Передача в бессрочное пользование земельного участка. Постоянное бессрочное пользование земельным участком. Право бессрочного пользования земельным участком

Помощь государства

ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ

Такая форма использования земельных участков, как право постоянного (бессрочного) пользования, была исключена из норм Земельного кодекса РСФСР 1991 г. (наряду с правом пожизненного наследуемого владения) Указом Президента от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», которым, в частности, была отменена ст. 12 Земельного кодекса РСФСР, предусматривающая право юридических лиц получать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Это привело к тому, что на практике органы местного самоуправления вынуждали юридических лиц заключать договоры аренды на земельные участки, которые уже были предоставлены до принятия Указа Президента от 24 декабря 1993 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования (арендные отношения не обладают такой степенью стабильности, как отношения по использованию земли на праве постоянного (бессрочного) пользования, да и размер арендной платы выше, чем размер платежей за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

Право постоянного (бессрочного) пользования может возникнуть только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются юридические лица. В ряде специальных нормативных актов было прямо предусмотрено, что земельные участки за отдельными видами юридических лиц должны закрепляться на праве постоянного (бессрочного) пользования (в частности, на указанной форме используются соответствующие участки органами пограничной службы, пограничными войсками Федеральной пограничной службы РФ, организациями федерального железнодорожного транспорта, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, государственными научными учреждениями и др.).

Земельный кодекс РФ вернулся к существовавшему в Земельном кодексе РСФСР положению о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования исключительно юридическим лицам, правда, значительно ограничив их круг государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, центрами исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование вообще не предоставляются. При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Основаниями приобретения права постоянного (бессрочного) пользования являются:

  • 1. Административный правовой акт - решение уполномоченного государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка указанным в законе лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • 2. Правопреемство права постоянного (бессрочного) пользования законом при реорганизации юридического лица.
  • 3. Возможно приобретение права постоянного (бессрочного) пользования субъектом при переходе к нему права собственности на здания, сооружения, если прежний собственник указанных объектов недвижимости использовал передаваемый участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Законодатель установил, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующего земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, у приобретателя недвижимости автоматически возникает право пользования земельным участком независимо от надлежащего оформления этого права пользователем.

В целом же можно отметить тенденцию современного земельного законодательства к сокращению оснований предоставления земель на иных, кроме права собственности, вещных правах. По сути, законодатель стремится к установлению в отношении прав на земельные участки положения, существующего во многих зарубежных странах, законодательство которых определяет два основных вида прав на землю: право собственности и аренду. Указанная тенденция проявляется и в том, что граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, так же как и землевладельцы, наделены правом оформления их в собственность.

Таким правом обладают граждане, которым земельные участки были предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования. Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования принятие решения о предоставлении такого земельного участка в собственность не требуется. Государственная регистрация права собственности на указанные земельные участки производится на основании ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В регистрации права собственности должно быть отказано, если в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность. Оформление в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков сроком не ограничивается.

С точки зрения возможности обладания земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования все юридические лица могут быть разделены на три категории:

  • юридические лица, которым и после введения в действие земельного кодекса могут быть предоставлены земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование и которые продолжают использовать ранее предоставленные на этом праве земельные участки;
  • юридические лица, которые могут продолжать использовать предоставленные им до введения в действие земельного кодекса земельные участки и вправе переоформить принадлежащее им право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • юридические лица, которые обязаны переоформить принадлежащее им право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса.

К первой категории юридических лиц относятся государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они не могут быть собственниками земельных участков, и право постоянного (бессрочного) пользования является единственным вещным правом, которое позволяет им на постоянной основе использовать земельные участки (см. п. 1 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

С 16 мая 2008 г. перечень лиц, которые могут использовать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, был расширен за счет включения в него центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Такие центры являются юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме фонда, и целями их деятельности являются изучение и публичное представление исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий .

С 25 июля 2008 г. законодатель особо выделил государственные или муниципальные учреждения, учреждения, созданные государственными академиями наук и (или) подведомственные им, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Особые правила предусмотрены для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или организациям, при которых до 23 апреля 1998 г. были созданы (организованы) садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками. Эти организации вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности в порядке, установленном ст. 28 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Законодательно срок реализации права переоформления не установлен. Решение о переоформлении принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого участка.

