Передача имущества в безвозмездное пользование. Безвозмездное пользование Передача помещения в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Приватизация

ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 , ст.ст. 297 , ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 - 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее - Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31 , пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1 , п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Вопрос: Между федеральным бюджетным учреждением и территориальным управлением Росимущества заключен договор безвозмездного пользования частью нежилого помещения (200 кв. м). Договор заключен на неопределенный срок. Подписан акт приема - передачи.

До 1 января 2018 г. объект, полученный в безвозмездное пользование, учитывался на забалансовом счете 01. Согласно СГС "Аренда" право пользования ссудополучателя нежилым помещением следует признавать в качестве объекта учета аренды. Функции по содержанию переданного имущества на федеральное бюджетное учреждение не возложены. Право оперативного управления имуществом переоформляться не будет.

Можно ли в этом случае в 2018 г. и последующие годы продолжать учитывать имущество на счете 01 и не ставить его на балансовый счет 111.40 "Право пользования имуществом" как объект операционной аренды?

Ответ от 13.08.2018

С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, в т.ч. федеральный стандарт "Аренда" , утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда"). В силу п. 2 СГС "Аренда" объекты имущества, полученные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды.

СГС "Аренда" не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС "Аренда" (до 1 января 2018 г.):

  • передающей стороной - на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 "Основные средства", одновременно на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование";
  • принимающей стороной - на счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

Такие разъяснения содержатся в разд. II методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В бухгалтерском учете пользователя (арендатора) объекты следует отражать на счете 01 при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429):

  • наличие распорядительных документов о передаче объектов пользователю (арендатору) в целях использования имущества в рамках выполнения функций (полномочий), без возложения на пользователя (арендатора) имущества обязанности по его содержанию;
  • наличие организационно-распорядительных документов у арендодателя имущества, возлагающих на него функции по содержанию имущества.

Если приведенные условия не выполняются, объект прав в случае операционной аренды должен учитываться на счете 111 40 "Права пользования активами" (п. 151.1 Инструкции № 157н).

Актив, полученный учреждением в бессрочное безвозмездное пользование, можно квалифицировать как объект учета операционной аренды на льготных условиях (пп. 12 , 26 СГС "Аренда"). Разъяснения даны в письме Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794 .

Отсутствие каких-либо платежей за помещение (например, возмещения стоимости коммунальных услуг и эксплуатационных расходов) само по себе не говорит о том, что применять СГС "Аренда" не нужно. Важно, чтобы функции по содержанию имущества были официально возложены на другую организацию.

Очевидно, в рассматриваемом случае эти расходы погашаются за счет средств ссудодателя. Использование бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, оказанных арендаторам (ссудополучателям), без их возмещения арендаторами (ссудополучателями), а также использование бюджетных средств на содержание имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование), квалифицируется как нарушение. См., например, п. 3.3 Методических рекомендаций по оценке правомерности и эффективности предоставления и использования субсидий на выполнение государственного задания, утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 19.06.2014 № 31/01-05, см. письмо Минимущества России от 17.09.2001 № НГ-30/16725.

Довольно часто учреждения культуры получают имущество по договору безвозмездного пользования. Признается ли такое имущество объектом аренды?

Данный вопрос возник в связи с принятием с 01.01.2018 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»). Стандарт применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее – объекты учета аренды) (п. 2 СГС «Аренда»).

В соответствии с п. 8 СГС «Аренда» объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, квалифицируются для целей стандарта как объекты учета аренды. Исключением являются объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) (п. 10 СГС «Аренда»).

Исходя из приведенных положений стандарта имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, относится к объектам учета аренды, кроме случаев закрепления такого имущества на праве оперативного управления.

Вместе с тем при отнесении (неотнесении) объектов имущества к объектам учета аренды также следует руководствоваться Методическими указаниями по применению СГС «Аренда», приведенными в Письме Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические указания).

Согласно Методическим указаниям при квалификации объектов учета в рамках отношений по безвозмездному праву пользования имуществом нужно исходить из того, возникают ли у пользователя имущества обязательства по его содержанию. В случае передачи государственного (муниципального) имущества без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию СГС «Аренда» к данным операциям (отношениям) не применяется.

Принимая во внимание положения СГС «Аренда» и Методических указаний, выделим два варианта условий передачи государственного (муниципального) имущества по договору безвозмездного пользования:

1) имущество передается без обязательств по его содержанию (то есть функции по содержанию имущества возложены на передающую сторону). В этом случае в отношении полученного имущества положения СГС «Аренда» не применяются – имущество не является объектом учета аренды;

2) пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязуется его содержать и выполнять условия его использования (в том числе целевого использования). В этом случае полученное имущество признается объектом учета аренды. Пользователь отражает его в соответствии с положениями СГС «Аренда».

