В соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации, коммерческая организация может быть ликвидирована по нескольким ключевым основаниям. Так, одним из них является решение суда, вынесенное на основании грубого нарушения этой организацией положений действующего законодательства.
Другое возможное основание предполагает добровольное решение учредителя или учредителей компании о прекращении ею своей деятельности. Наконец, статья 65 указанного нормативно-правового акта устанавливает, что, в случае если организация оказалась не в состоянии выполнить взятые на себя финансовые обязательства, в отношении нее инициируется процедура банкротства, которая также может быть основанием для ликвидации коммерческой компании.
При этом действующее законодательство в достаточной степени защищает права и законные интересы контрагентов, которые могли находиться в деловых отношениях с такой организацией или рассматривали возможность вступления в такое взаимодействие. В частности, законодателем предусмотрены специальные инструменты, которые позволяют коммерческим компаниям выяснить, осуществляется ли в отношении их потенциального партнера процедура банкротства.
Такая возможность предусмотрена основными положениями Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”. В частности, указанный нормативно-правовой акт предусматривает необходимость публикации всех существенных фактов, связанных с проведением процедуры банкротства в отношении конкретной коммерческой компании.
При этом для осуществления публикации такой информации действующее законодательство устанавливает несколько основных способов. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”, все такие существенные факты должны быть опубликованы в специализированном органе печати.
В свою очередь, выбор соответствующего средства массовой информации уточняется в распоряжении Правительства Российской Федерации № 1049-р от 21 июля 2008 года. В соответствии с данным нормативно-правовым актом, органом печати, предназначенным для публикации информации о ходе процедуры банкротства, является газета “Коммерсантъ”.
Кроме того, аналогичный объем информации подлежит внесению в специальный информационный ресурс, в рамках которого ведется сбор, систематизация, публикация и обновление данных о банкротстве юридических лиц в Российской Федерации.
Речь идет о таком ресурсе, как Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”, информация, которая должна размещаться в таком реестре, носит общедоступный характер. В свою очередь, широкий доступ всех заинтересованных лиц к этим данным обеспечивается посредством размещения данного информационного ресурса в интернете.
Порядок осуществления работ по формированию, ведению, наполнению информацией и обновлению указанной информационной базы данных регламентируется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 178 от 05 апреля 2013 года “Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве”.
Для обеспечения доступа к Единому федеральному реестру сведений о банкротстве оператором поддерживается специальный веб-портал, на котором размещается основная база информационных данных о существенных фактах, связанных с реализацией процедуры банкротства в отношении коммерческих компаний, и другие дополнительные разделы, такие как перечень нормативно-правовых актов, регулирующих сферу реализации процедур, которых требует несостоятельность юридических лиц, включая арбитражное управление, информацию о торгах, на которых осуществляется продажа имущества обанкротившихся организаций, и другие.
В соответствии с информацией, приводимой на данном официальном портале Единого федерального реестра сведений о банкротстве, оператором этого информационного ресурса является ЗАО “Интерфакс”. В свою очередь, такие полномочия возложены на эту организацию приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 121 от 21 марта 2011 года “Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве”: в соответствии с указанным нормативно-правовым актом, именно эта организация должна вести и обновлять данный федресурс.
При этом сами типы информационных сообщений, связанных с осуществлением процедуры банкротства в отношении коммерческих компаний, и их содержание достаточно четко регламентируются действующим законодательством. Основные требования к этим разделам Единого федерального реестра сведений о банкротстве указываются в Федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”.
В частности, пункт 6 указанного нормативно-правового акта предполагает, что в случае инициации процедуры банкротства в отношении конкретной коммерческой компании в ходе ее осуществления подлежит публикации информация о следующих существенных событиях, касающихся данной компании-банкрота:
При этом Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает требования к необходимому минимуму сведений, которые должно содержать каждое такое информационное сообщение, публикуемое в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. В частности, каждое такое сообщение должно в обязательном порядке содержать следующие разделы:
Действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению своевременного предоставления всех данных для публикации на арбитражного управляющего, которому поручено ведение конкурсного производства в рамках процедуры банкротства в отношении этой компании.
При этом необходимо иметь в виду, что закон предусматривает ответственность за неполное исполнение этой обязанности или уклонение от ее исполнения: так, в соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в случае если арбитражным управляющим допущена несвоевременная публикация сведений в отношении компании-банкрота, предусмотренных законом, к нему могут быть применены различные санкции. В частности, он может подвергнуться наложению денежного штрафа или дисквалификации.
