Обязанности и права - это что такое? Совокупность прав и обязанностей граждан в сфере управления

Прописка

В сфере правового регулирования важное концептуальное значение имеет вопрос о субъектах права. Однако в юриспруденции есть некое смещение понятий «правовой статус», «правовое положение», «правосубъектность» и даже «правовой режим».

Как и всегда, есть два берега на которые делятся практически все ученые. Одна половина говорит, что данные понятия и есть ничто иное, как синонимы. А другая полностью этому противоречит. Анализируя эти две стороны, я пришел к выводу, который аналогичен умозаключению А. Ю. Якимова, о предпочтительности использования различных наименований для обозначения правового состояния абстрактного субъекта права и правового состояния реального лица, могущего вступать и вступающего в правоотношения.

В.П. Грибанов отмечает, что «правовой литературе известны четыре группы прав, принадлежащие определенному лицу. Это конституционные права граждан, правоспособность и дееспособность граждан и организаций, права граждан и организаций, принадлежащие им как участникам гражданских правоотношении, а также правомочия, входящие в состав субъективных гражданских прав».

Конституционное (основное) право - это закрепленная в Конституции и гарантированная государством возможность, позволяющая каждому гражданину пользоваться предоставленными ему благами в своих интересах. А многие из них регламентированы во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., различных пактах о правах человека, Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

Социальные права составляют основы правового положения граждан. Основными эти права являются не только согласно источникам, в которых они закреплены, но и, прежде всего, по своему содержанию. Основными конституционные права и обязанности являются потому, что опосредуют наиболее значимые и принципиальные отношения между обществом и его членами, между государством и его гражданами.

Специальный правовой статус - это совокупность прав и обязанностей, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности, которые принадлежат определенному кругу лиц и характеризуют их специфику. Например, это несовершеннолетние, граждане-предприниматели, владельцы источников повышенной опасности и т.д. «Специальный субъект или носитель какого-либо специального признака, который и обособляет статус конкретного субъекта среди прочих субъектов, тождественных ему по целому ряду других признаков, известен любой отрасли права».

Понятия «общий статус», «специальный статус», «индивидуальный статус» являются однопорядковыми по сути, но они различаются содержанием прав, которые в себя включают. Но, по моему мнению, термин «специальный статус» при дифференциации статусов гражданина больше подходит и полностью отвечает своему назначению.

А.Ю. Якимов убедителен в своем выводе о том, что, говоря о правовом состоянии конкретного (персонально определенного) лица, вместо термина «конкретный индивидуальный правовой статус» целесообразно применять иной термин - «правовое положение».

Правовое положение физического лица определяется совокупностью прав и обязанностей, которые гражданин приобрел как участник реальных правоотношений и одновременно как обладатель прав и обязанностей, отражающих содержание общего правового статуса и различных специальных правовых статусов, которые соответствуют его социальному положению.

От понятий «правовой статус», «правовое положение» следует отличать понятие «правовой режим», обозначающее начала, принципы, на которых базируется правосубъектность физических лиц. Такими началами являются равенство, недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим и др. К примеру, в соответствии со ст. 1196 ГК РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. В данном случае - для определения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства - установлен национальный режим.

