Что влечет за собой административная ответственность

Ипотека

часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях , формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц?

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица :

  1. При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.
  2. При разделении виновной организации на 2 или более новых будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе. То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением.
  3. В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр. лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.
  4. Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц .

Какие правонарушения административного плана наказуемы?

Административная ответственность юридического лица , как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют?

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлеченииадминистративной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц , перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.

Государство в лице должностных лиц все чаще карает своих нерадивых граждан за их «маленькие» прегрешения, кого рублем, кого пешими прогулками от 4 месяцев до 3 лет, а кого и вовсе отправляют в «санаторий» на полмесяца. Рассмотрим всю процедуру привлечения к административной ответственности от начала и до конца.

Всю процедуру можно разделить на четыре части:

1) возбуждение дела об административном правонарушении
2) рассмотрение дела об административном правонарушении
3) обжалование постановления по делу об административном правонарушении
4) исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении

Итак, вас застукали за неблаговидным занятием, подпадающим под действие статей Особенной части КоАП РФ, основными действующими лицами которых являются физические лица, причем, иногда в качестве индивидуальных предпринимателей. Значит, настало время возбуждать дело об административном правонарушении. За такой длинной формулировкой, как правило, кроется банальное составление в отношении вас протокола об административном правонарушении. С этого момента дело считается возбужденным (п.3, ч.4, ст. 28.1 КоАП РФ). В процессе составления протокола, в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ , вы имеете право:

1) требовать от составляющего протокол лица разъяснения своих прав
2) давать объяснения
3) представлять доказательства
4) пользоваться юридической помощью защитника
5) пользоваться иными правами, предоставленными КоАП РФ.

Протокол должен составляться немедленно, в случае необходимости выяснения отдельных сведений - в течение 2 суток с момента выявления правонарушения, а при проведении административного расследования - по его окончании (ст. 28.5 КоАП РФ). Однако данный срок не является пресекательным, указанные временные рамки не являются жесткими и составление протокола за их пределами не является нарушением процедуры. Проще говоря, сыграть на этом при обжаловании постановления не удастся.

Кто имеет право составлять протокол

Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять должностные лица, перечисленные в ст. 28.3 КоАП РФ , причем составление протоколов допускается строго в пределах компетенции должностного лица, то есть сотрудник патрульно-постовой службы не имеет право составлять протокол в отношении вас за переход дороги в неположенном месте, так как данные полномочия принадлежат только ГИБДД, в противном случае протокол считается составленным неуполномоченным лицом и подлежит возврату для устранения недостатков (ст. 29.4 КоАП РФ). Если вы заметили этот казус во время составления протокола не стоит говорить об этом, позже это обстоятельство даст вам шанс законным способом избежать наказания. Копия протокола вручается вам под расписку, если вы присутствовали при его составлении (ч.6, ст. 28.2 КоАП РФ), либо направляется вам в течение 3 суток с момента его составления в случае вашего отсутствия при его составлении (п. 4.1., ст. 28.2 КоАП РФ).

Рассмотрение дела об административном правонарушении

1. Это следующий этап процесса. По общему правилу ч.1, ст. 28.8. КоАП РФ , протокол в течение 3 дней с момента его составления со всеми прилагающимися материалами направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела по подведомственности (гл. 23 КоАП РФ). Исключение составляют дела, по которым в качестве меры наказания применяется арест - такие протоколы направляются для рассмотрения немедленно (ч.2, ст. 28.8. КоАП РФ). Получив материалы дела, уполномоченный орган, при условии их соответствия требованиям закона, назначает время и место рассмотрения дела, о чем обязан известить вас.

2. Кстати, об извещении, лицо считается уведомленным надлежащим образом даже в случае возврата уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному адресу либо росписи в извещении неизвестным лицом. Таким образом, данное обстоятельство не помешает рассмотреть и вынести постановление по делу в ваше отсутствие. Такая, казалось бы, несправедливость направлена против любителей умышленно искажать свои данные при составлении протоколов и прежде чем сообщить гаишнику свой «левый» адрес, подумайте хорошенько стоит ли лишать себя права на защиту таким не самым умным способом.