Также переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается. Такое переоформление производится в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ.

ФЗ от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» перечень юридических лиц, которые могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность был расширен. Такое право приобрели юридические лица, имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). До 1 января 2015 г. указанные лица могут переоформить принадлежащее им право в соответствии с правилами, установленными ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» все остальные юридические лица (за исключением перечисленных выше) были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на ранее предоставленные земельные участки на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 г. Религиозные организации, кроме того, могут переоформить на право безвозмездного срочного пользования. В данном случае для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на ранее предоставленный земельный участок заинтересованное юридическое лицо подает заявление о предоставлении ему земельного участка на выбранном им праве. Порядок рассмотрения такого заявления и принятия решения установлен в ст. 36 ЗК РФ.

По общему правилу приобретение юридическими лицами земельных участков в собственность в результате переоформления ранее предоставленного права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется за плату. Согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъекты РФ вправе установить случаи бесплатного предоставления религиозным организациям в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование. Во всяком случае религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно. Кроме того, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, бесплатно предоставляются в собственность указанных организаций. Также земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Действующее в настоящее время законодательство позволяет сделать вывод, что с истечением срока переоформления прав (1 июля 2012 г.) право постоянного (бессрочного) пользования не прекращается и нет оснований для заявления требований о принудительном прекращении этого права (право постоянного (бессрочного) пользования является вещным правом, и основания для его принудительного прекращения могут быть установлены исключительно федеральными законами ). Поскольку землепользователю предоставлена возможность определиться с правовым титулом, приобретаемым в результате переоформления постоянного (бессрочного) пользования, то до выбора землепользователем права, на котором он желает использовать принадлежащий ему земельный участок, нельзя его принудить к переоформлению принадлежащего ему постоянного (бессрочного) пользования. Для стимулирования деятельности юридических лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, по переоформлению принадлежащих им прав КоАП РФ дополнен статьей, предусматривающей ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (ст. 7.34). Также необходимо расширить перечень оснований для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования (см. п. 2 ст. 45 ЗК РФ).

Владение и пользование земельным участком землепользователем осуществляется в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актами о предоставлении участка в пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке здания, сооружения и другого недвижимого имущества. Здание, сооружение, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Если нормы ГК РФ закрепляли право лица, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, ограниченно распоряжаться участком (передавать его с согласия собственника участка в аренду или безвозмездное срочное пользование), то ЗК РФ определил, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (ч. 4 ст. 20). Более того, в ч. 6 ст. 3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.

закрепляется сейчас лишь за некоторыми предприятиями, но граждане, получившие землю в вечное пользование от советской власти, не лишатся ее, хотя и не являются собственниками. Переоформить такую землю на себя можно — достаточно знать, в какие сроки и как это сделать.

Законные основания вечного пользования землей

В советское время не существовало частной собственности на землю, так как вся она принадлежала государству. Участки лишь передавались в так называемое вечное пользование гражданам, которые могли ими распоряжаться, как собственными: обменивать, продавать, сдавать в аренду.

Новый Земельный кодекс, который начал действовать в 2001 году, запретил и распоряжаться муниципальной землей, как собственной, и передавать землю в вечное пользование людям. Но , данное раньше, все еще действует.

Статья 39.9 Земельного кодекса ограничила круг тех, кто сейчас имеет право на бессрочное постоянное пользование земельным участком . Это исключительно:

  • органы госвласти;
  • органы самоуправления;
  • автономные, казенные или бюджетные госучреждения;
  • казенные организации;
  • центры наследия бывших президентов РФ.

При этом, как указано в законе «О введении в действие Земельного кодекса», право постоянного бессрочного пользования земельным участком сохраняется за гражданином, которому был предоставлен этот участок, на неопределенный срок.