Примечания

  1. Якимов А.Ю. Статус субъекта права: (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4. С. 7.
  2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. М., 1999. С. 504-505.
  3. Е. Г. Белькова. Право и за конодательство. Статус субъекта права.
  • 15. Основания и порядок приобретения гражданства рф. Двойное гражданство (Харченко)
  • 16. Основания и порядок прекращения гражданства рф (Харченко)
  • 17.Понятие и система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по Конституции рф (Харченко)
  • 18. Конституционные гражданские (личные) права и свободы (Сидорова)
  • 19. Социально-экономические и культурные права и свободы (Сидорова)
  • 20. Политические права и свободы (Сидорова)
  • 21. Обязанности человека и гражданина (Сидорова)
  • 22. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (общие и юридические) (Сачкова)
  • 1. Защита прав и свобод - обязанность государства
  • 2. Самозащита прав и свобод
  • 3. Судебная защита
  • 4. Международная защита
  • 5. Возмещение вреда
  • 6. Неотменяемость прав и свобод
  • 7. Возраст
  • 1. Гарантии подсудности
  • 2. Право на юридическую помощь
  • 3. Презумпция невиновности
  • 4. Запрет повторного осуждения
  • 5. Недействительность незаконно полученных доказательств
  • 6. Право на пересмотр приговора
  • 7. Гарантия от самообвинения
  • 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
  • 9. Запрет обратной силы закона
  • 23. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в рф (Сачкова)
  • 24. Конституционные принципы российского федерализма и проблемы их реализации (Сачкова)
  • 25. Конституционно-правовой статус Российской Федерации (Сачкова)
  • 26. Конституционно-правовой статус республики в составе рф (Гладких)
  • 27. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения (Гладких)
  • 28. Конституционно-правовой статус автономной области, автономных округов в составе рф (Гладких)
  • 29. Конституционно-правовые основы образования в составе рф нового субъекта (Гладких)
  • 1 Этап. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта
  • 2Этап. Проведение референдумов по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
  • 3 Этап. Разработка проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
  • 4Этап-Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
  • 30.Понятие и система органов государственной власти в рф (Чепрасов)
  • 31. Избирательная система: понятие, виды, применение в рф (Кузьмина)
  • 34. Правовое регулирование референдумов в рф (Шмакова)
  • 36. Правовой статус общественных объединений в рф (Шмакова)
  • 37. Правовой статус политических партий в рф (Шмакова)
  • 38. Конституционно-правовой статус Президента рф и форма правления в России (Шмакова)
  • 39.Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф (Чепрасов)
  • 40. Порядок выборов депутатов гд фс рф (законодательные новеллы) (Кузьмина)
  • 41. Государственная Дума Федерального Собрания рф: компетенция, акты (Чепрасов)
  • 42.Структура и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания рф (Чепрасов)
  • 43. Совет Федерации: компетенция, акты (Ширнина)
  • 44. Законодательный процесс в фс рф: понятие стадии (Петелина)
  • 45.Правовой статус депутатов гд и членов сф (Петелина)
  • 46. Организация законодательной власти в субъектах рф (Петелина)
  • 47. Конституционные основы судебной власти в рф (Голынская)
  • 48. Конституционный Суд рф: состав, порядок формирования, компетенция, виды и юридическая сила решений (Голынская)
  • 49. Конституционные основы местного самоуправления в рф: понятие, система (Голынская)
  • 50. Система и компетенция органов местного самоуправления (Голынская)
  • Вопрос 23. Правовые акты управления: понятие, особенности, виды и предъявляемее требования (Лебедева)
  • 24. Административный договор. Понятие признаки виды (Лебедева)
  • 32. Административный процесс. Понятие виды особенности (Лебедева)
  • 39. Рассмотрение дела об административном правонарушении (Петелина)
  • 40. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях: понятие, виды (Ширнина)
  • 41. Исполнение постановления о наложении адм наказания: понятие, этапы (Ширнина)
  • 42. Понятие и способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти (Лебедева)
  • 17.Понятие и система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по Конституции рф (Харченко)

    Кутафин:

    Глава 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

    В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

    Однако система основных прав и свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем порядком расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

    В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

    В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

    Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 г. в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.

    Различие между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

    Вместе с тем понятие "свобода" в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

    Понятие "право" в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.

    Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

    Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом - рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого, свидетеля и т.п.

    Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе неправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в вузах, учреждениях и т.п.). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права - в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.

    Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

    Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

    Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

    К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина Российской Федерации.

    В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

    Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно принадлежит. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права и свободы.

    Таким образом, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

    Баглай:

    Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конституционного строя.

    Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что

    перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ (ч. 1 ст. 55) по этому поводу говорится:Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других обще-

    признанных прав и свобод человека и гражданин≫. Ясно, что если бы эти другие, да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие

    права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

    Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

    Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

    Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.

    В то же время конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера

    свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.

    Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает тотальной зарегламентированноти. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства - в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство выясняют отношения по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает)соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным. Характерно, что миллионы сознательных

    людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного столкновения с властью.

    Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

    Конституционно-судебный механизм (конституционные суды);

    Судебная защита (суды общей юрисдикции и арбитражные суды);

    Административные действия органов исполнительной власти;

    Законная самозащита человеком своих прав;

    Международно-правовой механизм.