Передача имущества без обязательств по его содержанию

Если имеются распорядительные документы о передаче объектов нефинансовых активов без возложения на пользователя имущества обязанности по его содержанию и (или) если согласно организационно-распорядительным документам функции по содержанию такого имущества возлагаются на передающую сторону, в бухгалтерском учете пользователя указанные объекты следует отражать на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование» (Письмо Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429).

Как было отмечено выше, на данные операции по передаче имущества положения СГС «Аренда» не распространяются (Письмо Минфина РФ от 27.07.2018 № 02-06-10/52892).

Пример 1.

Дирекция по эксплуатации и содержанию административных зданий (казенное учреждение) передало бюджетному учреждению культуры в безвозмездное пользование нежилое помещение. Данное помещение закреплено на праве оперативного управления за дирекцией. Она же несет фактические расходы по его содержанию.

Полномочия собственника в отношении данного помещения осуществляет комитет по управлению имущественных отношений (госорган).

На каком счете учреждение культуры (пользователь имущества) учитывает полученное имущество?

Поскольку учреждение не осуществляет функции по содержанию полученного помещения, в данном случае положения СГС «Аренда» не применяются.

В соответствии с п. 333 Инструкции № 157н учреждению культуры следует отразить полученное помещение на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование».

Передача имущества вместе с обязательствами по его содержанию

При возникновении в рамках договора безвозмездного пользования обязательств пользователя по содержанию имущества, переданного ему в пользование, и по выполнению условий использования такого имущества (в том числе целевого использования) указанное имущество признается объектом учета аренды в соответствии с положениями СГС «Аренда» (абз. 2 разд. II Методических указаний).

При этом обязательство пользователя имущества по содержанию имущества может быть исполнено:

    посредством принятия им обязательств по расходам на содержание имущества путем заключения договоров (контрактов) (то есть расходы осуществляются самим пользователем);

    посредством возмещения пользователем имущества расходов по содержанию имущества, произведенных передающей стороной (арендатором, стороной, передающей в безвозмездное пользование).

В соответствии с СГС «Аренда» объекты учета аренды квалифицируются в целях бухгалтерского учета в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных п. 12 – 14 СГС «Аренда»:

    либо как объекты учета операционной аренды;

    либо как объекты учета неоперационной (финансовой) аренды.

Сопоставимость сроков использования полученного имущества .

Если заключен на меньший срок, чем оставшийся имущества, указанный при его предоставлении, то такое имущество следует квалифицировать как объект операционной аренды. Если данные сроки сопоставимы, то имущество следует отнести к объектам финансовой аренды (пп. «а» п. 12, 13 СГС «Аренда»).

При сопоставлении срока пользования имуществом по договору и его оставшегося срока полезного использования нужно исходить из обязанности пользователя возвратить по окончании договора имущество правообладателю (собственнику) в состоянии пригодности для дальнейшего применения. Осуществлять сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта некорректно.

Зачастую договор безвозмездного пользования заключается на неопределенный срок. Как сопоставить сроки в этом случае? Разъяснения по данному поводу приведены в письмах Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429, от 07.03.2018 № 02-07-10/14794, от 08.05.2018 № 02-07-10/31144. Если договор безвозмездного пользования имуществом заключен на неопределенный срок и согласно ст. 610 ГК РФ в любое время может быть расторгнут, то в целях отражения объектов учета аренды следует исходить из принципа допущения непрерывности деятельности учреждения, принимая во внимание период бюджетного цикла – три года (период формирования прогноза доходов от собственности), в течение которого предусмотрены расходы на содержание такого имущества. С учетом изложенного, к примеру, в части договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом (нежилым помещением), заключенного на неопределенный срок, пользователю имущества нужно квалифицировать полученный актив как объект учета операционной аренды.

Сопоставимость общей платы за пользование имуществом и его справедливой стоимости .

Согласно пп. «б» п. 12, п. 13 СГС «Аренда» если общая сумма предусмотренной договором платы за пользование имуществом в течение всего срока пользования имуществом и сумма выкупной цены (при наличии таковой) (далее – арендные платежи) ниже справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества и несопоставима с ней, то такое имущество следует относить к объектам операционной аренды. Если данные суммы сопоставимы, то речь идет о финансовой аренде.

Само название договора безвозмездного пользования говорит о том, что такой договор не предусматривает взимания платы за пользование имуществом. Только на основании данного факта имущество, полученное безвозмездно, следует квалифицировать как объект операционной аренды.

