Отличается гражданский служащий государственного служащего. Государственный служащий. Информация об изменениях

Оформление документов

Обязан:

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 16 сентября 2009 г. N 34 часть 1 статьи 11 настоящего Закона дополнена пунктом 13

13) уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 16 сентября 2009 г. N 34 статья 11 настоящего Закона дополнена частью 1.1

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели, оценивающие объекты гражданских прав, в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение с правовым обоснованием ранее данного поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме без правового обоснования гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. В случае неисполнения гражданским служащим правомерного поручения он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданской службе Российской Федерации

Какой вид должностей государственной службы законодательством о государственной службе не предусмотрен?

■ Должности федеральной государственной гражданской службы

·Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации

· Воинские должности должности

· Должности правоохранительной службы

Какая группа должностей гражданской службы не предусмотрена законодательством о гражданской службе?

Младшая

· Средняя

· Главная

115. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на
срок:

· от года до трех лет

· от трех до пяти лет

· от двух до трех лет

· до пяти лет

116. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской
службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:

■ профессиональной переподготовки гражданского служащего

■ обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования

пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске

Работы со сведениями, содержащими государственную тайну

Вправе ли ранее осужденный гражданин замещать должность гражданской службы, если судимость снята до истечения срока погашения?

Нет, так как гражданин, имевший ранее судимость, не может замещать должность гражданской

Нет, так как данное ограничение направлено только на лиц, желающих замещать должности высшей группы должностей гражданской службы

■ Да, но предварительно он должен не менее года состоять в кадровом резерве

118. На государственную гражданскую службу Российской Федерации вправе поступать:

■ все лица, независимо от наличия гражданства Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

иностранные граждане, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации, по срочному контракту

Все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет

все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

119. Супруга заместителя министра одного из федеральных министерств открыла вклад в одном
из банков Йеменской Республики во время пребывания в туристической поездке. Какие
последствия это влечет для заместителя министра?



Увольнение в связи с утратой доверия

· Объявление выговора

· Необходимость подачи супругой декларации о доходах

· Никаких

Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?

■ Никаких действий предпринимать не нужно

В письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о

наличии конфликта интересов

■ Сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность

Сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов

■ Да, по конкурсу на общих основаниях

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

· Он будет уволен с гражданской службы

Он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация будет перенесена

■ Он будет лишен классного чина

132. Служебная проверка проводится:

по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего

· только по решению представителя нанимателя

· по устной жалобе гражданского служащего вышестоящему должностному лицу

По обращению третьих лиц

133. Служебная проверка должна быть завершена:

Не позднее чем через 14 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении

не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через два месяца со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о ее проведении

Гражданский служащий подает в установленном порядке сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера относительно себя и своей семьи. Сведения о ком он подавать не обязан?



· Супруга (супруг)

· Сын, 7 лет

Дочь, 17 лет

Сын, 23 года

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

■ имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в
территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность
руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, поскольку А. была назначена на должность в территориальном органе федеральной службы до назначения ее супруга на должность руководителя

· конфликт интересов присутствует, но с учетом результатов проверки, показывающей отсутствие злоупотребления руководителем территориального органа своими полномочиями, государственные служащие могут продолжать замещать свои должности при постоянном контроле конфликта интересов со стороны комиссии по урегулированию конфликта интересов

поскольку руководитель территориального органа обладает полномочиями по назначению (освобождению) сотрудников на (от) должности, утверждает должностные обязанности сотрудников и реализует ряд других функций по управлению кадрами, то имеют место отношения непосредственной подчиненности служащей А. и ее супруга, как следствие нарушено ограничение, связанное с государственной гражданской службой, один из супругов должен быть уволен из территориального органа федеральной службы

■ конфликт интересов или нарушение ограничения, связанного с государственной гражданской службой, отсутствует, поскольку супруг служащей А. хотя и является руководителем территориального органа, но не является ее непосредственным начальником

232. Гражданская служащая К. замещает должность в Федеральной службе по охране
окружающей среды. По совместительству К. занимается педагогической деятельностью в
Институте природопользования. Служебная деятельность К. и содержание читаемых ею в
институте дисциплин тесно связаны.

В этой ситуации:

В этой ситуации:

законодательство о гражданской службе соблюдается до тех пор, пока в процессе педагогической деятельности К. не использует служебную информацию, ставшую ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей гражданского служащего

законодательство о гражданской службе соблюдается, если представителю нанимателя по месту службы К. известно о ее работе по совместительству и факт работы К. по совместительству не вызывает возражений со стороны представителя нанимателя

имеет место нарушение законодательства о гражданской службе, поскольку в процессе педагогической деятельности К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

имеет место конфликт интересов, поскольку для получения материальной выгоды в виде оплаты труда по основному месту работу К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

В 2011 году гражданин поступил на гражданскую службу. В 2013 году супругой гражданского служащего совместно с ее родителями на условиях долевой собственности была приобретена квартира. Затраты супруги составили 2 млн. рублей, стоимость квартиры - 4 млн. рублей.