    В ряде стран этот механизм носит более разветвленный характер, будучи дополнен административной юстицией (административные суды, квазисудебные органы для рассмотрения споров между человеком и правительственными органами), а также трудовой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе и между работниками и государством). Однако в Российской Федерации эти формы правозащитной деятельности государства пока не получили развития, административные споры рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

    Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае

    привлечения к суду и др.

    Политические права и свободы включают: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.

    К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни и др.

    Каждого человека без исключения можно рассматривать не только с его социальной стороны, но также биологической. Вдобавок к этому люди постоянно взаимодействуют между собой посредством различных институтов, ими же созданных. Одним из них является право. явление появилось достаточно давно в процессе поиска людьми наилучшего способа контроля себе подобных. Как показала история, поиски не были напрасны.

    Сегодня благодаря праву осуществляется практически весь круговорот жизни населения планеты. Более того, это социальное явление множество раз видоизменялось, что привело к появлению большого числа Но в данной статье автор хотел бы остановиться на вопросе взаимодействия человека и государства, которое осуществляется посредством той или иной правовой отрасли. Следует отметить, что указанное взаимодействие существует благодаря неотъемлемым атрибутам, которыми наделен каждый без исключения человек, гражданин или объединения физических лиц. Этими атрибутами являются права и обязанности.

    Понятие права

    Права и обязанности человека - это элементы, дающие каждому возможность взаимодействовать в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако все эти элементы нерушимо связаны с одним явлением - правом. Поэтому, прежде чем рассмотреть понятия права, обязанностей, нужно для начала разобраться в сути общего термина.

    Как уже говорилось ранее, это явление существует для регуляции В классической теории право - это система общепринятых, общеобязательных, гарантированных государственными органами власти норм, которые непосредственно регулируют отношения общества в той или иной сфере деятельности. В каждой существующей на сегодняшний день стране право имеет свои характерные особенности. Поэтому достаточно сложно выделить две совершенно идентичных системы права. Следует помнить, что этот регулятор общественных отношений является структурированным, поэтому необходимо рассмотреть в отдельности его основополагающие элементы.

    Система права

    Непосредственно процесс регулирования правом осуществляется через основные элементы данной системы. Учёные обычно выделяют три наиболее главных элемента права: отрасль, институт, норма. Отрасль права - это совокупность наиболее схожих между собой общественных отношений, объединенных единым предметом. Они обеспечивают регулирование в одной конкретной отрасли. В свою очередь, отрасль права - это также отдельная система, состоящая из институтов и норм. Таким образом, в общей юридической структуре именно благодаря отраслям конкретные общепринятые человеческие рамки находят своё применение.

    Субъекты права

    Регулирование является структурированным и целевым процессом. Его конкретной «мишенью» является отдельный субъект права. Этокатегория, которая характеризует конкретное физическое или юридическое лицо, на которое распространяется действие норм конкретной правовой отрасли. Следует учесть, что каждое без исключения лицо является субъектом национальной системы права. И только при выборе конкретной сферы деятельности человек или же организация становятся объектом действия конкретных правовых норм. Таким образом, субъект права - это категория, которая показывает распределение отдельных лиц в правовых сферах.

    Что такое права и обязанности?

    Учитывая вышеупомянутые данные, можно ответить на вопрос о том, что такое права и обязанности. Это составляющие юридического режима в той или иной отрасли. Благодаря правам и обязанностям физические или юридические лица могут реализовывать свои интересы на законном регламентированном уровне, в той мере, в которой это дозволено государством.

    Чтобы избежать большого количества заблуждений, нужно отметить один достаточно интересный факт. Права и обязанности регулируются на трёх основных уровнях: международном, общенациональном и отраслевом. Международные права человека защищены и гарантируются специальными конвенциями, договорами и т. п. На национальном уровне права и обязанности закреплены в государственных конституциях. Отраслевой регламент - это сфера специального законодательства, которое применяется в конкретных случаях. В свою очередь, правами человека обладают все без исключения люди. Поэтому именно они представляют наибольший интерес для юристов-практиков.