Более того, данное имущество, по нашему мнению, также подпадает под понятие «объект учета аренды на льготных условиях» – объект учета аренды, возникающий в рамках договора безвозмездного пользования или договора аренды (имущественного найма), предусматривающего предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (п. 26 СГС «Аренда»). Аналогичное мнение высказано Минфином в Письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416.

В соответствии с п. 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды на льготных условиях отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату квалификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей).

Бухгалтерский учет безвозмездно полученного имущества – объекта операционной аренды

Как отмечалось ранее, если пользователь имущества, полученного безвозмездно, обязан его содержать, такое имущество признается объектом учета аренды. В большинстве случаев такие объекты относятся к объектам операционной аренды ввиду отсутствия платы за пользование имуществом.

В целях бухгалтерского учета объектом учета операционной аренды признается право пользования активом, которое отражается пользователем в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учета на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Право пользования активами» (п. 20 СГС «Аренда»).

По общему правилу, установленному п. 20 СГС «Аренда», признание права пользования активом в бухгалтерском учете производится в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора).

Как говорилось выше, поскольку по договору безвозмездного пользования имущество передается без взимания платы (то есть на льготных условиях), возникающее по такому договору право пользования активом отражается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей. Иными словами, в данной ситуации необходимо определить справедливую стоимость платежей за пользование имуществом (п. 26 СГС «Аренда»).

Минфин в Письме от 08.05.2018 № 02-07-08/30805 обращает внимание на то, что определение справедливой стоимости арендных платежей является неотъемлемым условием принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету объектов учета аренды. Причем для договоров безвозмездного пользования законодательство не делает исключений в части требований об определении справедливой стоимости объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

Принятое к учету право пользования активом амортизируется в течение срока пользования имуществом, установленного договором. Начисление амортизации осуществляется ежемесячно в сумме арендных платежей (п. 21 СГС «Аренда»).

При отражении в бухгалтерском учете объекта учета аренды на льготных условиях необходимо также учитывать следующие особенности, установленные п. 27.1 СГС «Аренда»:

    разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом. Поскольку по договору безвозмездного пользования арендные платежи (платежи за пользование имуществом) не устанавливаются, величина разницы будет равна сумме справедливой стоимости арендных платежей. Следовательно, в этой же сумме будут отражаться отложенные доходы;

    в течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также права пользования активом равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего года.

С учетом изложенного, а также положений п. 19, 20, 41.1 Инструкции № 162н, п. 26, 28, 67.3, 158 Инструкции № 174н, п. 26, 28, 67.3, 186 Инструкции № 183н операции по принятию к учету объектов операционной аренды в рамках договора безвозмездного пользования и по начислению амортизации в течение срока действия договора отразятся у пользователя таким образом:

Дебет

Кредит

Поступили в соответствии с договором в безвозмездное срочное пользование нефинансовые активы, относящиеся к объектам учета операционной аренды на льготных условиях

Начислена амортизация на право пользования активами по объектам учета операционной аренды (ежемесячно)

0 401 20 224
0 109 00 224

Отложенные доходы от предоставления права пользования активом отнесены на финансовый результат текущего года (ежемесячно)

При прекращении права пользования активом, полученным по договору безвозмездного пользования), пользователь формирует следующие бухгалтерские записи (п. 41.1 Инструкции № 162н, п. 67.3 Инструкции № 174н, п. 67.3 Инструкции № 183н):

Условия прекращения права пользования

Дебет

Кредит

По окончании срока действия договора (при условии полного исполнения договора) (за счет начисленной амортизации)

При досрочном прекращении договора:

– в сумме накопленной амортизации права пользования активом;

– в сумме остаточной стоимости права пользования активом (методом «красное сторно»)

Пример 2.

Бюджетному учреждению культуры (пользователю) передано оборудование в безвозмездное пользование сроком на один год (с 10.01.2018 по 31.12.2018). Содержание оборудования за время пользования им согласно условиям договора возлагается на пользователя.

Справедливая стоимость прав пользования оборудованием определена в размере 60 000 руб. (11 мес. x 5 000 руб.).

По завершении договора пользователь обязуется вернуть оборудование в состоянии не хуже, чем при предоставлении, с учетом естественного износа. Пользователь не ведет деятельность, облагаемую НДС. Дата подписания договора и дата передачи имущества – 10.01.2018. Договор относится к краткосрочной операционной аренде.

