требуется, если строительные мероприятия или реконструкция касаются специфических объектов — предметов культурного наследия. О том, что представляет собой подобная экспертиза, кто ее осуществляет и как она проводится, расскажем в данной статье.
Основной законодательный акт, посвященный строительству, — Градостроительный кодекс — упоминает историко-культурную экспертизу лишь вскользь в ч. 6 ст. 49, делая при этом отсылку на другой документ. Этим документом является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия…» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, и в нем историко-культурной экспертизе посвящен целый раздел.
Согласно указанному нормативному акту, историко-культурная экспертиза представляет собой комплекс специальных изысканий, проводимых для оценки характеристик объектов культурного достояния, а также оценки проектной документации по проведению строительных/реконструкционных работ, затрагивающих такие объекты. В частности, историко-культурное исследование проекта осуществляется с целью:
Порядок проведения этого исследования определяет Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569. Этот документ подробно объясняет правила проведения экспертизы и систему формирования платы за нее, а также определяет:
Не знаете свои права?
Постановление № 569 разрешает привлекать в качестве экспертов специалистов, имеющих должные теоретические и практические знания, или организации, в штате которых числится не менее 3 указанных выше специалистов. При этом к экспертам предъявляется ряд требований:
Чтобы иметь право осуществлять государственную историко-культурную экспертизу, эксперт должен быть соответствующим образом аттестован. Аттестацию проводит Министерство культуры России, на сайте которого (http://mkrf.ru) можно найти список аттестованных специалистов. Важно при этом помнить, что аттестация проводится именно в отношении специалиста, т. е. конкретного физического лица, а не фирмы.
В зависимости от вида исследования, экспертные работы могут проводиться как одним специалистом, так и экспертной комиссией в количестве не менее 3 экспертов. Экспертиза проектной документации на проведение мероприятий по сохранению предметов культурного достояния выполняется экспертной комиссией.
Внимание: к экспертизе не могут быть привлечены родственники, сотрудники или должники заказчика, а также эксперты, имеющие акции или доли в уставном капитале заказчика. Не могут быть привлечены и лица, преследующие какие-либо корыстные интересы, связанные с итогами исследований или решений по результатам экспертизы. Если эксперт знает о фактах, препятствующих проведению им экспертных действий, ему надлежит отказаться от работы. Если такие обстоятельства выяснятся после документирования выводов экспертизы, заключение будет считаться ничтожным. Кроме того, если выводы такого специалиста влияют на итоги работы комиссии, экспертные исследования необходимо будет проводить заново.
Если госорган не удовлетворяют выводы экспертов, может быть назначена повторная экспертиза. В этом случае заказчик исследования, если он не согласен с решением госоргана, может обратиться для обжалования в суд.
Государственная историко-культурная экспертиза представляет собой комплекс специальных работ. По результатам мероприятий составляется акт. Он согласовывается с органом, ответственным за сохранение историко-культурных объектов. Рассмотрим далее, как выполняется историко-культурная экспертиза.
Государственная историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия включает в себя:
В комплекс мероприятий могут включаться и иные работы. Проводит историко-культурную экспертизу специализированная организация. Исполнитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодетальством.
Положение о государственной историко-культурной экспертизе определяет условия, при наличии которых процедура является обязательной. Исследование выполняется, если необходимо провести хозяйственные, мелиоративные, строительные, земляные или землеустроительные работы, которые могут повлиять (косвенно либо прямо) на комплекс, находящийся под особой охраной. Вторым неотъемлемым условием выступает отсутствие утвержденных градостроительных планов. Кроме этого, процедура проводится, если заказчик преследует одну из следующих целей:
Их признаки определяет ФЗ № 73. К комплексам, подлежащим особой охране, относят:
В РФ действует Закон "Об охране культурно-исторических объектов". За несоблюдение его предписаний предусматривается ответственность. Она практически одинакова и для арендатора, и для пользователя, и для собственника особо охраняемых зон. При выявлении нарушений у владельца можно конфисковать либо выкупить комплекс (объект) в порядке, установленном законом. К арендатору или лицу, осуществляющему безвозмездное пользование зоной, эти меры применить нельзя. К общим для всех субъектов наказаниям относят штраф до 50 тыс. руб. по ст. 7.13 КоАП или до 500 тыс. руб. по ст. 243 УК. Также виновным в нарушении может грозить уголовная ответственность – до 5 лет тюрьмы. Вид наказания будет зависеть от категории объекта и причиненного ущерба. Участок, на котором располагался комплекс, подлежащий особой охране, могут конфисковать. Такая мера применяется, если по вине субъекта присутствовавшие на территории объекты были уничтожены. Особо охраняемые комплексы подлежат изъятию в случаях, когда ответственное за его состояние лицо не проводит своевременную реставрацию. Конфискация грозит и в случае, если не была выполнена обязательная историко-культурная экспертиза перед осуществлением работ, которые могут повлиять на состояние ценной зоны.