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

234. В феврале 2014 года ребенку гражданского служащего исполнилось 18 лет. При представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год в марте 2014 года гражданский служащий не представил сведения в отношении данного ребенка. В этой ситуации:

гражданский служащий не нарушал закон, так как на момент представления сведений его ребенок уже достиг совершеннолетия

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, в том числе без применения к служащему мер ответственности за несвоевременное представление сведений

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, при этом к служащему должно быть применено взыскание за несвоевременное представление сведений

к гражданскому служащему должны быть применены меры ответственности за ^-^ представление неполных и (или) недостоверных сведений

Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

· Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

· Федеральной службы по труду и занятости С

· Аппарата Правительства Российской Федерации

Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе является:

предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

Выявление коррупционных правонарушении, совершенных государственным служащим

Установление полного контроля над интересами государственных служащих, не связанных с непосредственным выполнением должностных обязанностей

· выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

· коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики

· коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти

· коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

· применение к гражданину мер уголовной ответственности Г

· запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

*~ применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

*~ требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

Гражданин, имеющий среднее профессиональное образование, желает поступить на гражданскую службу на должность категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей. При каких условиях это возможно в случае его соответствия иным квалификационным требованиям?

Он не имеет права поступить на должность, пока не получит высшее образование

Он имеет право поступить на должность при условии, если на момент ведения отборочных процедур получает высшее образование

Он имеет право поступить на должность

Он имеет право поступить на должность при условии наличия трудового стажа, в ходе которого получены знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности

Может ли представитель нанимателя в связи со служебной необходимостью взамен дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого гражданскому служащему, имеющему ненормированный служебный день, компенсировать исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплатой как за сверхурочную работу?

· Может, так как представитель нанимателя в данном случае исходит из интересов государства и финансовых возможностей

· Может с согласия гражданского служащего

Не может

Может, так как у представителя нанимателя в данном случае право выбора предоставить указанную гарантию или компенсацию

Подарок, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

- может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

Может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

В обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

Он будет лишен классного чина

Он будет уволен с гражданской службы

он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация

будет перенесена

гражданской службе Российской Федерации

Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом 79 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»..

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения, близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу; утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом и Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Но, государственный служащий не может являться индивидуальным предпринимателем.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения должности государственной гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности государственной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»..

В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе и права государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 утвержден порядок проведения конкурса.

Конкурсные процедуры обеспечиваются достаточным уровнем денежного содержания государственных гражданских служащих. Помимо должностного оклада и оклада за классный чин государственные гражданские служащие получают надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы. Для обеспечения правовой и социальной защищенности государственных гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы предусмотрен ряд основных и дополнительных социальных гарантий государственным гражданским служащим, таких как единовременная субсидия на приобретение жилой площади, например. Все это значительно увеличивает в реальном выражении денежное содержание государственных гражданских служащих и делает государство конкурентоспособным работодателем. Федеральный портал управленческих кадров [Электронный ресурс] -http://www.rezerv.gov.ru/.

№ 110 в целях определения соответствия замещаемой должности государственной гражданской службы государственный гражданский служащий обязан один раз в три года пройти аттестацию Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»..

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 01.02.2005

№ 111 при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы проводится квалификационный экзамен. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, за исключением гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»..

Основные права гражданского служащего приведены в статье 14 Федерального закона № 79-ФЗ. Гражданский служащий имеет право на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; отдых; оплату труда; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку; членство в профессиональном союзе; проведение по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; государственное пенсионное обеспечение.

Согласно статье 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; беречь государственное имущество; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи; сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению.

В целях установления общих принципов профессиональной этики, закрепления единых норм и правил служебного поведения гражданских служащих области губернатором Амурской области утвержден Кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих области. Закон Амурской области от 13.12.2006 № 261-ОЗ был дополнен соответствующей статьёй.

Гражданский служащий обязан соблюдать положения Кодекса этики и руководствоваться им при исполнении служебных обязанностей.

Таким образом, основу социально-правового статуса гражданского служащего составляет группа государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность (экономическое обеспечение) и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный служащий Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. -с.159.

Кроме того, статус государственного служащего предусматривает:

непосредственную принадлежность по роду профессиональной деятельности в подготовке, принятии и/или внедрения решений в сфере государственного управления, причем эти действия, как правило, имеют экономические и социальные последствия для всего общества или его определенной части;

наличие у государственного служащего полномочий выступать от имени органа государственной власти (тем самым от имени государства), отстаивая государственный интерес; законодательное и нормативно-правовое определение компетентности, полномочий, прав, обязанностей, ограничений и ответственности в соответствии со своей должностью;

принадлежность к особой профессионально-статусной группе, которая состоит из профессионально подготовленных к государственной службе представителей различных профессий.

Государственные служащие, исполняющие свои обязанности, должны иметь четкое представление о своей деятельности: ее социальную значимость; ее организованность; ее материально-техническую и информационную обеспеченность; определенную форму действий в аппарате; компетентность руководства государственной деятельностью. Совокупность этих представлений выступает как осознанная база социально необходимого способа деятельности.