В бухгалтерском учете учреждения культуры – пользователя оборудования указанные операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Признано право пользования оборудованием, полученное по договору безвозмездного пользования (на дату подписания договора)

Начислена амортизация на право пользования оборудованием (ежемесячно)

Зачислены отложенные доходы от предоставления права пользования оборудованием в доходы текущего года (ежемесячно)

Прекращено право пользования оборудованием по окончании срока договора

Согласно п. 8, 11 СГС «Аренда» и Методическим указаниям объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, признаются в качестве объектов учета аренды только в том случае, если обязанности по содержанию такого имущества возложены на пользователя имущества.

Квалификация объекта учета аренды (операционная или финансовая аренда) для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера.

В силу отсутствия платы за пользование имуществом, которое передается по договору безвозмездного пользования, по нашему мнению, такое имущество следует относить к объектам учета операционной аренды, а точнее – к объектам учета аренды на льготных условиях. Аналогичное мнение высказывают специалисты Минфина (Письмо от 19.04.2018 № 02-07-05/26416).

При признании объектов учета операционной аренды пользователь имущества отражает право пользования активом на счете 0 111 40 000. Возникшее в рамках договора безвозмездного пользования право пользования активом признается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости арендных платежей (платежей за пользование имуществом в течение срока действия договора).

При отражении принятия к учету права пользования активом, а также дальнейших операций с таким правом (начисление амортизации, прекращение права) пользователю имущества следует учитывать положения п. 20, 21, 27.1 СГС «Аренда», разд. III Методических указаний и положения инструкций № 162н, № 174н, № 183н.

Если в рамках безвозмездной передачи имущества на пользователя имущества не возлагается обязанность по его содержанию (функции по содержанию имущества осуществляются передающей стороной), положения СГС «Аренда» на такие операции не распространяются. В данном случае пользователь учитывает полученное имущество на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование» (Письмо Минфина РФ от 13.06.2018 № 02-07-10/40429).


Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну: Решение о передаче в безвозмездное пользование имущества принимается главой исполнительной власти. Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом. Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение: — о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов; — о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов; — об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества.

Безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом

Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются: — органы по управлению государственным и муниципальным имуществом; — унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; — казенные, бюджетные и автономные учреждения — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. При этом передача в безвозмездное пользование унитарными предприятиями, а также казенными, бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения собственником или приобретенного ими за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме собственника.

Безвозмездное пользование

Образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.7. Для размещения объектов почтовой связи.8. Лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.9. В случае предоставления имущества в виде преференции в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.10.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Правомерны ли действия учреждения и как должен в данной ситуации поступить собственник, учитывая, что изымать животных он не собирается? Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ).Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными образовательными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 296 ГК РФ (п. 1 ст. 120, п. 3 ст. 215 ГК РФ, ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании)).Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст.

Безвозмездная передача имущества бюджетным учреждением

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества республиканского автономного учреждения является Республика Бурятия. Передача республиканского имущества, закрепленного за автономными учреждениями, в аренду и безвозмездное пользование (далее – пользование) осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в разделе 7 Положения о порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия, утвержденного Постановлением N 187.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Российской Федерации; · развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей; · развития физической культуры и спорта; · обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства; · производства сельскохозяйственной продукции; · социального обеспечения населения; · охраны труда; · охраны здоровья граждан; · поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; · поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; · определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Проведение торгов (конкурса, аукциона) осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом ФАС № 67.

Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

Приказ ФАС № 67); — закон Республики Бурятия от 01.01.2001 «О переходном периоде при изменении правового положения государственных учреждений Республики Бурятия»; — постановление Правительства Республики Бурятия «О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия» (далее — Постановление № 000); — приказ Минимущества РБ «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по передаче государственного имущества Республики Бурятия, за исключением земельных участков, в аренду или безвозмездное пользование» (далее – регламент). 1.3. Методические рекомендации и регламент размещены на сайте Минимущества РБ www. mizo. / в разделе «Управление государственным имуществом» на странице «Передача государственного имущества в пользование (возмездное/ безвозмездное)». II.

Передача в безвозмездное пользование имущества находящегося в оперативном управлении

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ БУРЯАД РЕСПУБЛИКЫН ЗООРИИН БА ГАЗАРАЙ ХАРИЛСААНУУДАЙ МИНИСТЕРСТВО П Р И К А З 28 декабря 2011 года № 85 г. Улан-Удэ Об утверждении методических рекомендаций по вопросам передачи республиканского имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в пользование (возмездное, безвозмездное) Во исполнение Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия и в соответствии с Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики, ПРИКАЗЫВАЮ: 1.
Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного контракта; ü на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается); ü взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям.
При передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении, уполномоченный орган обязан представить экспертную оценку последствий передачи этого имущества в безвозмездное пользование. Договор безвозмездного пользования не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Орган управления в течение одного месяца со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о согласии или отказе в заключении договора безвозмездного пользования.
Договор безвозмездного пользования имуществом заключается между ссудодателем и ссудополучателем в письменной форме.

