что повлечет за собой приток перспективных выпускников вузов, в первую очередь с юридическим образованием, столь необходимым в службе.

Главной проблемой в претворении в жизнь задуманных мероприятий могут стать финансы. По предварительным подсчетам для проведения реформы необходимо примерно 9,5 млрд. рублей в год. Но данный момент Минфин информирует об отсутствии указанного количества денежных средств и пока не видит возможности их изыскания. Поэтому вопрос о том, когда добавят зарплату судебным приставам пока остается открытым.

Для отслеживания выполнения предписаний судебных постановлений в России действует Федеральная служба судебных приставов (ФССП), сотрудники которой контролируют добровольное исполнение обязательств проигравшей по делу стороны, а в случае необходимости применяют меры принудительного взыскания к должникам. Закон 118 «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентируют права и обязанности служащих этой организации.

Чтобы понять, какие задачи в 2019 году стоят перед приставами-исполнителями, каков диапазон их прав и обязанностей, будут ли приняты поправки в федеральный законопроект № 118, и что они принесут для общей нормативно-правовой системы России, необходимо внимательно изучить ФЗ, акты и постановления, азы Конституции. Альтернативным вариантом в сложившейся ситуации станет обращение за помощью к опытным юристам. Только компетентный практикующий специалист в отрасли права знает особенности и детали применения законов о судебных приставах в 2019 году.

Чтобы эксперт помог понять значение ФЗ, которые регулируют правоотношения с судебными приставами, нет необходимости тратиться на обращение к коммерческому адвокату. Эффективным и удобным вариантом станет обращение за онлайн-консультацией к профессиональному правоведу. Дистанционные юридические услуги сэкономят время и ресурсы соискателей, позволят понять и применить на практике федеральный законопроект о судебных приставах, который принят в 1997 году с поправками 2019 года.

Задачи и правовые инструменты судебных приставов в 2019 году

После окончания судебного разбирательства дело переходит к приставам, именно так устанавливает основной названный федеральный законопроект. Изначально они дают проигравшей стороне 5-10 дней на добровольное исполнение постановления. Затем откроется исполнительное производство. На основании официально подписанных бумаг сотрудники ФССП смогут применять к неплательщикам различные методы взыскания, прописанные и закрепленные ФЗ. В 2019 году самыми распространенными и эффективными мерами влияния на должников являются:

  • увеличение суммы штрафа в два раза;
  • арест счетов и имущества;
  • общественные и принудительные работы;
  • лишение прав на управление ТС;
  • ограничение возможности пользования государственными услугами;
  • запрет на выезд за границу.

Помимо этого у судебных приставов в 2019 году есть много других вариантов воздействия на лиц, уклоняющихся от исполнения судебного решения. Часто сотрудники ФССП прибегают к методу морального давления, общаясь с родственниками, работодателем, коллегами и соседями должника. Все методы, которые ФЗ разрешает применить к лицу, направлены на исполнение основных задач, которые также закрепляет перед приставами федеральный законопроект. Основными функциями судебных приставов-исполнителей в 2019 году является обеспечение порядка работы судебной системы страны, осуществление принудительного исполнения судебных актов и контроль за соблюдением гражданского, административного и уголовного законодательства.


Для исполнения своих обязанностей приставы должны отвечать высоким моральным, нравственным и профессиональным стандартам. К претендентам на должность сотрудника ФССП выдвигают много требований: возраст старше 20 лет, наличие среднего или высшего образования, отсутствие судимости, обладание высоким деловым потенциалом и положительными личностными характеристиками.

Права и полномочия сотрудников ФССП согласно закону о судебных приставах

Федеральный закон о судебных приставах, который был принят в 1997 году, содержит статьи, устанавливающие права и обязанности сотрудников ФССП. Каждый государственный служащий должен придерживаться регламентированных правил и условий работы. В противном случае у граждан будет право подавать жалобы и судебные иски против некомпетентного пристава-исполнителя, что чревато должностным взысканием, административными штрафами, увольнением.

Согласно действующим в 2019 году ФЗ, обязанностями федерального пристава-исполнителя являются:

  • принятие мер по правильной и своевременной реализации исполнительных документов;
  • предоставление участникам производства материалов, выписок, справок и другой информации;
  • рассмотрение заявлений сторон, их жалоб и претензий;
  • взятие самоотвода от дела, в котором пристав имеет личную заинтересованность.

Одновременно федеральный законопроект устанавливает и права приставов. Государственный служащий ФССП может получать необходимую информацию по делу, проводить проверки, давать поручения участникам исполнительного производства, входить в закрытые помещения и здания, если для этого есть законные основания, применять арест имущества лиц, обращаться в суд, объявлять должника в розыск, вызывать для беседы задействованных в судопроизводстве лиц.

Приставы обязаны в полной мере использовать свои права и обязанности, но при этом не ущемлять интересы и права россиян.

Все органы, структуры, организации, инстанции и граждане РФ обязаны выполнять требования и предписания судебных приставов, как того требует федеральный закон, который был принят в 1997 году с поправками на текущее время. Отказ от выполнения просьбы пристава влечет за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность.

ФЗ 118 и его дополнение в 2019 году о судебных приставах

На судебных приставах лежит огромная ответственность, и нагрузка растет с каждым годом. В связи с этим Госдума рассмотрела дополнение к ФЗ, регулирующим деятельность ФСПП в России в 2019 году. Изменения были согласованы, и федеральный закон со всеми инновациями был принят. Новые правила коснулись возможностей судебных приставов. Теперь сотрудники ФССП получили полномочия применять оружие и физическую силу, если в этом возникнет необходимость.

ФЗ длительное время не одобрялся, т. к. считалось, что введение таких радикальных мер приведет к произволу со стороны судебных исполнителей. Однако преимуществ у нововведения больше, чем недостатков, и депутаты одобрили дополнение. Чтобы государственные служащие в ФССП обоснованно применяли новые возможности, закон четко регулирует данный порядок и ответственность за превышение полномочий. В ситуации, когда приставу потребуется применить оружие или физическую силу, он обязан предупредить гражданина о своих намерениях. Затем в течение суток он должен письменно отчитаться о совершенных действиях перед старшим приставом.

ФЗ, который был принят 19 лет назад, предусматривает, что приставы получат звания как военнослужащие. По новым правилам требования к сотрудникам Федеральной службы судебных приставов будут ужесточены. Специалистам предстоит пройти переаттестацию, проводить постоянные медицинские осмотры и обследования на наличие в крови алкоголя и наркотиков. При необходимости должностное лицо могут проверить на детекторе лжи. Поправки также касаются образования специалистов - теперь претендент, который желает быть принят в ФССП, должен иметь экономический или юридический диплом. Также в службе будут сформированы отдельные группы и введены дополнительные должности. Инновации призваны улучшить функционирование существующей системы, повысить ее эффективность и укрепить репутацию ФССП.