    Международное право в области прав человека

    Прежде всего, нужно отметить особенности прав человека на международном уровне. Ключевая особенность в том, что на сегодняшний день сформирована целая совокупность принципов и норм, которые регулируют и создают своего рода защиту прав человека. Именно на основе этих норм сформировалась международно-правовая отрасль, закрепляющая и регулирующая права человека. Международная отрасль фактически появилась из существующих нормативных актов в данной сфере, а именно: пактов, договоров, конвенций и т. д. Основными субъектами, которые организовывают реализацию международно-правовой отрасли, являются всемирные организации, такие как ООН, Совет Европы, Африканский союз, Организация американских государств и т. п.

    Декларация прав человека

    Формирование механизма регулирования в сфере прав человека началось после окончания Второй мировой войны. В этот период произошли ключевые изменения в человеческом восприятии мира. Во всех странах мира поняли, что права человека - это основной приоритет развития всемирной политики. Если смотреть ещё более глобально, то это наиболее правильный и удачный путь в будущее. Поэтому в 1948 году была создана Всеобщая декларация прав человека. Для государств этот документ не является обязательным для исполнения, хотя многие юристы рассматривают его как

    Положения декларации являются рекомендационными, хотя именно на их основе были разработаны обязательные для исполнения нормативные пакты о гражданских, политических, культурных, социальных и экономических правах. В декларации присутствует лишь несколько императивных норм о запрете рабства и пыток.

    Конечно, помимо декларации прав человека существует ряд иных нормативных актов, которые были изданы Организацией Объединённых Наций по вопросам защиты и реализации прав человека. Таким образом, для мирового сообщества права человека - это наиболее приоритетная сфера развития международной отрасли права в целом.

    Российская Федерация, национальный уровень реализации прав человека

    Как и любые правовые демократические государства на сегодняшний день, Российская Федерации идёт по пути развития и обеспечения прав человека. На просторах отечества этот институт юридических правомочностей закреплён в самом главном нормативном акте - Конституции РФ. Следует отметить, что благодаря существованию данного нормативного акта можно говорить, что государство и право - это две схожих и взаимосвязанных социальных формации. Их развитие напрямую зависит от каждого в отдельности человека. Поэтому права людей необходимо не просто учитывать, но и обеспечивать.

    Российский институт прав человека неразрывно связан с Конституцией России. Поэтому его изучение должно проходить через рассмотрение представленного нормативного акта. Ведь правовое право - это прежде всего санкционированное государством правило поведения, а основой любого государства является ключевой наивысшей юридической силы закон.

    Общие сведения о конституционных правах человека в России

    Сегодня права человека в России - это наиболее спорный вопрос. Более того, различные политические силы пытаются придать ему крайне необычные окраски. Основной нормативный акт, а именно Конституция, закрепил в себе этот юридический институт. Глава вторая «Права и свободы человека и гражданина» даёт детальное описание всем санкционированным в России правомочностям. Подобного рода строгий регламент на национальном уровне попросту необходим, так как совокупность дозволенного характеризует стойкую связь человека и державы, что называется гражданством.

    Эта связь является структурой прав и обязанностей человека и гражданина. Следует отметить, что последние два термина также не являются тождественными. Человеческие права - это та природная свобода действий, которая принадлежит каждому от рождения. А гражданские права - это нормы, санкционированные государством, обрамленные определёнными рамками, обязанностями.

    Классификация гражданских прав

    Все права гражданина можно классифицировать в зависимости от общественных отношений, которые они непосредственно регулируют. Согласно Конституции Российской Федерации существует шесть основных блоков гражданских и соединённых с ними человеческих прав, а именно:

    Обязанности гражданина России

    Защита права - этоспецифический механизм регулирования, который возникает вследствие нарушений установленных государством рамок. Данный механизм существует благодаря специально созданным юридическим рамкам, в которых находятся абсолютно все граждане РФ. Они носят название обязанности. К основным обязанностям гражданина причисляются следующие:

    • соблюдение законов;
    • забота о недееспособных родителях после 18 лет;
    • получение общего образования;
    • охрана исторических памятников;
    • уплата налогов.

    Следует отметить, что обязанности могут дополняться теми или иными нормативно-правовыми актами.

    Контроль со стороны государства в сфере прав и обязанностей человека

    Следует помнить, обязанности и права - это специально созданные государственные границы, позволяющие тому или иному гражданину действовать, не выходя за них. Чтобы не допустить нарушения этих рамок, органы власти Российской Федерации разработали массу всевозможных противодействующих факторов, которые искореняют любые нарушения прав и невыполнение обязанностей. Ведь нарушенное право - это негативное явление, которое рушит устои Конституции.