Внимание

Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения Договора:т/p — при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование имущества невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения Договора; — если имущество в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования; — если при заключении Договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое имущество; — при неисполнении ссудодателем обязанности передать имущество либо его принадлежности и относящиеся к нему документы. Срок Договора безвозмездного пользования государственным (муниципальным) имуществом не может превышать 5 (пять) лет. Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него.

Государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям.4. Некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.5. Адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.6.

05.10.2010

Информационное сообщение

Имущество получено в безвозмездное пользование: налоговые последствия

Нередко организации, не имея достаточных средств для покупки необходимого имущества, берут его во временное пользование. Например, это может быть персональный компьютер или личный автомобиль сотрудника. Но бывает и так, что в безвозмездное пользование предоставляются здания, помещения или оборудование. Разобраться c нюансами исчисления налога на прибыль в подобной ситуации поможет статья

Для осуществления предпринимательской деятельности требуются различные основные средства. Но организации не обязательно приобретать их в собственность. Она может взять это имущество в аренду или в безвозмездное пользование. Передачу имущества в безвозмездное пользование многие иногда путают c безвозмездной передачей имущества. Однако разница между этими операциями принципиальная - при безвозмездной передаче имущества право собственности на него переходит от передающей стороны к получающей. А собственник имущества, переданного в безвозмездное пользование, не меняется - это ссудодатель (передающая сторона).

Правовое регулирование

В соответствии c пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, c учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Таким образом, договор безвозмездного пользования по сути близок к договору аренды. Поэтому к подобным договорам применяются отдельные правила, установленные для арендных отношений. Основное отличие договора ссуды от договора аренды - его безвозмездность, ведь договор аренды предусматривает предоставление вещи во временное пользование и владение за плату.

Как правило, между собственником или иными лицами, управомоченными на то законом или собственником (далее - ссудодатели), и ссудополучателями возникают вопросы, связанные c содержанием указанного имущества, его эксплуатацией, ремонтом и др. Эти вопросы регулируются нормами статьи 695 ГК РФ. В ней определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и осуществлять все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором.

Кроме того, ссудополучатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученной в безвозмездное пользование вещи, если она погибла или была испорчена в связи c тем, что ссудополучатель использовал ее не в соответствии c договором или назначением вещи либо передал ее третьему лицу без согласия ссудодателя (ст. 696 ГК РФ).

При безвозмездном использовании имущества нужно признать доход

Чем обернется безвозмездное пользование имуществом. При получении имущества по договору ссуды у организации появляется право бесплатно пользоваться данным имуществом. В пункте 8 статьи 250 Налогового кодекса указано следующее. При безвозмездном получении имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом), за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, у организации-получателя возникает внереализационный доход, который необходимо учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль согласно статьям 247 и 248 НК РФ.

Отметим, что данный подход уже достаточно давно подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2008 по делу № А82-11801/2007-14, правомерность которого подтверждена Определением ВАС РФ от 22.09.2008 № 11458/08). А в пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных c применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - информационное письмо Президиума ВАС РФ № 98) указано, что в силу пункта 8 статьи 250 НК РФ доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода. Применение данной нормы не ограничено только имущественными правами, представляющими собой требования к третьим лицам. Данное положение подлежит применению также и при безвозмездном получении права пользования вещью.

Установленный названной нормой принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых c учетом положений статьи 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права, в том числе права пользования вещью.

Кстати

Подлежит ли государственной регистрации договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом

Как уже отмечалось, отношения сторон по договору безвозмездного пользования схожи c отношениями по договору аренды. Правила, регулирующие арендные правоотношения, предусмотренные главой 34 ГК РФ, которые применяются к договорам безвозмездного пользования, указаны в пункте 2 статьи 689 ГК РФ (см. вынос на этой странице). Отметим, что среди них отсутствует норма пункта 2 статьи 609 ГК РФ, которой установлена обязанность государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

Напомним, что согласно пункту 1 статьи 164 ГК РФ сделки c землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных в статье 131 ГК РФ и Федеральном законе от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок c ним». В перечне прав на недвижимость, подлежащих регистрации (ст. 131 ГК РФ), права ссудополучателя на временное безвозмездное пользование не упомянуты.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена государственная регистрация договора передачи объекта недвижимости в безвозмездное временное пользование и возникшего в связи c этим у ссудополучателя права временного безвозмездного пользования объектом недвижимости, а также временного обременения собственности на объект недвижимости. Данная точка зрения подтверждается и судебной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 02.11.2006 по делу № А65-37749/2005-СГ3-13 и ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2008 № Ф04-4239/2008(7906-А46-9))

Если имущество получено от учредителей. Согласно пункту 2 статьи 38 НК РФ (в отличие от статьи 128 ГК РФ) имущественные права не относятся к имуществу. Поэтому льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не распространяется на доходы в виде полученных имущественных прав. Напомним, что на основании указанной нормы главы 25 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации:

  • если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
  • уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации.