Важной составляющей деятельности государственных управленцев является социальная ответственность. Сердцевиной ее проблем являются личные ценности управленцев. Этическое поведение государственных служащих значительно влияет на доверие простых людей к действиям правительства и их социальной ответственности. Государственный служащий в общении с гражданами должен постоянно ощущать себя представителем власти, иметь свой имидж, который базируется на таких качествах, как профессионализм, государственная позиция, интересы. Личные качества (темперамент, ответственность, дисциплинированность), биография, круг общения, ораторское искусство, внешний вид, мимика, стиль мышления - все это составляет понятие имиджа. Предметом и продуктом труда в управлении является информация. Для аналитической деятельности - это разноплановая информация о состоянии дел в определенной сфере. Важным условием эффективной деятельности является умение квалифицированно собирать и обрабатывать информацию. Государственные служащие постоянно используют различные методы сбора информации.

Профессиональное формирование государственного служащего, которое включает не только базовую профессиональную подготовку в специальном высшем учебном заведении, но и профессиональный рост непосредственно в процессе служебной деятельности, производится в течение длительного времени.

На гражданских служащих, наряду с правами, распространяются общегражданские обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

При этом ст. 15 Закона № 79-ФЗ перечислены общие для всех гражданских служащих обязанности, возведенные в разряд законодательных предписаний. Конкретизация обязанностей по должностям гражданской службы производится в административных регламентах государственных органов и в должностных регламентах гражданских служащих.

Гражданский служащий имеет две категории обязанностей - общегражданские (устанавливаемые Конституцией РФ) и служебные обязанности. Служебные обязанности гражданского служащего, так же как и права, делятся на общие, свойственные всем гражданским служащим независимо от категории и групп их должностей, и особенные - устанавливаемые в зависимости от категории и групп занимаемых ими должностей. В свою очередь особенные делятся на: особенные основные обязанности (определяются исходя из типовых квалификационных характеристик) и особенные неосновные обязанности (определяются под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий).

Общие обязанности закреплены ст. 15 Закона № 79-ФЗ. В общем виде они представлены в табл. 6.2.

соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение обусловлена тем, что гражданский служащий (представитель власти) должен прежде всего сам обеспечивать соблюдение конституционных принципов: защиту прав и свобод человека и гражданина; равноправие и полноправие граждан; законность и т.д.

Обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом обусловлена тем, что результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Обязанность гражданского служащего исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обусловлена прежде всего спецификой организации государственной власти, которая характеризуется строгой иерархичностью системы. Необходимым условием ее эффективной деятельности является при этом четкая соподчиненность гражданских служащих. Вместе с тем гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Обязанность гражданского служащего соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций имеет важное значение, поскольку согласно Конституции РФ «личность, ее права и законные интересы являются высшей ценностью».

Обязанность гражданского служащего соблюдать служебный распорядок государственного органа предусмотрена ТК РФ для всех категорий работников, она также распространяется и на гражданских служащих.

Общие обязанности гражданского служащего, связанные с осуществлением служебной деятельности

Таблица 6.2

Пункт ч. 1 ст. 15 № 79-ФЗ

Общие обязанности гражданского служащего

Соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение

Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом

Исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций

Соблюдать служебный распорядок государственного органа

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей

Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство

Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей

Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера

Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства России или в день приобретения гражданства другого государства

Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами

Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта

Гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Помимо того, что гражданские служащие имеют право на подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации, они должны соответствовать замещаемой должности и иметь высокую квалификацию, а также постоянно поддерживать свой профессиональный уровень.

Гражданский служащий не имеет права разглашать сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 8 марта 2015 г.) «О государственной тайне»" и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. В целях неразглашения указанных сведений при приеме на службу, по должности которой выполнение обязанностей связано с получением сведений, составляющих государственную тайну, установлена определенная процедура допуска к таким сведениям, при отказе от прохождения которой кандидату может быть отказано в приеме на службу.

Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.

Обязанность гражданского служащего ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера следует рассматривать в качестве одного из элементов антикоррупционного механизма. В случае непредставления указанных сведений гражданскому служащему может быть отказано в поступлении и нахождении на гражданской службе.

Обязанность гражданского служащего сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства обусловлена тем, что основное требование к гражданскому служащему - наличие гражданства Российской Федерации.

Обязанность соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, выполнения обязательств связана со спецификой их труда - предоставлением государственных услуг и наличием властных полномочий. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 (ред. от 16 июля 2009 г.) утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих, причем руководствоваться этими Принципами рекомендовано и лицам, замещающим государственные должности

Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности.

Помимо вышеперечисленных обязанностей, на отдельные категории гражданских служащих законодательством возлагается обязанность прохождения дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (ред. от 24 ноября 2014 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» .

  • СЗ РФ. 1993. № 41. Стр. 8220-8235.
  • 2 СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3806.