3. При рассмотрении дела, не бойтесь отстаивать свою правоту любыми законными способами, будь то показания свидетелей или документы, опровергающие либо ставящие под сомнение факт совершения вами правонарушения. В качестве примера: гражданину Н. вменялось управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Якобы в таком состоянии он был задержан сотрудниками ДПС ГИБДД и направлен на медосвидетельствование. Медосвидетельствование зафиксировало факт алкогольного опьянения. Однако ретивые гаишники не учли того факта, что в момент задержания он хоть и сидел за рулем своего авто будучи не совсем трезвым, но управлять им никак не мог, так как в момент задержания автомашина стояла во дворе, а ее двигатель в это время находился на капитальном ремонте, о чем свидетельствовали соответствующие документы из автосервиса.

4. Если вы считаете, что возможное предстоящее наказание слишком серьезно для вас, то не поленитесь воспользоваться услугами квалифицированного юриста, так как самому разобраться в процессуальных дебрях вам, скорее всего, будет не под силу. Большой ошибкой является надежда на отмену постановления по делу при его обжаловании в вышестоящей инстанции. В большинстве случаев первоначальные постановления остаются в силе. Это как раз тот случай, когда кулаками надо махать во время драки, а не после нее.

Но, как бы то ни было, если приятное постановление по делу вас не устраивает, то законом вам предоставлено право на его обжалование.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. В течение 10 суток с момента получения копии постановления по делу вы имеете право его обжаловать в вышестоящую инстанцию (ч.1, ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска этого срока по уважительной причине, он может быть восстановлен вышестоящей инстанцией по вашему ходатайству (ч.2, ст. 30.3 КоАП РФ). В силу сложившейся практики поводом для отмены первоначального постановления может быть только серьезное нарушение закона при его вынесении. Например, рассмотрение дела в ваше отсутствие, если в материалах дела отсутствуют свидетельства вашего надлежащего уведомления, либо пропущен двухмесячный срок для привлечения к административной ответственности (по общему правилу ч.1, ст.4.5. КоАП РФ). Грамматические ошибки, математические неточности, помарки, ошибочное написание звания и должности лица, составившего протокол или вынесшего постановление, не являются основанием для его отмены, поэтому использовать это в качестве оснований бессмысленно.

2. По результатам рассмотрения вашей жалобы в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ рассматривавший ее орган вправе вынести одно из решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 , 24.5 КоАП РФ , а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по жалобе вступает в законную силу с момента его объявления и обжалованию не подлежит.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Самая последняя и малоприятная стадия административного процесса. Когда все аргументы исчерпаны, копья сломаны, наступает время расплаты. Рассмотрим самый распространенный вид административных наказаний: штраф. В течение 30 дней с момента вступления постановления в законную силу вы обязаны оплатить штраф по указанным в постановлении реквизитам (ч.1, ст. 32.2 КоАП РФ). При этом с 1 января 2008г. вы не обязаны предоставлять копию квитанции об оплате штрафа в орган, вынесший постановление (ч.4, 32.2. КоАП РФ утратила силу с 01.01.2008г.). В случае отсутствия сведений у оштрафовавшего вас органа об оплате вами штрафа, последний, на основании положений ч.5, ст. 32.2. КоАП РФ , вправе направить материалы судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания суммы, а также возбудить дело за неуплату административного штрафа по ч.1. ст. 20.25 КоАП РФ , по которой вам грозит либо удвоение суммы штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток. Таким образом, за неуплату сторублевого штрафа можно легко и непринужденно провести 15 суток сомнительного отдыха в обществе люмпен-пролетариата, и такие прецеденты в нашей стране уже были.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Административная ответственность - это вид юридической ответ­ственности, которая выражается в применении государственными ор­ганами, должностными лицами и представителями власти установлен­ных государством мер административного воздействия к физическим лицам - гражданам, включая государственных, муниципальных служа­щих, должностных лиц, а в соответствующих случаях и к юридическим лицам за нарушение законности и государственной дисциплины.