Следовательно, организации, получившие в безвозмездное пользование имущество от своих учредителей (акционеров), независимо от размера их доли в уставном капитале должны включить в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Оценка полученного дохода. Итак, не вызывает сомнений, что для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права, а значит, у организации возникает налогооблагаемый доход. Правомерен вопрос - как оценить названный внереализационный доход при определении налоговой базы?

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых c учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии c главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Таким образом, налогоплательщик, получивший по договору в безвозмездное пользование имущество, отражает в налоговом учете внереализационный доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, величина которого определяется исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества. Правомерность применения положений статьи 40 НК РФ к имущественным правам также подтверждается указанной выше судебной практикой.

Обратите внимание: условия сделок по аренде нежилого помещения и по передаче аналогичного имущества в безвозмездное пользование могут быть признаны сопоставимыми, на что указал Высший арбитражный суд РФ в Определении от 23.07.2007 № 8714/07.

Причем в пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ № 98 содержатся выводы о возможности оценки дохода, получаемого при безвозмездном пользовании имуществом, на основании обычно применяемых ставок арендной платы, взимаемых за пользование аналогичным имуществом. Следовательно, для оценки дохода в виде безвозмездного пользования имуществом как минимум необходимо установить (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2009 № А42-7203/2008):

  • аналогичность (однородность) имущества, сданного в аренду и переданного в безвозмездное пользование;
  • сопоставимость условий сделок по аренде и передаче имущества в безвозмездное пользование.

ООО «Альфа» (ссудополучатель) c 1 сентября 2010 года заключило договор безвозмездного пользования офисным помещением площадью 50 кв. м на третьем этаже здания сроком на пять лет. Рыночная цена аренды 1 кв. м в данном помещении составляет 1000 руб., о чем у ссудополучателя имеется письмо собственника здания (это ставка, по которой сдаются в аренду аналогичные помещения, находящиеся на этом же этаже в этом же здании).

Сумма, которую ссудополучатель должен ежемесячно признавать в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ), составит 50 000 руб. (50 кв. м × 1000 руб.).

Указанный доход нужно отражать по строкам 103 приложения № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, а также по строке 100 в составе итоговой суммы внереализационных доходов.

Дата признания «безвозмездного» дохода. В какой момент следует учитывать доход при безвозмездном пользовании имуществом? Организации, применяющие метод начисления, должны признавать такие доходы в течение всего периода пользования имуществом на конец каждого квартала (месяца). Основание - пункт 1 статьи 271 и статья 285 НК РФ.

Для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, датой получения дохода в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом считается дата подписания документов, подтверждающих передачу имущественных прав, или дата фактического получения имущественных прав на безвозмездное пользование имуществом (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При передаче имущества по договору ссуды негативные налоговые последствия возникают не только у ссудополучателя, но и у ссудодателя.

Налоговый учет у ссудодателя

Организация, передавшая имущество в безвозмездное пользование, исключает его из состава амортизируемого имущества c месяца, следующего за месяцем передачи имущества. Поэтому по основным средствам, передаваемым по договору ссуды, начиная c 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится. Данный порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 256 и пунктом 2 статьи 322 Налогового кодекса.

После окончания договора безвозмездного пользования и возврата основных средств налогоплательщику-ссудодателю амортизация начисляется в общеустановленном порядке начиная c 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат основных средств налогоплательщику.

Обратите внимание: ссудодатель не может учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли затраты по содержанию и поддержанию такого имущества в исправном состоянии, даже если это предусмотрено договором ссуды, поскольку данные затраты не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ. Они не будут являться для ссудодателя экономически обоснованными, так как он не использует это имущество в предпринимательской деятельности. Кроме того, в пункте 16 статьи 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных c такой передачей.

Расходы на содержание и эксплуатацию полученного имущества

Напомним, что согласно статье 695 Гражданского кодекса на ссудополучателя возлагаются затраты:

  • на содержание объекта ссуды;
  • поддержание его в исправном состоянии, включая текущий ремонт.