Если участок в вечное пользование предоставлялся организации, он либо уже приобретен в собственность, либо оформлен в аренду (если земля не переоформлена, организации рискуют быть оштрафованными на сумму от 20 до 100 тысяч рублей) — это требование закона, которое на граждан не распространяется. Граждане же переоформить землю, которой они владеют бессрочно, могут когда угодно, т. к. ответственности за несвоевременное переоформление для физ. лиц не существует.

Права и обязанности пользователей

Если за вами закреплено право постоянного бессрочного пользования земельным участком , Земельным кодексом вам разрешено:

  • пользоваться недрами и водоемами, которые есть на участке;
  • построить дом, открыть торговую точку или производственный цех (в соответствии с назначением земли);
  • осушать, орошать, окультуривать участок;
  • бесплатно переоформить участок на себя.

Одновременно с правами статья 41 ЗК накладывает и некоторые обязанности:

  • пользоваться участком только в соответствии с его назначением;
  • не загрязнять участок;
  • охранять его от пожара;
  • не допускать истощения почвы и потери ее плодородности.

При этом важно помнить, что право постоянного бессрочного пользования земельным участком — это не право собственности, поэтому вам нельзя:

  • продавать участок;
  • обменивать или дарить его;
  • сдавать в аренду;
  • завещать.

Для того чтобы стать полноправным владельцем земли, ее нужно переоформить на себя.

Переоформление земли

Скачать форму договора

Для регистрации любой сделки нужно основание, например договор купли-продажи или решение о предоставлении земли. может быть и не закреплено документально, то есть ни на руках пользователя, ни в местной администрации может не оказаться документов, подтверждающих это право. Это касается тех случаев, когда участок расположен в садоводстве или дачном товариществе. Ведь ваш участок образовался из большого участка, который предоставлялся не вам лично, а садоводству или колхозу, поэтому основанием для переоформления земли в этом случае будет выписка из распоряжения местного исполкома о предоставлении земли в вечное пользование именно товариществу, садоводству или колхозу.

Чтобы такой участок приватизировать, первым делом нужно поставить его на кадастровый учет. Для этого нужно сначала провести межевание. Замежевать участок и оформить межевое дело сможет любой кадастровый инженер, имеющий лицензию Росреестра. Узнать список инженеров можно на сайте кадастровой палаты или Росреестра.

Когда межевое дело будет готово, нужно прийти в кадастровую палату или в многофункциональный центр по месту нахождения земли и подать заявление о постановке участка на учет. Регистратору нужно представить паспорт и межевое дело. Максимум через 10 дней вы получите кадастровый паспорт.

С кадастровым паспортом, межевым делом и решением исполкома о предоставлении земли нужно обратиться в регистрационную палату или многофункциональный центр. Госпошлина за сделку — 2000 рублей. У регистратора есть 10 рабочих дней, чтобы оформить свидетельство владельца. После регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком вы уже иметь не будете — вместо этого у вас будет право собственности на землю.

Название указанного права уже во многом отражает его основную суть. Постоянное бессрочное пользование участком дает право использовать выделенный надел в течение неопределенного временного отрезка.

При этом официально он будет находиться во владении государственного или муниципального органа. Из-за этого привилегии распоряжаться вверенными квадратами земли лишены граждане и юридические лица .

Упомянутые ограничения действуют с даты внедрения обновленного Земельного Кодекса РФ. У лиц, обладающих возможностью использовать землю бесплатно без временных ограничений, раньше было право отдавать агровладения в свободное или .

На данный момент доступно только владение и эксплуатация в своих целях, но никак не продажа.

Справка! Как уже упоминалось, некоторые граждане получили предоставление права на постоянное бессрочное пользование наделами до начала работы обновленной версии ЗК РФ. Технически обозначенная привилегия за ними остается, но предпочтительнее для них будет оформить указанную территорию в Росреестре на себя.

Объекты и субъекты пожизненной эксплуатации земли

Объектом права, связанного с вверенной бесплатно и на долгий срок территорией, числится земельный фонд. И уже для него определяются взаимоотношения земельного характера. Конкретным объектом будет являться оговоренный надел , лежащий в зафиксированных границах.

Субъектами права являются муниципальные образования и юрлица , обозначенные в статье 5 ЗК РФ .