Необ­ходимо понимать, что административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается, во-первых, в общей цели: достижении законности, а во-вторых, в принудительном харак­тере мер воздействия на правонарушителя. Вместе с тем администра­тивная ответственность имеет свои особенности: она устанавливается как органами законодательной власти, так и органами исполнительной власти в объеме своих полномочий и компетенции; наложение админи­стративных взысканий осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти, а в некоторых случаях судами. В от­личие от дисциплинарной ответственности здесь нет прямой соподчи- ненности между правонарушителем и лицом, уполномоченным нала­гать административные взыскания за совершенные правонарушения.

Административная ответственность для физических лиц наступает с 16 лет. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются, как правило, меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основанием админи­стративной ответственности являются совершение административно­го проступка и наличие соответствующей нормы, предусматривающей эту административную ответственность. Административное право­нарушение (проступок) представляет собой посягающее на государ­ственный или общественный порядок, государственную, муници­пальную, кооперативную, частную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления про­тивоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена адми­нистративная ответственность.

Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет по своему характеру за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. К специфическим при­знакам административного правонарушения относятся его антиоб­щественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния. Признаки административного правонарушения необходимо от­личать от его юридического состава. При наличии административного правонарушения может отсутствовать состав административного пра­вонарушения, что исключает привлечение к административной ответ­ственности. Признаками состава административного правонарушения являются объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегу­лированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектами административного правонарушения яв­ляются физические и юридические лица. Объективная сторона админи­стративного правонарушения - это запрещенное деяние. Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта к противоправному дей­ствию или бездействию и его последствиям.

Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, указаны в Кодек­се РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и других нормативно-правовых актах. Следует учесть, что от преступлений ад­министративные правонарушения отличаются лишь меньшей степе­нью общественной опасности.

Некоторые составы административных правонарушений можно на­звать формальными, так как административная ответственность насту­пает независимо от того, наступили отрицательные последствия от дан­ного нарушения или нет. Достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов (например, на­рушение правил дорожного движения, санитарно-эпидемиологическо­го надзора, пожарной безопасности).

За совершение административного проступка налагается админи­стративное наказание. Административное наказание - это мера юриди­ческой ответственности, налагаемая государством или от имени госу­дарства за совершенное административное правонарушение. Эта мера применяется, прежде всего, в духе соблюдения законов, уважения прав других лиц и правопорядка в целом для воспитания лица, совершивше­го административное правонарушение. Она также выполняет функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекаю­щимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Видами административных наказаний являются: предупреждение, ад­министративный штраф, конфискация орудия совершения или предме­та административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты), администра­тивный арест, административное выдворение за пределы РФ иностран­ного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, адми­нистративное приостановление деятельности, запрет на посещение спортивных мероприятий.

В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные меры административных взысканий. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дис­квалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний и дополнительных административных взысканий, остальные - только в качестве основных.

Предупреждение - мера наказания морального характера. Оно приме­няется только в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием. Штраф является денежным взысканием, налагаемым от имени государства в пределах, предусмотренных законо­дательством. Штраф устанавливается в величине, кратной либо мини­мальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета администра­тивного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции. Размер штрафа для граждан не может превышать пять тысяч рублей.

Возмездное изъятие назначается только судьей и состоит в принуди­тельном изъятии только того предмета, который является орудием со­вершения или непосредственным объектом совершенного правонару­шения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом суммы расходов на реализацию.

Конфискация - принудительное безвозмездное обращение в фе­деральную собственность или в собственность субъекта Федерации не изъятых из оборота вещей, также назначается судьей. Следует раз­личать конфискацию и изъятие у правонарушителя орудия совершения правонарушения, которое принадлежат иным лицам (законному соб­ственнику). Также конфискуются изъятые из оборота орудия соверше­ния правонарушения либо вещи, находившиеся в противоправном вла­дении нарушителя.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину, не может быть менее одного месяца и более трех лет. Оно применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.

Административный арест устанавливается и применяется в исклю­чительных случаях за отдельные виды административных правона­рушений на срок до пятнадцати суток. Однако за нарушение режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртерро­ристической операции срок административного ареста может дости­гать тридцати суток. Назначается арест только судьей.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 16 лет, к инвалидам I и II групп.