Подобные затраты необходимы для нормальной эксплуатации имущества в процессе деятельности, направленной на получение прибыли у организации, получившей имущество по договору ссуды.

В целях налогового учета расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, в случае осуществления деятельности, направленной на получение дохода и связанной c использованием имущества, полученного по договору безвозмездного пользования, организация вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли затраты на содержание такого имущества (включая затраты по его поддержанию в исправном состоянии). Конечно, при условии их соответствия нормам статьи 252 НК РФ.

Разумеется, названные затраты будут учитываться, если согласно заключенному сторонами договору ссуды эти затраты возложены на организацию-ссудополучателя. Речь идет о затратах на оплату коммунальных, эксплуатационных услуг, услуг связи и др. Они могут быть включены ссудополучателем в состав прочих расходов, связанных c производством и (или) реализацией, при подтверждении этих расходов соответствующими первичными документами - счетами ссудодателя, составленными на основании аналогичных документов, выставленных организации-ссудодателю соответствующими организациями, в отношении фактически используемых ссудополучателем коммунальных, эксплуатационных услуг и услуг связи.

Расходы на ремонт

Пунктом 1 статьи 260 НК РФ определено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором такие расходы осуществлены, в размере фактических затрат. А в пункте 2 данной статьи сказано, что ее положения применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. Поскольку по сути отношений договоры аренды и безвозмездного пользования близки, расходы, связанные c ремонтом амортизируемых основных средств, арендуемых налогоплательщиком, и основных средств, полученных в безвозмездное пользование, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных c производством и реализацией (при условии их соответствия нормам пункта 1 статьи 252 НК РФ). Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/159.

Как известно, налогоплательщик для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии c порядком, установленным положениями статьи 324 НК РФ. В ней указано, что такой резерв рассчитывается исходя из суммы первоначальной стоимости всех объектов амортизируемого имущества, однако имущество, полученное по договору ссуды, не входит в состав амортизируемого. Поэтому за счет созданного резерва на ремонт основных средств могут быть списаны только расходы на ремонт собственных основных средств организации-ссудополучателя.

Капитальные вложения в имущество, полученное по договору безвозмездного пользования

Напомним, что c 2009 года к амортизируемому имуществу, помимо капитальных вложений в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором c согласия арендодателя, также относятся и капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем c согласия организации-ссудодателя в объекты основных средств, предоставленные по договору безвозмездного пользования.

Указанные капитальные вложения в объекты основных средств, полученные по договору ссуды, амортизируются в следующем порядке:

  • если их стоимость возмещается организацией-ссудодателем, то амортизацию начисляет ссудодатель;
  • если их стоимость не возмещается организацией-ссудодателем, то амортизацию по ним начисляет ссудодатель в течение срока действия договора безвозмездного пользования исходя из сумм амортизации, рассчитанных c учетом срока полезного использования, определяемого для полученных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии c Классификацией основных средств .

ООО «Сигма» c 1 мая 2009 года заключило договор безвозмездного пользования офисным помещением на третьем этаже здания сроком на пять лет. В августе 2010 года c согласия собственника здания (ссудодателя) ООО «Сигма» за свой счет осуществило перепланировку помещения, носящую капитальный характер. Работы закончены в сентябре, общая сумма затрат на неотделимые улучшения составила 100 000 руб. Данное здание входит в восьмую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 20 и до 25 лет включительно). Организация-ссудополучатель установила срок полезного использования по произведенным капитальным вложениям - 20 лет 10 месяцев (250 мес.).

Следовательно, c октября 2010 года ссудополучатель вправе начать начислять амортизацию по произведенным капитальным вложениям. Норма амортизации (п. 4 ст. 259 НК РФ) составляет 0,4% (1 ÷ 250 мес. × 100%) в месяц или 4,8% (0,4% × 12 мес.) в год. Ежемесячная сумма амортизации равна 400 руб. (100 000 руб. × 0,4%).

Значит, ООО «Сигма» может учитывать в налоговом учете расходы в сумме 400 руб. ежемесячно начиная c октября 2010 года.

Обратите внимание: правила применения амортизационной премии в размере от 10 до 30% на ссудополучателя не распространяются. Ведь произведенные им неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью имущества, полученного в безвозмездное пользование, и не остаются на балансе у ссудополучателя, а подлежат возврату вместе c имуществом собственнику. Кроме того, для капитальных вложений в объекты основных средств, полученных по договору безвозмездного пользования, установлен особый порядок начисления амортизации, предусмотренный статьей 258 НК РФ. Такие разъяснения даны, в частности, в письме Минфина России от 09.02.2009 № 03-03-06/2/18.