    К противодействующим факторам можно отнести нормативные акты административной и криминальной отраслей права, работу органов полиции, прокуратуры, государственной безопасности, институт уполномоченного по правам человека в РФ и т. п. С каждым годом подобных организаций и должностей становится все больше, так как Российская Федерация является современным правовым государством.

    Заключение

    Итак, автор рассмотрел в статье такие понятия, как обязанности и юридическое право. Это позволяет выделить специфические особенности данных конструкций, а также понять механизм их реализации в реальной плоскости.

    Правовое положение личности, как мы уже об этом говорили, определяется всей совокупностью юридических прав, свобод и обязанностей. Однако решающее значение в определении правового статуса имеют основные конституционные права, свободы и обязанности. Рядом присущих им особенностей они выделяются из остальной массы прав, свобод и обязанностей и обособляются в самостоятельный государственно-правовой институт. Такое обособление возможно потому, что регулируемые ими общественные отношения характеризуются определенной однородностью своего содержания. Поэтому государственное право как наука имеет своим предметом изучение не всех прав, свобод и обязанностей, принадлежащих человеку, а только основных и лишь в той части, которая в большей степени, непосредственно связана с осуществлением государственной власти и самоуправления.
    Конституционные права, свободы и обязанности являются основными потому, что они: во-первых, опосредуют наиболее важные, существенные и значимые отношения и связи между государством и личностью, человеком и гражданином, человеком и обществом; во-вторых, они выражают отношения и связи непосредственно между государством, гражданином и человеком; в-третьих, осуществление основных прав, свобод и обязанностей происходит в процессе взаимодействия гражданина с государственными органами или органами местного самоуправления; в-четвертых, они закреплены в Конституции государства; в-пятых, именно они являются необходимым условием функционирования самой государственной власти и самоуправления.
    Из сказанного можно вывести следующее определение понятия основных прав, свобод и обязанностей гражданина: основные права, свободы и обязанности - это такие права, свободы и обязанности, которые закреплены Основным законом государства, являются определяющими по отношению ко всем другим, то есть отраслевым правам, свободам и обязанностям и находятся под особой защитой государства. Таким образом, конституционные права, свободы и обязанности являются основными не только по форме (формальная сторона), но, что особенно важно, и по содержанию (то есть сущностная сторона). Будучи основными по содержанию, права, свободы и обязанности гражданина могут стать таковыми по форме, если они закреплены в конституции государства.
    Что следует понимать под основным правом? Основное право, свобода - это установленная государством и закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому гражданину и человеку избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными ему благами в личных, а также в общественных интересах.
    Глава вторая Конституции Российской Федерации называется «Права и свободы человека и гражданина», в ней говорится именно о правах и свободах. То есть, установленные Конституцией возможности в одних случаях традиционно именуются правами, а в других - свободами. Между этими понятиями трудно провести строгое различие, ибо одну и ту же правовую возможность можно характеризовать и как право, и как свободу. Однако когда выбор связан с пользованием конкретными социальными благами, закон чаще всего использует термин «право»: право на отдых, право на жилище. Когда же речь идет о таких правовых возможностях, где целесообразней подчеркнуть степень свободы выбора поведения, применяется термин «свобода»: свобода мысли и слова, свобода совести, свобода вероисповедания и др.
    А что следует понимать под основной обязанностью? Основная обязанность - это установленная государством и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину и человеку определенный вид и меру поведения и ответственности в случае его неисполнения.
    Следует, однако, иметь в виду, что обязанность и ответственность - категории тесно переплетены, но не тождественны. Юридическая наука занимается, главным образом, юридической ответственностью. Поэтому обязанность есть конкретная, нормированная форма выражения ответственности. Будучи предписаниями о должном, обязанности представляют собой зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности.
    Совокупность прав, свобод и обязанностей, определяющих положение гражданина и человека в обществе и государстве, образуют определенную систему. Эти права, свободы и обязанности весьма разнообразны по своему содержанию. Однако единство и внутренняя согласованность этой системы основных прав, свобод и обязанностей вовсе не исключает возможности их группировки по одному или нескольким основаниям.
    Необходимость научной классификации диктуется задачами более глубокого их изучения и обусловлена неоднородностью их конкретного содержания. В зарубежной и отечественной литературе были высказаны самые различные соображения по вопросу классификаций прав, свобод и обязанностей гражданина и человека.
    Впервые институт основных прав, свобод и обязанностей граждан установила Конституция РСФСР 1918 года. При ее разработке большое значение имела Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 25 января 1918 года. В Декларации, наряду с закреплением нового общественного и государственного строя России, были провозглашены и отдельные основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР: равноправие граждан независимо от пола, расы и национальной принадлежности; Конституция предоставила рабочим и крестьянам право на образование, на объединение в союзы, свободу слова, печати, собраний, митингов и др., подчеркнув тем самым свой классовый характер.
    В связи с тем, что в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. значительно изменилось не только количество статей, посвященных правам, свободам и обязанностям, но изменилось и качественное их содержание, все это уже позволило говорить об определенной системе основных прав, свобод и обязанностей и о возможности и важности их классификации.
    В советской государственно-правовой литературе наиболее удачной и наиболее распространенной признавалась классификация конституционных прав и свобод на социально-экономические, политические и личные. Критерием такого деления является однородность материального содержания.
    Современная наука государственного права Российской Федерации восприняла подобную классификацию и ее основание. В Конституции Российской Федерации 1993 года разделение на группы не проводится, но в ее тексте заметна сгруппированность по указанным основаниям, хотя и с изменением очередности расположения отдельных групп основных прав и свобод: личные права и свободы, политические права и свободы, экономические, социальные права и права в области культуры, что соответствует новой концепции прав человека и гражданина, основным принципам и нормам международного права.
    Говоря о соотношении между правами человека и правами гражданина, следует иметь в виду, что их количество и виды значительно различаются и порой зависят от субъективного выбора составителей той или иной конституции. Во многих конституциях, в том числе и в Конституции Российской Федерации, различие между правами человека и правами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляются формулы: «все», «каждый», «каждый человек», «никто», «ни один человек», - или безличные формулировки: «признается право», «гарантируется свобода» и т.д. Применительно к правам гражданина в статьях конституций прямо указывается: «гражданин имеет право», «гражданин может и т.д.
    Руководствуясь этими положениями, можно выделить следующие группы конституционных прав и свобод в такой последовательности: личные права и свободы гражданина и человека; политические права граждан Российской Федерации; экономические, социальные права и свободы и права и свободы в области культурной жизни гражданина и человека.
    Несмотря на отмеченные и возможные иные подходы к классификации конституционных прав и свобод, следует помнить, что так или иначе 176 каждая из названных сфер и областей охватывает особенности положения личности в отдельных ситуациях ее жизни и деятельности, и только в органическом единстве трех этих областей можно получить надлежащую картину юридического статуса гражданина и человека в Российской Федерации.
    Вместе с тем, нормы Конституции Российской Федерации, посвященные основным правам и свободам гражданина и человека, нельзя рассматривать вне связи с принципами признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