Мера наказания в виде выдворения за пределы РФ заключает­ся в принудительном и контролируемом перемещении через государ­ственную границу, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России иностранных граждан и лиц без гражданства.

За одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применить только одно административное взыскание или основное и дополнительное вместе. Однако это не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной и материальной ответственно­сти, если такое предусмотрено законодательством. При совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельно­сти, за исключением случаев, когда эти дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), в этом случае взыскание на­лагается в пределах санкции, установленной за более серьезное право­нарушение.

Административное наказание может быть наложено за правонару­шение не позднее двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении (в случае, когда лицо продолжает совершать правона­рушение после его обнаружения) - сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Еще по теме Административная ответственность:

  1. § 7. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности 1. Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
  2. 4. Административная ответственность. Понятие и основные черты административной ответственности
  3. § 5. Административное наказание как мера административного принуждения и ретроспективное измерение административной ответственности
  4. Рассмотрение дел, вытекающих из административных правоотношений, об административных правонарушениях и о привлечении к административной ответственности
  5. 71.Понятие административного правонарушения как фактического основания административной ответственности. Виды и элементы со­става административного правонарушения.

Административная ответственность физических лиц — достаточно запутанная система, которая регулирует особенности поведения всех категорий населения, частично учитывая некоторые особенности отдельного лица или места его нахождения. Предусматриваются различные типы наказаний, которые зависят от большого числа факторов, включая сюда и частоту подобных нарушений, степень их серьезности, возможный риск для здоровья людей и так далее. Большинству людей вполне достаточно знать основные моменты и особенности этой ответственности, когда она наступает, что собой представляет, как проявляется и что может быть за нарушение.

Что такое административная ответственность

Такой практически ничем не отличается от уголовной или любой другой. Основные принципы тут абсолютно те же, различаются только проступки, за которые последует наказание, а также непосредственно само наказание, которое значительно легче, чем за уголовные преступления. То есть за проступок может быть наложен штраф, официальное, письменное порицание, принудительные работы на срок административного ареста и так далее. Вариантов масса, и все они могут применяться по-разному, в зависимости от многочисленных факторов. К примеру, за курение в наложат штраф, а вот за вандализм могут послать на принудительные работы на определенное должностным лицом время и место.

Разновидности наказаний

Не только примеры административной ответственности представляют собой большое количество возможных вариантов. Также сами виды наказаний сильно отличаются друг от друга. Выделяют семь основных типов воздействий, которые могут быть применены к нарушившему законы лицу.

Самым простым является обычное предупреждение. Оно не носит неофициальный характер и не высказывается устно. Такие предупреждения выносятся в письменном формате и строго учитываются на будущее. Они могут ужесточить дальнейшие наказания за абсолютно другие проступки.

Вторым, уже более серьезным видом наказания, которое может принять административное взыскание, является штраф. Его размер устанавливается в зависимости от многих факторов, включая сюда и наличие ранее предупреждений.

Следующие два вида несколько схожи друг с другом. Если некое лицо нарушает закон при помощи определенного объекта, находящегося в его частной собственности, должностные лица имеют право изъять данный объект. Будет ли он возвращен в дальнейшем или конфискован окончательно — зависит от степени вины и тому подобных показателей. Также гражданин может быть лишен определенных прав и возможностей, которые в обычном состоянии гарантируются Конституцией, но после нарушений будет принято решение о возможном пресечении подобных событий в дальнейшем. К примеру, запретить человеку приближаться к какому-либо объекту или другому лицу на расстояние менее 30 метров.

Помимо всего прочего, нарушитель может быть арестован на срок вплоть до 15 суток или же отправлен на выполнение исправительных работ на несколько месяцев.

Особенности и признаки

Выделяют определенные признаки административной ответственности, которые характеризуют абсолютно все нарушения подобного рода.

Первым из них считается противоправность. То есть личность сознательно нарушает закон в отношении другого человека или объекта, в то время как последний является чьей-то собственностью, имеет определенную ценность, права и так далее.