Кроме того, следует помнить, что дополнительные штрафные санкции за неисполнение арбитражным управляющим своих обязанностей в отношении организации публикации необходимой информации предусмотрены пунктом 1 статьи 20.4 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”: согласно документу, он может быть отстранен от дела.
Процедура банкротства предприятия представляет собой продолжительный, достаточно трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов и затрагивающий, как правило, большое количество заинтересованных лиц. Одним из важных этапов проведения процедуры банкротства является своевременное информирование всех партнеров и контрагентов предприятия о финансовой несостоятельности последнего. Для удобства всех субъектов экономики и упрощения процесса информирования был создан Единый федеральный реестр о банкротстве (ЕФРСБ), представляющий собой общедоступный интернет-ресурс https://bankrot.fedresurs.ru (официальный сайт) с актуальной информацией о предприятиях и корпорациях.
При запуске арбитражный управляющий (орган, отдел или специалист) обязан предоставлять информацию в ЕФРСБ для ее обнародования.
Информация, предоставляемая в ЕФРСБ:
Внесением информации в реестр занимаются уполномоченные сотрудники ЕФРСБ, они же и несут ответственность за достоверность и полноту указанных данных.
Поскольку действующих и потенциальных контрагентов у конкретного юридического лица, как правило, достаточно много, то информация о процедуре его банкротства непосредственно касается многих компаний и частных лиц. Прежде всего, следят за реестром кредиторы, которым необходимо в максимально короткие сроки направить в суд заявление с требованием, если один из его должников признается банкротом.
Также информация может быть интересна желающим приобрести недвижимость или оборудование по сниженным ценам. Это возможно, поскольку имущество организации-банкрота продается на аукционах, а цена снижается для ускорения процесса продажи.
И наконец, реестр позволяет проверить потенциального партнера, убедиться в его надежности.
На главной странице сайта можно ознакомиться с последними сообщениями и обновленными сведениями по должникам. Каждое сообщение включает:
Помимо этого, единый реестр размещает план торгов с указанием даты и площадки проведения, а также их вида (открытый/закрытый аукцион).
Специальная система поиска, предусмотренная на сайте федерального реестра, позволяет быстро находить информацию об интересующем предприятии. Зная точное название организации ее можно найти, воспользовавшись формой быстрого поиска в левой части страницы.
В ситуации, когда точное название предприятия неизвестно, можно воспользоваться расширенным поиском. Сайт позволяет искать юридических лиц по следующим параметрам:
Информацию о физических лицах, являющихся или фермерами можно искать непосредственно по ФИО, а также адресу и региону проживания/регистрации, кодам ИНН, ОГРНИП, СНИЛС.
Таким образом, сайт единого федерального реестра сведений о банкротстве содержит полную информацию о ведущихся или уже закрытых процессах банкротства. Собранные воедино данные позволяют быстро оценить потенциального партнера или своевременно отреагировать на банкротство уже существующего контрагента. Это дает возможность обезопасить себя от финансовых потерь, а возможно и извлечь выгоду.
Перед совершением сделки предприятие имеет право получить сведения относительно благонадежности контрагента. Так как ситуации могут возникать разные, например, участие в сделке лица, по которому отрыто дело о банкротстве. Для получения такой информации существует государственный портал под названием Единый Федеральный реестр сведений о банкротах (ЕФРСБ).
Процедура банкротства является многоэтапным мероприятием. В ее осуществлении участвует много государственных институтов в виде судов, федеральных служб и прочих, а также субъектов – адвокаты, нотариусы, управляющие и другие.
При этом в процессе проведения процедуры банкротства должны соблюдаться все нормы законодательства, информационная открытость и публичность.
Чтобы осуществить все эти задачи и обеспечить доступ к данным был создан огромный информационный портал, деятельность которого регулируется ФЗ № 127 от 2002 года о банкротстве, или финансовой несостоятельности. Данный портал является носителем сведений о :
Для достижения этих целей и был создан ресурс ЕФРСБ, являющийся с 2011 года, на основании законодательных требований, накопителем соответствующих документов и данных.
Реестр доступен для использования любым желающим гражданином, который планирует совершить сделку или приобрести акции компании. При этом информация о банкротстве, в первую очередь, важна для определенной категории субъектов
:
Чтобы получить данные необходимо использовать соответствующие данные лица или компании-банкрота :
Только после указания полных данных ресурс начнет поиск относительно банкротства юрлица.
При несвоевременном внесении сведений управляющим или другим ответственным лицом, субъект совершающий поиск получит неактуальные сведения.