Отличие от аренды

Указанное право нельзя называть по нескольким причинам :

  • в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
  • лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный е.

Законодательные акты

Регламентирование процесса передачи указанного права проводится с помощью двух нормативных актов - ЗК РФ и ГК РФ. В статье 39.9 ЗК РФ отражен полный список тех, кому земля может быть отдана в бессрочную эксплуатацию.

Когда участок отсутствует в базах или для него даже не , желающему получить на землю право бессрочной эксплуатации придется подготовить и с администрацией.

Сотрудники последней могут предложить иной вариант, при котором юр. лицо самостоятельно занимается постановкой надела на учет в ГКН. Поэтому предварительное согласование с сотрудниками комитета позволяет предотвратить нежелательные траты в случае отказа.

Если же с учетом участка в ГКН проблем нет, в администрацию требуется предоставить следующий пакет документов :

  1. Заявление, составленное по строго установленному образцу и написанное от юр. лица.
  2. Основания, доказывающие компетенцию подателя заявления.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ.

Рассмотрение вопроса длится 14 дней, после чего выносится резолюция. При положительно решении выносится постановление с требующимися фактами.

Переоформление надела

По закону No137-ФЗ был определен упрощенный способ переоформления права на постоянное бессрочное пользование наделом. Туда включены 3 основных этапа:


Помимо заявления потребуется предоставить определенный пакет бумаг , куда входят:

  • копия удостоверения личности лица, обладающего ППБП на ЗУ;
  • доверенность, если решением вопроса занимается третье лицо;
  • копия свидетельства о госрегистрации юр. лица;
  • выписка из ЕГРП или копии правоустанавливающих бумаг на единицы недвижимости, находящиеся на ЗУ;
  • кадастровый паспорт надела;
  • копия бумаги, доказывающей наличие ППБП.

Решение исполнительного органа должно быть принято не позднее, чем в месячный срок. При положительном результате составляется договор купли-продажи . Далее остается лишь зарегистрировать обновленное право на надел в Росреестре. При отказе или уклонении со стороны госоргана лицо, пользующееся наделом, обращается в суд.

Эксплуатация земли юридическим лицом

Как диктуется регламентом, организациям и компаниям требовалось провести переоформление надела во владения компании до 2014 года . Для этого необходимо было подать или в земельные отделы исполкомов.

Иначе организации получают штрафы, а также уведомления, что вверенная им ранее земля изымается и для них могут быть на применение земельных участков.

Важно! Перечисленные выше штрафные санкции проводятся согласно статье 7.24 КоАП РФ в административном порядке. Этот документ регламентирует ответственность за невыполнение предписаний и сроков оформления наделов, которыми юр. лица пользуются на правах постоянного использования.

Величина штрафа составляет 20-100 тысяч рублей. Ответственность, отраженная в КоАП, распространяется не только на юр. лиц, но и на индивидуальных предпринимателей.

Статья 7.24 КоАП РФ. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта

  1. Распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

  2. Использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Передача территорий по наследству

Наделенные возможностью пользоваться территорией на пожизненной безвозмездной основе физические лица могут производить на них действия разного рода, а затем передавать по наследству .


В наследственную массу входят земельная площадь, на которую распространялось указанное право наследодателя, плюс объекты недвижимости, построенные на наследуемом куске земли. После смерти наследодателя родственники получают права на все постройки, находящиеся на территории надела .

Стоит сразу упомянуть про исключения, связанные с наследованием:

  1. Наследники могут претендовать лишь на имущество, находящееся ранее в собственности умершего. Землю рекомендуется приватизировать или сделать собственностью иным образом, чтобы пользоваться ею в дальнейшем на законных основаниях и распоряжаться.
  2. Если наследодатель до смерти начал процесс оформления надела в собственность, но не хватило времени завершить его, наследники могут сами закончить процедуру.

Лицам, получившим привилегию на использование надела на бесплатной постоянной основе ранее 2001 года не стоит волноваться, что эту привилегию отберут. Исключительные случаи – когда нарушается регламент применения.