    Оно всегда отличается от правового статуса, в частности оно меньше по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

    Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу: Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.

    Конституционный статуе личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

    1) человек, его права и свободы - высшая ценность;

    2) все граждане имеют права и свободы от рождения;

    3) граждане имеют равные права;

    4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

    5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

    6) основные права и свободы гарантированы государством.

    Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

    конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.)- Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище? Здесь возможны два варианта.

    Первый: если лицо (и его семья) относится к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.



    Второй: если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;

    конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему при­надлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя; при желании можно даже помочь, как, например, сделало Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;

    Конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги, он может выбрать работу с меньшим заработком. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

    Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

    Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

    Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Фе­дерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека {Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

    Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

    1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветв­ленных транспортных, информационных систем и т. п.

    2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

    3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (каче­ственное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

    В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются (рис. 3.2). На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не толь­ко прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

    1 . Личные (гражданские) права и свободы. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Связаны эти права с его индивидуальной, частной жизнью. Остановимся на рассмотрении наиболее важных из них.

    Право на жизнь (ст. 20). В Конституции 1993 г. оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание человека на земле, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнь. И государство обязано создавать для этого соответствующие условия, как-то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворять необходимые потребности личности, проводить мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды обитания, осуществлять политику, направленную на отказ от войн, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленно бороться с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия. Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: диспансеризация, т. е. профилактический осмотр и своевременное выявление болезней, надлежащее медицинское обслуживание, служба «Скорой помощи», борьба с алкоголизмом и наркоманией и т. д.