Вся процедура банкротства, как уже упоминалось, состоит из нескольких обязательных шагов.
Шаги | Описание |
---|---|
Наблюдение | После подачи должником заявления начинается наблюдение управляющим за соблюдением компанией ограничений до начала конкурсного производства |
Ввод управляющего | Компания, объявившая себя банкротом, в течение года может иметь внешнее управление, которое осуществляет избранное арбитражным судом лицо, при этом такой период может увеличиться на 6 месяцев, при возникновении определенных факторов. В этот период все дела и документацию передают в руки такого специалиста, а на истребование к погашению задолженности перед кредиторами налагается запрет.
Кроме этого, с течением времени, в случае улучшения финансовых дел компании, суд может отменить процедуру банкротства и обязать ответчика исполнить обязательства перед кредиторами или принять мировое соглашение |
Конкурсное производство | Назначается по решению суда и длится до полутора лет, в ходе данного процесса управляющий получает бразды правления, а имущество должника выставляется на торгах с целью погашения долгов.
После истечения этого времени судом должны приняться к рассмотрению отчеты управляющего, на основании которых выносится решение о банкротстве. В Единый реестр вносится запись о ликвидации компании |
Мировое соглашение | При более благоприятных условиях все дело может закончиться мировым соглашением, которое должны принять все кредиторы должника, а арбитражный суд принять их решение. При этом суд может и отказать в его принятии по причине различных требований со стороны каждого кредитора или наличии таких требований, которые могут окончательно разорить должника |
Началу процесса банкротства должна предшествовать следующая ситуация:
Если отсутствует хотя бы один из признаков, признать банкротом гражданина не представляется возможным.
Чтобы начать поиск сведений о том или ином гражданине, а также о собственных долгах, необходимо перейти на официальный интернет-ресурс Единого Федерального реестра . Использование данного ресурса обеспечивает получение информации относительно самого субъекта и связанных с процессом деталей. Удобно это и тем, что использовать альтернативные источники данных нет необходимости.
Чтобы найти данные на сайте ЕФРСБ необходимо перейти на ресурс и под поисковой строкой нажать расширенный поиск, во всплывшем окне ввести такие данные
:
После чего нажать кнопку «Поиск».
При правильно введенных данных перед пользователем всплывет карточка должника с детальной информацией обо всех моментах делопроизводства и текущем состоянии дел.
На сайте можно получить информацию о состоянии дел как юридического, так и физического лица без регистрации. Но при необходимости внесения информации должником для регистрации следует использовать документы только с электронной цифровой подписью. Благодаря ее наличию существует возможность получения полной информации о человеке, предоставившем ее. Кроме этого, ЭЦП обеспечивает возможность просмотреть информацию, были ли внесены изменения ранее.
При этом для различных операций используется и разные виды подписи:
Второй вариант подписи используется только при ведении документации, а первый имеет такую же юридическую силу, как и подпись на документе, поставленная собственноручно.
Чтобы получить ЭЦП, необходимо пройти определенную процедуру, описанную во вкладке «Помощь».
Чтобы оставить публикацию с актуальными сведениями нужно отправить запрос со следующими данными:
Чтобы получить сведения в бумажном варианте, необходимо обратиться к источникам печатных информационных изданий, в которые банкрот обязан подавать информацию о начале делопроизводства. К таким издания относится, например, газета «Коммерсант» .
Чтобы почерпнуть полную информацию следует взять подшивку за последний год и изучить каждое издание в разделе о банкротах. Получить бумажное подтверждение с сайта ЕФРСБ, пока, возможности нет.
Из реестра можно получить следующую информацию :
Все данные относительно проведения процедуры банкротства указаны на специальном ресурсе. Его назначение и цель – предоставление актуальных данных для пользователей относительно контрагентов или заемщиков. Кроме этого, сам банкрот вправе проверить актуальную информацию, чтобы знать, как обстоят дела на текущий момент.
Практические советы по поиску необходимых сведений на сайте ЕФРСБ можно найти ниже.
ФедРесурс содержит информацию обо всех проводимых торгах, торговых площадках, арбитражных управляющих, СРО и должниках.
в Федеральном законе « О банкротстве» прописано, что предприятия обязаны публиковать все сведения о банкротстве в ЕФРСБ (Едином Федеральном Реестре Сведений о Банкротстве). Для оформления банкротства могут быть привлечены:
Для внесения сведений в ЕФРСБ необходимо получить ЭЦП