И поскольку больше право пожизненного пользования участком не отводится физическим лицам, последним необходимо воспользоваться правом единовременной приватизации и оформить надел на себя . Это даст владельцу ряд преимуществ, недоступных при бесплатном бессрочном пользовании. Например, право распоряжаться землей.

Эта разновидность правового содержания отражается в его определении. Практически сразу же становится понятно, что правомочие пользования его владельцем, предоставляется ему на неограниченный во времени период. Причиной возникновения этой специфики права, является её исторический характер. В Советском Союзе – право постоянного (бессрочного) пользования, было единственной возможностью приобретения статуса землевладельца.

Впоследствии, в период перестроечных изменений, появилась возможность оформления этого вида земель в собственность . Естественно, что многие граждане воспользовались этой возможностью. В особенности те, в ком проявилась тенденция к приобретению собственности, идея которой активно популяризировалась.

Оформление этого вида имущественного права, в собственность, не представляло никакого труда. В принципе, это преимущество закреплено за землевладельцем, пользующимся своим участком, и сегодня.

Землепользователи, отказавшиеся от статуса землевладельца, и не проявившие инициативы оставляют за собой право бессрочно пользоваться землёй. Они индифферентны в отношении собственности. Более того, что у некоторых из них нет практически никаких документов, кроме тех, которые были выданы много лет назад, ещё при возникновении права пользования. Некоторые граждане, за давностью лет, утеряли даже то, что определяло их право на пользование, в своё время.

Категория этих лиц отличается пассивностью в попытке оформления земель не столько в силу своей принципиально пассивной жизненной позиции, а – в силу их неосведомлённости об алгоритме действий в сложившейся ситуации. Тем не менее, всё течёт и изменяется. Выросшие и повзрослевшие дети, и даже внуки, владельцев участка понимают, что земля – это ценность. Понимают они также и то, что для сохранения имущественных прав, их нужно подкреплять юридически правомочными действиями. .

Права лиц, оформивших участок в собственность и лиц, которые пользуются им бессрочно, значительно отличаются в пользу собственников. Современное законотворческое производство в области землепользования значительно отличается по основным признакам хозяйствования от того, что существовал при Советском Союзе, но выданные в этот период земельные участки, сохраняются за их владельцами. По сути, сфера применения существующего факта землепользования, стала более адекватной, сохранив в обновлённом качестве все позитивные черты социалистической лояльности.

В соответствии со статьёй 264 ГК РФ , пользование позволяет извлекать из земель полезные свойства или получать прибыль. На основании статьи 269 ГК РФ, они могут возводить на отведённых для пользования землях, жилые постройки. Но эта категория землепользователей не имеет статуса землевладельцев. Соответственно ей не позволено осуществление имущественных операций с землёй.

Если перед вами стоит дилемма оформления участка, не раздумывайте, так как это открывает перед вами новые горизонты беспрепятственного управления землёй в качестве имущества.

Субъект владения земельным участком – физическое или юридическое лицо, оформившее право владения собственностью. Оно обладает пакетом правоустанавливающих документов, которые определяют форму собственности. Кроме этого, оно обладает документами, устанавливающими право и юридическую силу законности прецедента владения, которое отражает это право в учётных кадастровых записях. Имеющаяся правовая база, позволяет осуществлять имущественные сделки с землёй.

Субъект постоянного (бессрочного) пользования земельным участком – физическое лицо, чьё право ограничивается лишь возможностью полноправного управления в отношении проводимых работ, путём участия в обработке, обслуживании земель, при сохранении всех надлежащих качеств верхнего плодородного слоя почвы. Взамен этого, пользование участком для него становится правомочным.

Субъект землепользования и субъект землевладения вступают в отношения с объектом – территорией расположения участка, он на предметном уровне выступает как конкретная часть земли, отграниченная от иных земель. Для субъекта пользования установлен определённый регламент, определяющий правила пользования. Нарушения, допускаемые при пользовании землями, могут стать .