    В Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Это действительно очень сложная проблема. В самом деле, не государство дает человеку жизнь, оно и не вправе ее отнимать. Кроме того, одной из целей любого наказания должно быть перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным и цель не достигается. Все же смертная казнь легализуется Конституцией, но возможности ее применения резко сужаются:

    а) она сохраняется временно;

    б) может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры наказания;

    в) назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

    г) связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21). Достоинство, отмечал И. Кант, - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др. Для признания факта умаления достоинства и защиты его государством необходимо прежде всего не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона достоинства). Если вор возмущается тем, что его назвали негодяем и подонком, то вряд ли он получит защиту. Уважение к личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов граждан, но и этику поведения работников государст­венных органов при общении с людьми, особое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях. И, уж конечно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам.

    Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок ареста предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, которое, кроме того, содержит раз­вернутую систему гарантий от необоснованного ареста.

    Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так как возможны злоупотребления владением данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Если должностные лица государственных органов и других организаций, где обычно аккумулируются сведения о частной жизни людей (нотариусы, работники органов загса, врачи и др.), располагают определенными сведениями, они должны хранить тайну. Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничение этого права допускается только по решению суда. Для зашиты доброго имени установлен судебный порядок. Суд может потребовать устранить нарушения и возместить убытки и моральный вред.

    Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания {гостиница, дом отдыха, больница и т. п.). К жилищу не принадлежат надворные постройки, гаражи, погреба и другие помещения, не используемые для проживания людей. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и т. д., что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями.

    Существуют законодательно установленные ограничения этого права. Так, допускается проникновение в помещение без согласия его владельца:

    а) если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести соответствующее оперативно-следственное действие;

    б) налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности;

    в) работникам милиции, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступле­ние или имеет место несчастный случай;

    г) судебному приставу для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в помещении в силу судебного решения.

    Нарушение данного права квалифицируется как преступление (ст. 136 УК РФ).

    Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен зарегистрироваться в милиции, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т. п.). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом, и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

    Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Каждый человек может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Лицо вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В официальных анкетах запрещено фиксировать наличие или отсутствие религиозных убеждений. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

    Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу - свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто вторгаться не может. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Инакомыслие, т. е. мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, у нас теперь не наказывается, да, впрочем, пока и не ясно, какая же сейчас идеология является господствующей. Мысль не может быть свободной, если она не сопровождается признанием свободы слова. Она означает беспрепятственное и безусловное право человека делать свои мысли достоянием других. Не только в устной, но и в печатной форме. Цензура запрещена.

    Право на информацию (ст. 29). Это статья предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, в частности если информация не составляет государственную тайну. Ранее эта норма не была обеспечена механизмом реализации. Сейчас дей­ствует Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», но проблема с реализацией данного права не снята. Порой даже журналисты, специалисты в области получения и распространения информации, не могут воспользоваться этим правом.

    2. Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. ус­тойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерацией. Они в принципе неотчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны, так же как естественно право народа в демократическом обществе, а следовательно, каждого гражданина, быть источником государственной власти. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправ­ления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из них являются следующие.

    Право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Данное право может осуществляться в различных формах: непосредственно и через представителей. В этой же статье перечислен ряд дополнительных прав, конкретизирующих рассматриваемое право, носящее общий характер. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в решении вопросов формирования государственных органов, обязательных для государства, должностных лиц и граждан. Отдавая свое предпочтение программе той или иной партии, независимому ли кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти. Как правило, его осуществление связано с признанием избирателями определенных профессиональных и моральных достоинств кандидата. Каждый гражданин, указано в Конституции, имеет равный доступ к государственной службе без каких-либо ограничений. Значение имеют лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И наконец, конституционно закреплено право граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, а также направлять туда индивидуальные и коллективные обращения.

    Право на объединение (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также дают возможность удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение - дело добровольное. Но вступив в него, гражданин приобретает все права и несет все обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения. Можно быть участником нескольких объединений. Общественные объединения обеспечивают гражданину возможность участвовать в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Конечно, наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.