Второй признак подразумевает, что вина нарушителя однозначно доказана. Таким образом, если человек действует не по закону, но никто не сможет это доказать, хотя бы косвенно, наказание к нему применяться не будет.

Третий признак указывает на то, что действия лица относят к антиобщественным, направленным против данного общества и порядка. Более детальный перечень всех вариаций таких действий указан в законодательстве.

Последний признак указывает на то, что лицо сознательно, понимая, что оно делает, совершило проступок. При этом абсолютно не важно, было ли это бездействием, или действием. Примеры административной ответственности тут представлены двумя видами. Если человек что-то делает специально или специально не делает. Он может не пойти в суд по повестке, хотя получил ее. Это пример нарушения бездействием. Второй вариант — гражданин пересек дорогу на красный свет. Это уже пример нарушения действием.

Административная ответственность военнослужащих

В целом для военнослужащих и иных подобных граждан действуют точно такие же законы, как и для всех остальных. Различаются меры наказаний, которые в данном случае могут считаться или излишне строгими, или слишком мелкими. Рассматривает меру наказания военный суд, который и выносит свой вердикт по данному конкретному случаю правонарушения, сразу же вместе с указанием наказания, которое будет наложено на военнослужащего.

Административная ответственность военнослужащих вместо стандартных штрафов или исправительных работ подразумевает дисциплинарное взыскание в той или иной форме. К примеру, если не служащий на данный момент гражданин может отделаться крупным штрафом, то за то же нарушение военнослужащий получит несколько нарядов вне очереди. Это самый простой пример, так как фантазия в плане наказаний в армии всегда была на высоте.

Для иностранцев

В соответствии с действующим законодательством, на данный момент административная ответственность иностранных граждан является аналогичной той, которая применяется касательно жителей данной страны. То есть за один и тот же проступок, при прочих равных условиях, и гражданин, и негражданин получат абсолютно одинаковое наказание, без всяких скидок в ту или иную сторону.

Единственным исключением из данного правила является возможность применения к иностранному гражданину одной меры, которая не может использоваться по отношению к гражданину, — выдворение из страны. Безусловно, за мелкие нерегулярные проступки настолько жестко никто реагировать не будет, но если они носят систематический характер или являются действительно очень серьезными, то подобный тип наказания можно считать абсолютно оправданным. Нужно помнить, что никаких поблажек по незнанию законодательство в данном случае не делает.

К примеру, нарушение тишины в обозначенное время суток будет караться одинаково и для иностранца, и для лица без гражданства, и для гражданина страны. Но если при систематическом нарушении на протяжении длительного срока гражданину будет присуждаться более значительный штраф, то негражданина могут просто выгнать из страны.

Для несовершеннолетних

Примеры административной ответственности для лиц, которые ещё не достигли возраста 18 лет в целом аналогичны тем, которые применяются к совершеннолетним гражданам. Практически все доступные наказания могут использоваться, кроме ареста, который в данном случае строго запрещен. На практике чаще всего ограничиваются порицанием или же, в особо серьезных случаях, наложением штрафа. Обычно учитывается наличие у несовершеннолетнего гражданина самостоятельного источника дохода, однако если такового нет, выплачивать средства придется родителям нарушителя.

Признаки административной ответственности в данных случаях являются идентичными, но остальные меры наказаний применяются крайне редко и уже касаются очень значительных случаев или ситуаций, при которых нарушения происходят систематически, и несовершеннолетний сознательно отказывается от следования законодательству. К примеру, если человек в возрасте 17 лет нарушает правила общественного порядка один раз, он может отделаться предупреждением. А вот если через некоторое время он вновь попадается на противоправных действиях того же рода, то, скорее всего, будет назначен штраф. Дальнейшие нарушения уже могут привести к назначению и тому подобным мерам пресечения.

Режим тишины

Многие сталкивались с такой проблемой, что невозможно уснуть из-за громких криков, музыки и подобных действий других лиц. Это все классифицируется как нарушение тишины и также является административным нарушением. В разных регионах действуют разные правила, но в общем и целом, начиная с 23 часов и до 7 утра, каждое лицо, не важно юридическое или физическое, обязано вести себя тихо и не мешать окружающим. В некоторых областях или населенных пунктах этот промежуток времени может несколько отличаться, как и факторы, которые влияют на шум. Где-то есть запрет на автомобильные сигналы, а в другом месте — на громкие звуки, издаваемые домашними животными. Чтобы лучше ориентироваться в этом, следует изучить действующие в текущем регионе пребывания требования к шуму в ночное время.