В настоящее время, граждане, которые имеют право пользования землями бессрочно, продолжают его осуществлять в установленном законодательством, порядке. Юридические лица, полностью отстранены от этой возможности. Правительство и муниципалитет принимают меры по отчуждению от них, обозначенной формы имущественного права. Им предложена альтернатива, которая позволит не менее эффективно осуществлять свою деятельность, арендуя земли или приобретая их.

Земельный ресурс подлежит кадастровому учёту , который констатирует и подтверждает право пользования и распоряжения, со стороны хозяйствующего субъекта. В сложившихся условиях, в постоянное (пожизненного) пользование разрешено предоставление земель для нужд:

  1. Государственным и муниципальным учреждениям.
  2. Федеральным казённым предприятиям.
  3. Органам государственной власти.
  4. Органам местного самоуправления.

Муниципалитеты предпочитают передавать землю в аренду, в соответствии с чем, оплата за предоставление участка значительно выше, кроме того – она поступает в фонд хозяйствующего субъекта. Но существуют определённые категории земель, не привлекательные для арендаторов. За более высокую плату они предпочитают получить в пользование земли более высокого качества, в плане эффективности их использования, близости расположения к жилым территориям.

Хозяйствующий субъект, однако, заинтересован в том, чтобы все земли, вверенные ему государством, имели надлежащий уход . Это адекватный мотив для получения земли. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, представляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа, в соответствии со статьёй 29 ЗК РФ.

Если вас интересует факт приобретения участка в пользование на обозначенном основании, не поленитесь обратиться в муниципалитет с запросом. Его обязательно рассмотрят и представят вам принятое мотивированное заключение.

Как было рассмотрено ранее, хозяйствующий субъект единолично решает вопрос о праве пользования землями. Он имеет право, но не обязан предоставлять участки. Соответственно, вам имеют право отказать.

Отказать могут на основании мотивированного заключения , где будут указаны причины отказа. Прочитав их, у вас может появиться возможность исправить недочёты в заявленном запросе о предоставлении земли и обратиться в следующий раз, исправив причины отказа. Тем не менее, в некоторых случаях, вам могут отказать категорично, без условия повторного обращения. К ним могут относиться следующие нюансы:

  1. Отсутствие гражданства РФ.
  2. Вам не исполнилось 18 лет.
  3. Вы претендуете на земли, изъятые из оборота.
  4. Вы претендуете на использование земель не в соответствии с их целевым назначением.
  5. Ваши притязания неправомочны в принципе.

Отказать имеют право и тогда, когда заявленные с вашей стороны земли, планируются для сдачи в аренду или для предоставления в собственность. Об этом вам будет сообщено, и вы сможете рассмотреть такую возможность.

Правильная оценка

За землю, предоставленную в пользование, приходится платить. Оплата предусматривается в качестве выплаты установленного налога на землю, в соответствии со статьёй 394 НК РФ. Налоговые ставки одинаковы при оформлении земли в собственность и оформлении права безвозмездного пользования. Эти формы расчёта гораздо выгоднее, чем аренда – оплата здесь несколько ниже.

Сумма оплаты складывается из общей инвентарной (кадастровой) стоимости земельного участка. Эта стоимость указана в кадастровом паспорте на земельный участок, который находится у специалистов муниципального образования. Для земель:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Под садово-огородническое использование.
  3. Земель, представленных под ИЖС.

Земельный налог составляет 0,3 % от общей стоимости . В остальных случаях он устанавливается в размере 1,5 % от общей кадастровой стоимости земель.

Если по существующему положению, пользование для граждан не может быть прекращено автоматически, то в некоторых случаях, хозяйствующий субъект может отказать в передаче земли в порядке наследования. Необходимо заметить, что он имеет на это право.

Существуют достаточно спорные случаи , которые повсеместно становятся прецедентом судебного разбирательства. Представим, что вам в наследство досталась недвижимость на участке. Он находился в пользовании наследодателем. Соответственно, никто не уполномочен лишить вас законных прав – дом останется вашим имущественным объектом, а в плане правомочности получения участка, могут возникнуть проблемы.

Земля по закону принадлежит органу местного самоуправления, и она имеет полное право предъявить претензию на её владение. Во многих случаях, даже судебные решения выносились не в пользу наследника. Ему могут оставить участок земли непосредственно под основанием дома, а основные земли реквизировать в фонд муниципалитета.