Причем сумма капитальных вложений в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем, при возврате их ссудодателю не учитывается им в доходах при определении налоговой базы. Основание - подпункт 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Получение имущества в безвозмездное пользование различными категориями налогоплательщиков

Бюджетные учреждения и некоммерческие организации. Требование о включении в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав не распространяется на случаи, поименованные в статье 251 НК РФ. Так, согласно пункту 2 данной статьи при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Справка

Бухгалтерский учет операций по безвозмездному пользованию имуществом

Основные средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются у организации-ссудополучателя на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». При передаче основных средств ссудополучателю оформляется акт приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б). На основании этого акта в бухучете производится запись по дебету забалансового счета 001 на оценочную стоимость основного средства, указанную в договоре.

На полученное в безвозмездное пользование основное средство следует заполнить инвентарную карточку унифицированной формы № ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б), в которой делают пометку «Безвозмездное пользование. За балансом». Инвентарные карточки по объектам, учитываемым за балансом, хранятся отдельно.

По окончании (прекращении, расторжении) договора безвозмездного пользования и возврату ссудодателю его имущества необходимо:

  • оформить акт по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б);
  • в инвентарной карточке сделать соответствующую запись о снятии c забалансового учета основного средства в связи c окончанием договора безвозмездного пользования;
  • с кредита забалансового счета 001 списать стоимость возвращаемого основного средства

К указанным целевым поступлениям c 2010 года также относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности. Основание - подпункт 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ (введен Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ). Если бюджетное учреждение заключит договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в собственности третьего лица (индивидуального предпринимателя), учет доходов в целях налогообложения прибыли будет производиться в общем порядке.

Образовательные учреждения. В подпункте 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

Отметим, что названным выше подпунктом предусмотрено освобождение перечисленных в нем образовательных учреждений только при получении доходов в виде безвозмездно полученного имущества. Освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных имущественных прав данной нормой не предусмотрено.

Как уже отмечалось, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. Причем получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

С 2010 года образовательные учреждения, как и иные некоммерческие организации, вправе не учитывать в доходах имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (подп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Муниципальные унитарные предприятия. Нередко муниципальные образования в лице комитетов по управлению имуществом передают имущество муниципальным предприятиям по договору безвозмездного пользования. Возникает ли в этой ситуации у МУП доход, подлежащий обложению налогом на прибыль? Подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Обратите внимание: если собственник передает унитарному предприятию имущество по договору безвозмездного пользования, предприятие получает безвозмездно от собственника не имущество, а имущественное право (право пользования данным имуществом). Действие указанной выше нормы на имущественные права не распространяется. Поэтому у МУП на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ возникает доход, облагаемый налогом на прибыль. Этот доход оценивается в размере рыночной цены на аренду аналогичного имущества. Именно такой точки зрения в настоящее время придерживается Минфин России (письма от 24.07.2008 № 03-03-06/2/91 и от 04.02.2008 № 03-03-06/1/77).

Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход. На первый взгляд организации, переведенные на уплату ЕНВД, не являются плательщиками налога на прибыль. Однако такое утверждение не совсем верно - налог на прибыль не уплачивается только в отношении доходов от видов деятельности, переведенных на уплату ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ). Но бывает, что организации - плательщики ЕНВД осуществляют розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами и при этом используют торговое оборудование, полученное от учредителя (учредителей) на основании договора безвозмездного пользования. Возникает ли в данной ситуации доход, облагаемый налогом на прибыль? Как было сказано выше, Президиум ВАС РФ в информационном письме № 98 указал, что согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода.

Минфин России в письмах от 15.08.2007 № 03-11-04/3/324 и от 23.12.2008 № 03-11-04/3/568, ссылаясь на позицию ВАС РФ, разъяснил, что при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, облагаемой ЕНВД, экономическая выгода организации в виде имущественного права на торговое оборудование, полученное в безвозмездное пользование, подлежит включению в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль.

Рамиль

"Следовательно, организации, получившие в безвозмездное пользование имущество от своих учредителей (акционеров), независимо от размера их доли в уставном капитале должны включить в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества."

НК РФ: "ст. 251 п.1 п/п 11) в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;"

Разве учредители - это не физ. лица?

Андрей

А если физическое лицо передало имущество (машину) по договору безвозмездного пользования ИП (своему супругу). И ИП (супруг) оказывает услуги по грузоперевозкам, платит ЕНВД. И у него тоже возникает дополнительный внереализационный доход? Тогда в семье надо супругам заключать договор аренды машины за деньги. Потом договор аренды супруга и так далее платить налоги? Бред какой-то.