Основные в таких случаях чаще всего ограничиваются денежными штрафами, а вот их размер может очень значительно варьироваться как в зависимости от региона, так и от источника шума, типа нарушителя и так далее. К примеру, если звук издает магнитофон — можно отделаться выплатой 2,5 тыс. рублей. А вот за ремонтные работы придется заплатить уже 5 тысяч рублей. При этом для юридических лиц эти суммы будут намного выше: 25 и 250 тысяч соответственно.

Штраф за курение

Большинство курильщиков уже в той или иной мере столкнулись с проблемой запрета на курение в общественных местах. Некоторые это поддерживают, некоторые нет, но общая суть состоит в том, что штраф за курение налагается как непосредственно на самого нарушителя, так и на лицо, которое в понятном виде не обозначило факт запрета в данной местности. Причем для самого курящего штраф не будет слишком большим, а вот если выясниться что при этом не присутствовали запрещающие знаки, тогда уже наказание для владельца указанной территории будет намного более существенным.

К примеру, гражданин, который курит не там, где положено, должен будет заплатить от 500 до 3000 рублей, в зависимости от многих факторов, включая сюда и место нарушения, и пример для подрастающего поколения и так далее. А вот юридическое лицо, которое не повесило соответствующие предупреждения будет оштрафовано уже на сумму от 30 и до 90 тысяч рублей, что уже намного серьезней. Курение на детской площадке карается серьезней, чем в другом месте, а попытки приучить курить детей — ещё строже. Особенно если это делают родители. Отдельное наказание продумано для тех, кто реализует табачную продукцию несовершеннолетним, тем самым способствуя детскому курению.

Несоблюдение правил

Правила общественного порядка, по своей сути, - это все, что происходит в обществе. Любое действие каждого человека рассматривается с точки зрения соблюдения им соответствующих правил. Из них можно выделить 5 основных групп нарушений, которые встречаются чаще всего.

Первым из таких противоправных действий является курение. Предаваться пагубной привычке разрешается, по сути, только дома и в специально отведенных зонах. В теории, закон подразумевает возможность курения на отдалении от мест массового скопления людей, входов в и так далее. На практике, придется выехать за город, чтобы найти такое удаленное место.

Вторым по распространенности нарушением, за которое полагается административное взыскание, считается Особенно учитывая, что в него же входит использование ненормативной лексики, которая звучит очень часто и абсолютно везде.

Третий, и уже более серьезный, тип нарушения общественного порядка — распитие алкогольных напитков. И если за сам факт придется заплатить около 1 тысячи рублей штрафа, то вот за нахождение на улице в нетрезвом виде штраф уже несколько больше — около 1,5 тысячи рублей.

Следующим по тяжести является употребление наркотиков и других сходных веществ. Тут уже штраф около 5 тысяч рублей, а иностранца за такое могут и из страны выгнать.

Самым серьезным нарушением считается организация без разрешения соответствующих органов массовых мероприятий. Тут уже меньше чем 25 тысячами обойтись не получится, а в некоторых случаях могут применяться и другие виды наказаний типа ареста или исправительных работ.

Подводя итоги

В целом примеры административной ответственности интуитивно понятны абсолютно всем более-менее адекватным гражданам. Если вести себя нормально, не шуметь, не мешать окружающим, не пить, не курить и уж тем более не употреблять наркотики, то никаких вопросов правоохранительных органов к отдельно взятому лицу не возникнет. Следует отметить, что из всех нарушений именно курение является самым спорным, и к ответственности за него привлекают реже всего, только тогда, когда можно гарантированно доказать вину. Зато за все остальные виды нарушений можно с очень большой долей вероятности распрощаться с достаточно существенными суммами средств, собственным имуществом или даже отработать на благо государства некоторое время.