Ещё меньше шансов получить участок земли без построек. Здесь нужно подстраховаться заблаговременно, оформив участок в собственность. Если такой вариант неосуществим – нужно договариваться с местной администрацией о предоставлении продолжения права пользования. Как бы там ни было, а наследники имеют приоритет в праве получения земель.

Заключение

Как показывает практика, предоставленное право пользования на постоянной основе, не имеет никаких преимуществ перед оформлением земель в собственность. Кроме этого, субъект пользования, имеет преимущественное право на приобретение земли. При своевременном проведении этой правоустанавливающей процедуры, землевладелец сможет максимально эффективно распоряжаться земельной собственностью, без каких-либо ограничений и препятствий.

Основаниями возникновения земельных прав и обязанностей п. 1 ст. 8 ГК РФ признает юридически значимые факты, в качестве которых могут выступать либо события или волевые действия, непосредственно не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно направленные на возникновение или прекращение правовых отношений юридически значимые действия граждан юридических лиц.

Последние, в свою очередь, подразделяются на односторонние и двусторонние сделки (договоры), административные акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения. Для земельного права, в отличие от гражданского, не имеют значения в качестве правоустанавливающего юридического факта правонарушения, связанные с причинением вреда другому лицу и неосновательным обогащением25.

Согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) право постоянного бессрочного пользования может быть предоставлено только органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.26

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком нисколько бы не пострадало и не изменилось бы в своем содержании, если бы было названо как право постоянного (бессрочного) использования. С учетом своих особенностей и тенденции к уменьшению списка титульных прав на землю право постоянного (бессрочного) пользования в действительности представляет собой именно право использования, т.е. право, лишенное своего имущественного оборотного содержания. Применительно к объектам недвижимости, расположенным на земельном участке, этим названием - «постоянное (бессрочное) пользование» - фактически завуалирован режим земельного участка как придатка главной вещи - здания, строения, сооружения. Даже при аренде здания земельный участок с таким правом, как постоянное (бессрочное) пользование, -принадлежность главной вещи и следует ее судьбе.27

С введением в действие ЗК РФ возникает много вопросов об объеме полномочий государственных и муниципальных унитарных предприятий по распоряжению предоставленными им в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, со дня введения в действие ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п.1 ст.20 этого Кодекса. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут быть предоставлены лишь государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Унитарные предприятия, которым земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу нового ЗК РФ, сохраняют за собой такое право в соответствии с п. 3 ст.20 ЗК РФ. Нормы данной статьи исходят из признания ранее возникших прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в отношении тех лиц, которым в настоящее время предоставление указанных прав не предусматривается. Пункт 4 ст.20 ЗК РФ устанавливает запрет лицам, имеющим земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, осуществлять распоряжение такими земельными участками. Согласно ст.270 ГК РФ к распоряжению земельным участком прямо отнесены передача земельного участка в аренду и безвозмездное срочное пользование. Кроме того, в силу п.2 ст.209 ГК РФ к распоряжению отнесены продажа и залог вещи.

Статья 3 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»28 содержит положение о недопущении внесения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Из изложенного можно сделать вывод, что п.4 ст.20 ЗК РФ запрещает совершение всех указанных юридических действий в отношении , принадлежащих унитарному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.2 ст.3 Закона №137-Ф3 юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. В отношении унитарных предприятий речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды. Приведенная норма Закона № 137-ФЗ не предусматривала судебного порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и не содержала иных санкций для предприятий, которые данную норму не исполнят в установленный законодательством срок. Более того, нигде не говорится о прекращении этого права, за исключением добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке, предусмотренном ст.53 ЗК РФ. Так как в силу п.3 ст.20 ЗК РФ приобретенные права сохраняются, очевидно, что неисполнение указанной обязанности никак на правовом положении субъектов прав не отразится.