Классификация объектов проводится в зависимости от того, являются ли они обособленными, входят в группу или выступают как часть ландшафта. По данным критериям выделяют:
Кроме этого, существует классификация в зависимости от степени значимости. По этому признаку выделяют объекты федерального, местного или регионального значения. Для них определены общие и специальные правила, в соответствии с которыми осуществляется их постановка на учет и внесение данных о них в Росреестр.
Проведение историко-культурной экспертизы допускается юридическими лицами, в штате которых находится не менее трех специалистов. Они формируют комиссию. Каждый эксперт историко-культурной экспертизы должен пройти аттестацию в соответствующем министерстве. Минкультуры включает специалистов в соответствующий перечень лиц, которые вправе выполнять данное исследование. К аттестации могут допускаться только субъекты, имеющие высшее профобразование по специальности, а также опыт работы в данной сфере не меньше 10 лет.
Проведение государственной историко-культурной экспертизы может быть инициировано заинтересованным органом госвласти, местного самоуправления гражданина либо юрлица. Процедура выполняется на основании договора, подписанного между заказчиком и исполнителем. Перед началом работ инициатор мероприятий передает специалистам пакет документов. К ним относят:
Историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия федерального значения оплачивается в соответствии с условиями договора. Сумма будет зависеть от сложности и объема предполагаемых работ. Ее размер складывается из оплаты:
Порядок, в соответствии с которым оплачивается государственная историко-культурная экспертиза комплексов регионального или местного значения определяется соответствующим органом власти.
Размер оплаты исследования не может зависеть от его итогов. Специалист не имеет права получать от заказчика (ни до того, как будет выполнена историко-культурная экспертиза, ни после нее) в качестве благодарности, поощрения или вознаграждения за результаты ценности, деньги, прочее имущество, услуги или права для себя либо третьих лиц. Итоги исследования оформляются в форме акта. Заключение историко-культурной экспертизы должно содержать понятный и однозначный вывод.
Порядок создания и ведения Госреестра культурно-исторических объектов регламентируется гл. 4 ФЗ № 73. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация и оформление паспорта комплексов, устанавливаются в Методических рекомендация. Они утверждены приказом Минкультуры. Кроме этого, предусмотрены общие принципы создания и ведения Госреестра. Они определены в положении, утвержденном приказом Росохранкультуры № 37.
Для принятия соответствующего решения минкультуры региона направляет в правительство РФ:
Федеральным органом, уполномоченным на охрану особо ценных комплексов, а также минкультуры региона производят работы по их выявлению и учету. К ним, в том числе, относится и историко-культурная экспертиза. Данные мероприятия выполняются в соответствии с целевыми федеральными программами, а также на основании рекомендаций юридических лиц и граждан.
Комплексы, которые представляют ценность в археологическом, эстетическом, архитектурном, научном, техническом, этнологическом, антропологическом, этническом и пр. плане и в отношении которых составлен соответствующий акт по итогам исследования, считаются особо охраняемыми с даты поступления в уполномоченный федеральный орган и министерство указанных выше документов. Археологические объекты считаются культурно-историческими комплексами с момента их обнаружения. Сведения о культурно-исторических объектах, представляющих особую ценность, включаются в учетные карты. Они выступают в качестве части реестра и хранятся бессрочно.
Министерство культуры региона обязано известить собственника/пользователя/арендатора обнаруженного культурно-исторического объекта о решении, принятом органом госвласти субъекта РФ или правительства страны о включении сведений о нем в единый реестр либо об отказе в этом. На учет могут быть поставлены комплексы, с момента возникновения/создания которых прошло не меньше 40 лет. Исключением выступают мемориальные дома и квартиры, связанные с деятельностью и жизнью выдающихся людей, которые имеют перед Россией особые заслуги. Эти объекты будут считаться выявленными непосредственно после смерти этих лиц. До принятия решения о включении сведений в Реестр или отказе в этом, выявленные комплексы подлежат обязательной охране в соответствии с действующим законом. Информация о культурно-исторических объектах федерального значения вносится в реестр на основании постановления правительства. Ответственным за постановку на учет выступает госорган, уполномоченных на обеспечение охраны таких комплексов. Сведения об объектах регионального значения вносятся в реестр по представлению министерства культуры субъекта в соответствии с принятым им решением.
Что такое историко-культурная экспертиза? Определимся с терминами. Итак, это определение соответствия планируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям по сохранению культурного наследия народов РФ выяснение допустимости реализации объекта экспертизы. Экспертиза проводится на основании Федерального Закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации №73-ФЗ от 25.06.2002».
Историко-культурная экспертиза проводится в таких целях:
— для признания предмета в качестве объекта историко-культурного наследия;
— для того, чтобы определить категорию историко-культурного значения объекта (бывает либо федеральная, либо региональная)
— для того, чтобы изменить категорию историко-культурного значения объекта или с целью исключения из списка объектов культурного наследия;
— для того, чтобы отнести объект культурного наследия к ценным объектам народов РФ или к объектам всемирного культурного наследия.
Хочется напомнить, что самоуправство в отношении историко-культурного наследия недопустимо и карается штрафами и даже уголовной ответственностью. Так если культурному наследию нанесен существенный вред, то виновный должен выплатить штраф до 80 000 рублей либо провести до двух лет на исправительных работах, либо отбыть срок заключения до шести месяцев.
Таким образом перед началом, например, строительных работ необходимо обратиться в соответствующие федеральные органы, которые занимаются охраной культурно-исторических объектов и получить в течении 30 дней решение в письменном виде. После этого назначается историко-культурная экспертиза. Заказчик и эксперты составляют персональные договора. Не допускаются родственные, дружеские и иные подобные связи заказчика и эксперта. Проведение экспертизы полностью оплачивает заказчик.
К объектам культурного наследия относятся памятники и ансамбли, достопримечательные места, которые возникли в результате исторических событий и представляют ценность с точки зрения истории, архитектуры, археологии, эстетики, искусства, градостроительства, социальной культуры и являются истинными источниками информации о зарождении и развитии культуры, свидетельством эпох и цивилизаций. Рассмотрим подробнее эти категории.
К памятникам относятся здания, сооружения и отдельные постройки с историческими территориями, в том числе сооружения религиозного назначения, мемориальные квартиры, объекты науки и техники. К памятникам также относятся полностью или частично скрытые под водой или землей объекты со следами существования человека, включая и все движимые предметы, относящиеся к этим следам.
Ансамбли - четко локализируемые на сложившихся территориях группы. Это дворцы, крепости, сооружения религиозного назначения, храмовые комплексы и некрополи. Кроме того, это фрагменты исторических поселений, произведения садово-паркового искусства (бульвары, парки, сады, скверы) и ландшафтной архитектуры. А также сооружения жилого, общественного, торгового, научного, административного назначения.
Достопримечательные места - это созданные человеком или человеком и природой творения. Это могут быть центры исторических поселений, фрагменты градостроительной застройки и планировки, природные или культурные ландшафты, памятные места, которые связаны с историческими событиями, жизнью выдающихся людей. А также культурные слои, городища, стоянки, остатки построек древних городов, места совершения религиозных обрядов.
К объектам историко-культурной экспертизы также относятся земельные участки, внесенные в список объектов культурного наследия, и те, которые входят в территорию объектов культурного значения.
Данную экспертизу могут проводить как один эксперт, так и комиссия экспертов. Эксперты, проводящие историко-культурную экспертизу, должны иметь стаж работы в этой деятельности не меньше 10 лет. Эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» не только соответствуют этому требованию, но и имеют большой опыт работы. Экспертиза будет проведена в максимально сжатые сроки.
Для того чтобы провести экспертизу, заказчик должен предоставить экспертной комиссии такие документы:
— копия паспорта объекта культурного наследия;
— копия решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
— фотография объекта в момент заключения договора на проведение историко-культурной экспертизы;
И ряд других документов, о которых проконсультируют специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов».
В качестве заключения эксперты оформляют акт, к которому прилагаются отчет и сопутствующие материалы исследования. Акт составляется в четырех экземплярах, каждый из которых имеет юридическую силу.
На основании заключения историко-культурной экспертизы принимается решение соответствующим органом о возможности проведения работ. Если результаты историко-культурной экспертизы вызывают сомнения у заинтересованной стороны, то проводится процедура рецензирования. Эту процедуру проводит независимый эксперт-рецензент, который также как и эксперт должен иметь стаж не менее 10 лет.