Поэтому переоформление права постоянного (бессрочного) пользования целесообразно осуществлять в отношении тех , которыми в будущем необходимо тем или иным образом распорядиться (например, передать в аренду, залог, в уставный капитал хозяйственного общества и т.д.). Статьей 3 Закона № 137-ФЗ установлено, что переоформление права на земельный участок включает: подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права согласно данной статье или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст. 15 или 22 ЗК РФ, при переоформлении этого права в соответствии с пп.2 и 5 ст.22; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Законом № 129ФЗ. На уровне Правительства РФ, а также правительств соответствующих субъектов РФ документ, специально регламентирующий порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные права в соответствии со ст. 3 Закона № 137-ФЗ, еще не разработан. Возникает проблема, которая рассматривалась заседания гражданскоправовой секции научно-консультативного совета при ВАС РФ - переходит ли в случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со ст. 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве? С.В. Сарбаш предложил весьма новаторский подход к толкованию ЗК РФ. В частности, было предложено при анализе положений ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ использовать аналогию субъектов права постоянного (бессрочного) пользования с субъектами права хозяйственного ведения. Возможность такой аналогии обоснованы следующими аргументами: 1) обе группы субъектов (и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования и субъекты права хозяйственного ведения) - это субъекты ограниченного вещного права. Более того, субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, названные в ст. 20 ЗК РФ, так же как субъекты права хозяйственного ведения - это субъекты с «усеченной» гражданской правоспособностью; 2) закон не устанавливает запрета на совершение сделок такими субъектами с иными участниками гражданского оборота, в том числе с теми, которые имеют или могут иметь право собственности на те или иные вещи. Более того, реализация субъектом права хозяйственного ведения своей продукции иному лицу влечет возникновение у приобретателя именно права собственности, а не иного ограниченного вещного права. Следовательно, указанные лица в силу своего статуса и юридического режима распоряжаются чужой собственностью. Таким образом, используя приведенную аналогию, Сарбаш С.В. делает вывод о том, что в случае отчуждения здания, находящегося на земельном участке, принадлежащем отчуждателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, к приобретателю переходит и право собственности на здание, и право собственности на земельный участок. Такой подход позволил бы полностью снять проблемы, связанные не только с государственной регистрацией перехода вещного права на земельный участок, но и проблемы, связанные с налогообложением29.

Однако, по признанию самого Сарбаша С.В., данный подход является весьма радикальным и не свободен от некоторых недостатков. Таким образом, следует признать, что сегодня право постоянного бессрочного пользования переходит к приобретателю объекта недвижимости и считается перешедшим в силу Закона с момента государственной регистрации покупателем права собственности на недвижимость. По результатам проведенного заседания гражданско-правовой секцией Научно-консультативного совета при ВАС РФ от 8 февраля 2010 года № 9 выработаны следующие рекомендации: 1. В случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него переходит принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, даже в том случае, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со статьей 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве. 2.Следует признать, что исключительно в целях налогообложения, лицо должно признаваться плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права на земельный участок. При этом с позиций гражданскоправовых отношений, переход права постоянного (бессрочного) пользования считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества. Таким образом, ЗК РФ резко сократил правовое регулирование институтов вещных прав на землю. ЗК РФ содержит в себе нормы как публичноправового, так и частноправового характера. На наш взгляд, ЗК РФ взял на себя несвойственную ему функцию регулирования гражданских отношений: регулирование вещных прав и оборот земли следовало бы оставить гражданскому праву.

Вследствие такого подхода законодателя мы получили коллизию между нормами двух отраслей права. Так как Земельный кодекс РФ в п. 3 ст. 3 провозгласил, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами».

Использованные источники: 1. Быстров Г.Е., Гусев Р.К. Земельное прaво: учебник. М.: Проспект, 2009. С. 208. 2. Земельный кодекс Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. 3. Гермaнов A.В. От пользовaния к влaдению и вещному прaву. М.: Стaтут, 2009. С. 23. 4. О введении в действие Земельного кодексa Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. №137-Ф3 // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 2363. 5. Сaрбaш С.В. Испoлнeниe взaимныx oбязaтeльств. М.: Стaтут, 2014. С. 7881.

Суханов Г.В.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись