Судебная система рф, ее структура. Судебная система рф, ее структура и принципы организации

Нежилые помещения

Понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации - с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.


С точки зрения организационных связей всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией.

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются понятием «инстанция».

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела. Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Не смотря на разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, все ветви власти, в том числе судебная власть, реализуются в рамках государственной службы . Поэтому принципы судебной власти производны от закрепленных в ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принципов гражданской службы. Соответственно, судебная власть основывается на следующих принципах:

  1. приоритет прав и свобод человека и гражданина ;
  2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы
  3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  5. стабильность гражданской службы;
  6. доступность информации о гражданской службе;
  7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Данные принципы распространяются на судей по должности, то есть государственных гражданских служащих.

Судебная власть в Российской Федерации может осуществляться коллегиально судьями , с привлечением присяжных и арбитражных заседателей и судьей единолично. Все виды судопроизводства , за исключением конституционного, допускают рассмотрение дел единолично судьей, что не противоречит положениям главы 7 Конституции РФ. Судья в таком случае действует как носитель именно судебных функций, то есть выступает в качестве органа судебной власти. Соответственно, не только на судебную власть, судебный орган (суд), но и на судью распространяются вышеперечисленные принципы.

Между тем, как уже отмечалось, судебная власть в Российской Федерации реализуется не только судьями. Одним из признаков судебной власти является то, что в установленном законом порядке к осуществлению правосудия привлекаются представители народа - присяжные и арбитражные заседатели. На них в полной мере распространяться данные принципы не могут.

Судебная власть осуществляется посредством (в форме) конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Это еще одна отличительная черта - признак судебной власти.

Обособление указанных видов судопроизводства вызвано тем обстоятельством, что различные процессуальные процедуры, обусловливаемые характером рассматриваемых дел, природой и значимостью применяемых санкций, имеют неодинаковые правовые последствия.

Вот, к примеру, как отличаются на первый взгляд аналогичные последствия разрешения дела о несоответствии закона Конституции РФ Конституционным Судом РФ от вывода любого другого суда о не конституционности того или иного закона. Решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и следовательно, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов .

В то же время Конституционный Суд РФ, принимая решение по делу, оценивает также смысл, придаваемый рассматриваемому нормативному акту сложившейся судебной практикой. Таким образом, он выражает свое отношение как к позиции законодателя (иного нормотворческого органа), так и к ее пониманию правоприменителем, основываясь при этом на толковании положений Конституции РФ, в сфере которого, по смыслу ч. ч. 5, 6 ст. 125 Конституции РФ, только Конституционный Суд РФ выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение. Поэтому его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ.

Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не обладают такой юридической силой.

Они не обязательны для других судов по другим делам, так как суды самостоятельно толкуют подлежащие применению нормативные предписания, следуя при этом Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут быть оспорены в установленных федеральным законом процессуальных формах. Кроме того, не предусмотрена обязательность официального опубликования этих решений, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой применению подлежат только официально опубликованные акты, также исключает для других правоприменителей и обязательность следования им при разрешении других дел. Возможность опубликования отдельных судебных решений или извлечений из них не является достаточной гарантией для реализации указанной конституционной нормы.

В силу изложенного согласно Конституции РФ решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов не признаются адекватным средством для лишения нормативных актов, названных в п. п. "а" и "б" ч. ч. 2, 4 ст. 125 Конституции РФ, юридической силы в связи с их неконституционностью. Таким образом, на конституционном уровне закреплено, что выводы других судов о неконституционности закона не могут сами по себе послужить основанием для его официального признания не соответствующим Конституции РФ и утрачивающим юридическую силу.

Судебная власть реализуется специальным государственным органом - судом. Это следующий признак судебной власти. Судебную власть посредством конституционного судопроизводства осуществляет Конституционный Суд РФ. Именно он является судебным органом конституционного контроля (ч. 1 ст. 18 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Посредством гражданского (арбитражного) и административного судопроизводства судебная власть реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а посредством уголовного судопроизводства - только судами общей юрисдикции.

Перечень полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов не является закрытым, поскольку статьи 126 и 127 Конституции РФ допускают рассмотрение ими и иных, не названных в этих конституционных нормах категорий дел, что связано с возможностью введения для данной категории судов (на основании ст. 128 Конституции РФ) новых судебных процедур, не нашедших закрепления в действующей Конституции РФ.

Назначение судебной власти - следующий ее признак. Судебная власть - стержневой инструмент, обеспечивающий правовой порядок. Ее роль в поддержании законности и привлечении нарушителей таковой к ответственности не менее ключевая, чем у иных правоохранительных органов .

Исключительной прерогативой судебной власти является осуществление ею правосудия. У данного признака судебной власти имеется и обратная сторона - возложение на судебную власть каких бы то ни было функций, несовместимых с ее исключительными прерогативами по осуществлению правосудия, недопустимо. Именно поэтому суды общей юрисдикции, к примеру, лишены ранее принадлежавшего им права возбуждения уголовных дел.

Содержание судебной власти требует соответствующей формы ее выражения. Поэтому согласно закону судебная власть имеет свои символы. Так, на здании суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии. Судьям, в том числе пребывающим в отставке, удостоверения выдаются соответствующим государственным органом или лицом, их назначившим (ст. 21 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

Данные символы государственной власти имеют место и в зале судебных заседаний мировых судей (ст. 11 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"). Более того, применительно к военным судам в законе закреплено правило, согласно которому военные суды должны размещаться в зданиях, внешний вид и внутреннее устройство которых соответствуют конституционному статусу судебной власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").

В литературе обосновывается наличие у судебной власти и иных признаков:

  • принадлежность судебной власти судам, образующим единую судебную систему;
  • осуществление ее на основе и строго в соответствии с процессуальным законом;
  • суды являются правоприменительными органами;
  • властный характер полномочий суда;
  • выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечиваются силой государства .

Ни в какой мере не умаляя значения данных характеристик судебной власти, обращаю внимание лишь на то, что нами не найдено правовых норм , где бы они были прямо закреплены применительно именно к судебной власти, а не всего-навсего к деятельности суда или принципам обеспечения единства судебной системы.

Судебная власть, таким образом, - это предназначенная для обеспечения правового порядка, поддержания законности и привлечения нарушителей таковой к ответственности разновидность государственной власти, реализуемая посредством конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства, самостоятельными и независимыми, обладающими исключительным полномочием на осуществление правосудия, специальными государственными органами - судами, в состав которых могут входить представители общественности.

Суд как орган судебной власти

Эффективная судебная система усиливает другие ветви власти, способствует гражданскому миру и общественному согласию, делает организованной и сильной экономику , не говоря уже о коренном перевороте в правовом сознании людей.

Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и ст. ст. 2 и 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации". Создание в Российской Федерации чрезвычайных судов не допускается.

Судебная система Российской Федерации - это взаимосвязанная и взаимообусловленная единая система (совокупность) всех судов государства , связанных между собой установленными законом взаимоотношениями. В Российской Федерации действуют две группы судов:

  • федеральные суды;
  • суды .

Это не простая совокупность судов, а их взаимосвязанная и взаимообусловленная, единая система. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации";
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства ;
  • применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета .

Система федеральных судов: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и возглавляемые им суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды Федеральных судов

  1. федеральные суды общей юрисдикции;
  2. Дисциплинарное судебное присутствие.

Федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов большое количество. Конституционный Суд РФ наделен следующими полномочиями. Он:

а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов , нормативных актов Президента РФ , Совета Федерации , Государственной Думы , Правительства РФ ; конституций республик , уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации , изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

ж) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

з) осуществляет некоторые иные полномочия.

В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ , верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, городские суды, межрайонные суды, военные (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации") и специализированные суды.

Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным дел. Помимо того они уполномочены на правосудие по подсудным им гражданским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговора , вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера , а также осуществляют иные виды деятельности.

Перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и задачи.

Непосредственные цели:

а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию ;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; а также в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц , Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления , а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений ;

б) предупреждение преступлений и правонарушений ;

в) правовое и нравственное воспитание граждан;

г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, гражданском и административном процессах являются:

а) правильное применение закона;

б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

Высшим судебным органом общей юрисдикции по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ.

Основной его функцией признается судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Им даются разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ уполномочен на рассмотрение дел по первой инстанции, в качестве суда апелляционной, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

У верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа тоже есть право в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств), а также осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Эти суды, в свою очередь, признаются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным, городским, межрайонным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Районный же суд в пределах своей компетенции рассматривает уголовные дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств). При этом он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям , действующим на территории соответствующего судебного района. Именно он и правомочен в апелляционном порядке, а в уголовном процессе и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств проверять законность и обоснованность решений (приговоров, постановлений) мировых судей.

Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел районным судом рассматриваются:

  • дела об ;
  • вопросы, связанные с исполнением приговора;
  • вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера.

И это не полный перечень закрепленных в законе полномочий районного суда.

По месту дислокации войск и флотов создаются военные суды. Они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба , и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств).

Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов), арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированного арбитражного суда.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, признается Высший Арбитражный Суд РФ. Его основная задача - судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. В связи с чем он наделен полномочиями:

  • рассматривать в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • давать разъяснения по вопросам судебной практики;
  • осуществлять иные виды деятельности.

Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам, арбитражным судам субъектов Российской Федерации и специализированному арбитражному суду.

Федеральный арбитражный суд округа создан для того, чтобы в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам, которые в пределах своей компетенции, соответственно, рассматривают дела в апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам, и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, рассматривающим дела в качестве суда первой инстанции и также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Специализированным арбитражным судом является Суд по интеллектуальным правам. Он рассматривает в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав , в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Последней разновидностью федеральных судов судебной системы Российской Федерации является Дисциплинарное судебное присутствие. Это судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Суды субъектов Российской Федерации, их соотношение с федеральными судами

Система арбитражных судов в отличие от системы федеральных судов общей юрисдикции по своей структуре состоит из пяти, а не из трех звеньев. Первое звено в ней отведено арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Второе - арбитражным апелляционным судам. Третье - федеральным арбитражным судам округов. И наконец, четвертое - Высшему Арбитражному Суду РФ.

Самостоятельным звеном системы арбитражных судов является Суд по интеллектуальным правам.

Звеном судебной системы субъектов Российской Федерации и в этом смысле звеном судебной системы Российской Федерации следует также признавать конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Понятие и виды судебных инстанций

Звено - это понятие судоустройственное. Судебная инстанция - судопроизводственное. Судебная инстанция - это предусмотренный законом порядок рассмотрения дела в суде.

Судебной системе Российской Федерации известно пять общих порядков осуществления правосудия (пять инстанций).

  1. Рассмотрение дел по первой инстанции.
  2. Апелляционная инстанция.
  3. Кассационная инстанция.
  4. Надзорная инстанция.
  5. Возобновление производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам).

Федеральным процессуальным законом предусмотрен еще как минимум один порядок осуществления правосудия - конституционное судопроизводство . Конституционным Судом РФ разрешаются дела о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов и некоторые иные дела.

Так как правосудие осуществляется и при рассмотрении дел об административных правонарушениях , а требования к порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях отличаются от тех, что предусмотрены для любой из вышеперечисленных инстанций, налицо седьмой порядок рассмотрения дела судом - рассмотрение судом дел об административных правонарушениях.

1. Первая инстанция

Рассмотрение дел по первой инстанции - основная, главенствующая часть уголовного, гражданского и арбитражного процессов . Именно здесь впервые осуществляется правосудие и реализуется основная часть всех принципов правосудия, от открытого разбирательства дел во всех судах до независимости судей и подчинения их только закону и др.

Судопроизводство по первой инстанции отличается от других порядков осуществления правосудия тем, что при этом доказательства впервые исследуются судом непосредственно.

При рассмотрении уголовного дела по первой инстанции могут быть осуществлены допросы , осмотры (вещественных доказательств, местности и помещений), следственные эксперименты , предъявления для опознания, освидетельствования , оглашены показания, данные во время предварительного расследования, а равно протоколы следственных действий, заключения экспертов (специалистов), приобщенные к делу или представленные в судебном заседании документы, воспроизведена звукозапись показаний, назначена и произведена судебная экспертиза.

Однако в связи с такой чертой данной инстанции, как непосредственность, во время судебного разбирательства протокол допроса свидетеля , составленный на стадии предварительного расследования, не зачитывается, если есть возможность всем составом суда заслушать показания свидетеля. По этим же причинам суд не знакомится с протоколом осмотра предмета - холодного оружия , а осматривает само вещественное доказательство и т.п. В судебное заседание вызываются подсудимый, стороны, свидетель и другие заинтересованные лица.

Суду предоставляется возможность самому непосредственно, а не при помощи органов предварительного расследования проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (обстоятельства спора), разрешить вопрос о его виновности или невиновности, о назначении виновному наказания и вынести обвинительный либо оправдательный приговор (решение по существу дела).

Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, может выступать любой суд судебной системы, за исключением арбитражного апелляционного суда. Существенно отличается от общепринятого порядок рассмотрения дела Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации . Но и он может именоваться рассмотрением дела по первой инстанции с одним уточнением - иных инстанций в конституционном (уставном) судопроизводстве не предусмотрено.

2. Апелляционная инстанция

Апелляционная инстанция в современной российской судебной системе появилась сначала в арбитражном процессе. В настоящее время она имеется также в уголовном и гражданском процессе судов общей юрисдикции. В апелляционном порядке вышестоящие суды проверяют законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным нижестоящими судами в первой инстанции, повторно рассматривая дело.

Основные черты апелляционной инстанции следующие.

Свобода обжалования, которая означает возможность принесения апелляционной жалобы широким кругом лиц.

В арбитражном процессе право на подачу апелляционной жалобы принадлежит: сторонам, третьим лицам; заявителям и иным заинтересованные лицам - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК случаях; прокурорам , государственным органам , органам местного самоуправления , иным органам и организациям, гражданам , обращавшимся в арбитражный суд с иском в случаях, предусмотренных АПК, а равно иным лицам в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 257 АПК).

В гражданском процессе решения и определения мирового судьи могут быть обжалованы сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Апелляционную жалобу здесь вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом (ст. 320 ГПК).

И наконец, в уголовном процессе право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему , частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы, а в части, относящейся к гражданскому иску, - гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их законным представителям и представителям (ст. 389.1 УПК).

Осужденный и потерпевший вправе приносить жалобы не только в своих интересах, но и в интересах других субъектов уголовного процесса.

Согласно закону и подзаконным нормативным актам обжалованию подлежит любой приговор, а в ряде случаев и иное решение (определение) суда, принятые на стадиях назначения судебного заседания и судебного разбирательства. Конституционным Судом РФ ранее действовавший запрет на обжалование и принесение представлений на приговоры Верховного Суда РФ признан не соответствующим Конституции РФ. В настоящее время вынесенные по гражданским (административным) делам по первой инстанции Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегией Верховного Суда РФ решения могут быть обжалованы в апелляционном порядке в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Приговоры и иные судебные решения, вынесенные Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ, до сих пор апелляционному обжалованию не подлежат.

Проверка законности, обоснованности и справедливости приговора (решения, постановления, определения). Апелляционная инстанция, с одной стороны, должна проверить не только законность приговора, решения (постановления, определения), то есть соблюдение при производстве по делу норм процессуальных и материальных отраслей права , но и его обоснованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в решении (определении), фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы суда первой инстанции. С другой стороны, проверка решения (определения) в апелляционном порядке может не ограничиваться всего-навсего пределами апелляционной жалобы (представления). Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. Поэтому исследованию подлежат все части и составляющие гражданского дела. Более того, суд апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства по делу. Если при рассмотрении уголовного дела установлены обстоятельства, которые касаются интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу и в отношении которых жалоба или представление не были поданы, то уголовное дело может быть проверено и в отношении этих лиц. При этом не может быть допущено ухудшение их положения.

Возможность производства в апелляционной инстанции судебных действий и представления дополнительных материалов. Так же как и в первой инстанции, в апелляционной инстанции могут быть осуществлены судебные действия, направленные на собирание доказательств.

Кроме того, здесь могут быть представлены дополнительные материалы. Эти материалы (справки, акты, объяснения и др.) могут быть представлены лицами, наделенными правом обжаловать судебное решение. В необходимых случаях их может истребовать сам суд апелляционной инстанции.

Широкие полномочия апелляционной инстанции. Рассматривая гражданское дело в апелляционном порядке, суд вправе при наличии указанных в законе оснований оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока (ст. 328 ГПК). В уголовном процессе апелляционная инстанция вправе принять решение: об оставлении приговора, определения, постановления без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения; об отмене обвинительного приговора и о вынесении оправдательного приговора; об отмене обвинительного приговора и о вынесении обвинительного приговора; об отмене приговора, определения, постановления суда первой инстанции и о передаче уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции со стадии подготовки к судебному заседанию или судебного разбирательства; об отмене оправдательного приговора и о вынесении оправдательного приговора; об отмене определения или постановления и о вынесении обвинительного или оправдательного приговора либо иного судебного решения; об отмене приговора, определения, постановления и о возвращении дела прокурору; об отмене приговора, определения, постановления и о прекращении уголовного дела; об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения; о прекращении апелляционного производства (ст. 389.20 УПК).

Недопустимость рассмотрения апелляционной инстанцией новых требований. В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции.

3. Кассационная инстанция

Применительно к деятельности судов общей юрисдикции производство в кассационной инстанции представляет собой процедуру проверки законности и обоснованности приговоров и решений (определений, постановлений) суда (судьи), в том числе приговоров, решений (определений, постановлений) апелляционной инстанции, вступивших в законную силу. Недостаточно обоснованный, незаконный приговор, решение (определение, постановление) отменяются.

Основные черты кассационной инстанции следующие.

Свобода обжалования, которая означает возможность принесения кассационной жалобы широким кругом лиц из числа участников судебного разбирательства. Перечень лиц, которые наделены правом принесения кассационной жалобы (представления), аналогичен тому, что предусмотрен для апелляционного обжалования.

Кассационная жалоба (представление) в уголовном процессе может быть подана в течение одного года (ч. 3 ст. 401.2 УПК), в гражданском процессе в течение шести месяцев (ч. 2 ст. 376 ГПК), а в арбитражном процессе - в срок, не превышающий двух месяцев (ч. 1 ст. 276 АПК) со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного решения.

Проверка законности и обоснованности судебного решения. Данная основная черта кассационного производства отличается от одноименной черты апелляционного производства лишь тем, что в ходе проверки законности и обоснованности вступившего в силу судебного решения суд кассационной инстанции не имеет тех средств, которыми наделены апелляционная и первая инстанции.

Закон прямо предоставил ему возможность лишь заслушать доклад судьи об обстоятельствах дела, содержании принятых по делу судебных решений, доводах кассационной жалобы (представления), задать докладчику вопросы, а также выслушать выступления иных участников судебного заседания.

Возможность представления в кассационную инстанцию дополнительных материалов.

Данная возможность прямо не закреплена в законе. Между тем и в ГПК (ст. 57), и в УПК (ст. 86), и в АПК (ст. 66) предусмотрено право сторон и некоторых других участвующих в деле лиц представлять доказательства. Причем в законе не содержится запрета реализации ими данного права в судебном заседании кассационной инстанции путем представления дополнительных материалов (справок, актов, объяснений и др.).

Широкие полномочия кассационной инстанции. По итогам рассмотрения дела суд в кассационной инстанции вправе при наличии к тому законных оснований: оставить кассационные жалобу или представление без удовлетворения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение либо возвратить дело прокурору; отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Аналогичные решения принимаются и по гражданским делам.

Недопустимость ухудшения положения осужденного. Кассационная инстанция может смягчить назначенное судом первой инстанции наказание или применить закон о менее тяжком преступлении , но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении. Изменение обвинения допускается, если при этом не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту.

Пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия (ст. 401.6 УПК).

Закон позволяет суду кассационной инстанции проверить уголовное дело и в отношении тех оправданных (осужденных), которые не приносили кассационной жалобы (в отношении которых кассационной жалобы принесено не было). Однако в этом случае у суда отсутствует право отмены приговора, определения или постановления в отношении таких оправданных (осужденных), если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение (ч. 5 ст. 401.16 УПК).

Неоднократность кассационного производства. В кассационном порядке может быть подвергнуто проверки большинство судебных решений. Кассационное производство предполагает проверку не только решений, вынесенных по первой, апелляционной инстанции, но и определений самой кассационной инстанции. Таким образом, законность (обоснованность), к примеру, приговора районного суда может сначала проверяться областным судом, а затем Верховным Судом РФ, то есть неоднократно.

4. Надзорная инстанция

Надзорная инстанция состоит в пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда Президиумом Верховного Суда РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ). Оно обладает теми же основными чертами, что и кассационное производство за некоторыми исключениями.

Основное из них заключается в том, что в надзорном порядке дело рассматривается только Президиумом Верховного Суда РФ (Высшего Арбитражного Суда РФ).

Ревизионные начала надзорного производства. В уголовном процессе надзорная инстанция не связана доводами надзорных жалобы или представления. Так же как и суд кассационной инстанции, в интересах законности Президиум Верховного Суда РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы (представления) и рассмотреть уголовное дело в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.

Проверка законности судебного решения. Надзорная инстанция должна проверить законность решения (определения, приговора), то есть соблюдение при производстве по делу норм гражданского процессуального, уголовно-процессуального, уголовного, гражданского, семейного и т.п. права.

Законодатель не требует от надзорной инстанции проверки обоснованность и справедливость судебного решения.

Возможность представления в надзорную инстанцию дополнительных материалов.

Допустимость представления дополнительных материалов в надзорную инстанцию может быть обоснована теми же аргументами, что и в случае с кассационной инстанцией. Прямо законодатель такой возможности в соответствующей главе УПК (АПК, ГПК) не прописал.

Широкие полномочия надзорной инстанции. По итогам рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда РФ вправе: оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение; отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК; внести изменения в приговор, определение или постановление суда; оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 412.4 УПК.

Аналогичны права Президиума Верховного Суда РФ, а равно Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по гражданским делам.

Недопустимость ухудшения положения осужденного в результате рассмотрения его дела надзорной инстанцией. Надзорная инстанция может смягчить назначенное нижестоящим судом наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении. Изменение обвинения допускается, если при этом не ухудшается положение осужденного и не нарушается его право на защиту.

Особенностью надзорного производства следует признать отсутствие прямого запрета отмены Президиумом Верховного Суда РФ приговора, определения или постановления в отношении тех оправданных (осужденных), в отношении которых надзорной жалобы (представления) не поступало, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение. А вот правило ст. 401.6 УПК распространяется и на надзорное производство. Таким образом, пересмотр в надзорном порядке приговора (определения, постановления) суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного (оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено), допустим лишь в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, причем только когда в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.

5. Возобновление производства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

Данный порядок похож на кассационное производство. Также проверяется законность решения, вступившего в законную силу. Но судом рассматривается не только то, что было известно суду первой инстанции, но и новая информация, которая появилась уже после первого рассмотрения дела.

В различных отраслях права этот порядок судопроизводства именуется не одинаково. В уголовном процессе он называется возобновлением производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, в гражданском процессе - пересмотром вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, а в арбитражном процессе - пересмотром судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Но смысл его один и тот же.

Возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам - разновидность правосудия, в процессе которого осуществляется проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов соответствующих судов в свете новых или вновь открывшихся обстоятельств, являющихся составной частью предмета доказывания по делу, которые не были известны суду в момент рассмотрения дела и имеют существенное значение для его правильного разрешения.

К примеру, по уголовным делам вновь открывшимися обстоятельствами признаются:

1) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела.

Новые обстоятельства - это:

1) признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ;

2) установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела, связанное с:

а) применением федерального закона, не соответствующего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

б) иными нарушениями положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

3) иные новые обстоятельства.

По общему правилу стадия возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в уголовном процессе состоит из двух частей: досудебной и судебной. Причем досудебная ее часть в зависимости от оснований начала может быть осуществлена в двух формах: проверка вновь открывшихся обстоятельств и расследование иных новых обстоятельств.

Процедура осуществления правосудия ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в уголовном процессе аналогична порядку кассационного производства. От кассационной инстанции она отличается основаниями начала производства, а также тем, что при возобновлении дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств рассмотрению в суде помимо уголовного дела обычно подлежат материалы досудебной проверки вновь открывшихся обстоятельств либо расследования иных новых обстоятельств.

По общему правилу уголовные дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств подлежат рассмотрению судом непосредственно вышестоящего звена судебной системы. Исключением из этого правила является лишь пересмотр некоторых судебных решений высшего органа правосудия нашего государства . Так, районный суд ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств пересматривает приговоры и постановления мирового судьи; президиум верховного суда республики (краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа) - приговоры, определения, постановления районного суда; Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ - приговоры, определения, постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; окружным (флотским) военным судом - приговоры, определения, постановления гарнизонного военного суда; Военной коллегией Верховного Суда РФ - приговоры, определения, постановления окружного (флотского) военного суда.

Лишь заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении постановления Президиума Верховного Суда РФ рассматривается самим Президиумом Верховного Суда РФ. И к тому же Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ (Военной коллегией Верховного Суда РФ) проверяется законность и обоснованность собственных приговоров (определений), вынесенных ею в ходе производства по уголовному делу в качестве суда апелляционной или кассационной инстанции, если данные судебные решения не были ранее предметом рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ.

Иные требования предъявляются к возобновлению по новым или вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел. Возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском и арбитражном процессах - это лишь судебная деятельность, досудебная часть здесь отсутствует. Между тем судебная деятельность, составляющая данную инстанцию, также состоит из двух частей, как, впрочем, и в уголовном процессе.

Во-первых, в судебном заседании рассматривается заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. В случае его удовлетворения решение, определение или постановление отменяется. После чего начинается вторая часть - рассмотрение дела в обычном порядке. Например, если отменено решение, вынесенное по первой инстанции, дело опять рассматривается по правилам рассмотрения дела по той же первой инстанции.

Обе эти составляющие возобновления гражданских дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам осуществляются судом, вынесшим решение, определение или постановление. В гражданском и арбитражном процессах, соответственно, заявление о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам решения суда первого звена разрешает этот же суд первого звена, он же затем рассматривает отмененное решение.

6. Конституционное судопроизводство

Данный порядок судопроизводства - инстанция со своими основными чертами - схож с первой инстанцией. Здесь также судом непосредственно исследуются доказательства. Отличия между этими инстанциями как минимум заключаются в субъекте, осуществляющем судопроизводство, - это Конституционный Суд РФ, поводах и основаниях начала судопроизводства, а также полномочиях названной инстанции и последствиях принятого ею решения.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ст. ст. 37 - 39 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти , не вступивший в силу международный договор , или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Рассматривая дело, Конституционный Суд РФ вправе при наличии указанных в законе оснований принять постановление (заключение) о признании закона, нормативного акта или договора, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ; отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции; о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ и др.

Решения Конституционного Суда РФ окончательны и не подлежат обжалованию. Решение Конституционного Суда РФ, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ, вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Постановление Конституционного Суда РФ, принятое в порядке, предусмотренном ст. 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (без проведения слушания), вступает в силу со дня его опубликования. Иные решения Конституционного Суда РФ вступают в силу со дня их принятия.

Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях также решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда РФ неконституционными.

Конституция Российской Федерации - основа судебной власти. Согласно Конституции, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Причем в Конституции РФ прямо не определен состав судебной системы. В ее ст. 125, 126, 127 говорится о Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

В гл. 7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ).

В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.

Согласно ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В Конституции РФ закреплен принцип несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Чтобы лучше разобраться со структурой судебной власти обратимся к Федеральному конституционному закону РФ «О судебной системе Российской Федерации», в котором говорится:

« 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

    Конституционный Суд Российской Федерации;

    Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. » 1

Анализ данной статьи позволяет сделать следующие выводы о строении судебной системы Российской Федерации:

В РФ суды бывают двух типов: федеральные и суды субъектов Федерации;

К федеральным относятся 3 типа:

1. Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).

2. Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.

а) Гражданские суды: верховные суды республик, краевые, областные, городов федерального значения, суды автономных округов и областей, районные (городские) суды.

____________________

    Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» №1-ФКЗ от 31.12.1996 г., статья 4.

б) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: окружные (флотские) и гарнизонные.

3. Федеральные арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды, Арбитражные суды субъектов Федерации.

К судам субъектов федерации относятся:

1. Конституционные или уставные суды субъектов.

2. Мировые судьи.

Теперь подробнее ознакомимся с каждым из трёх видов федеральных судов.

Судебная власть является одной их трех государственных ветвей власти, образованных в соответствии с десятой статьей Конституции РФ (принцип разделения полномочий). Взаимодействуя с другими направлениями власти, она остается независимой и самостоятельной. Судебная система Российской Федерации - это совокупность органов, которые созданы в соответствии с нормами Федерального конституционного закона № 1.

Сущность

Судебная власть представляет собой один из трех элементов, взаимодействующих между собой. Она оказывает влияние на законодательную сферу путем осуществления контроля конституционного характера, признавая те или иные акты не соответствующими положениям Конституции РФ. Если акт признан судом несоответствующим Конституции, его юридическая сила теряется.

Судебная система Российской Федерации - это совокупность органов, взаимодействующих не только с законодательной, но и с исполнительной властью. Исполнительная ветвь подготавливает кадры для судов. А судьи, в свою очередь, контролируют, чтобы акты, выносимые органами власти, соответствовали положениям российского законодательства.

Судебная система Российской Федерации - это группа судов, в деятельность которых другие ветви правительства вмешиваться не вправе, как и не вправе влиять на нее. В входит решение следующих задач:

  • обеспечение прав, интересов и свобод российских граждан и защита этих прав от нарушений со стороны других людей, организаций и органов;
  • решение конфликтов, которые возникают в обществе, законными способами;
  • контроль за соответствием актов, издаваемых государственными органами власти и их должностными лицами;
  • применение юридических мер ответственности за противоправные виновные деяния.

Согласно первой статье ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» такими полномочиями наделены только суды (судьи и присяжные или арбитражные заседатели). Любым другим органам запрещено осуществлять правосудие.

Согласно нормам законодательства о судебной системе Российской Федерации, в систему российских судов входят две группы: федерального уровня и уровня субъекта.

Структура системы

Четвертая статья Закона о судебной системе в Российской Федерации относит к судам федерального уровня следующие:

  1. Конституционный.
  2. Подчиняющиеся Верховному суду, наделенные общей юрисдикцией: верховные республиканские суды, областные и краевые, суды в городах федерального значения, автономных областей и округов, суды районного типа, специализированные и военные.
  3. Подчиняющиеся Высшему Арбитражному суду: федеральные окружные (кассационные), апелляционные типа в субъектах.

В субъектах судебная система Российской Федерации - это два типа судов: конституционные в субъектах и мировые.

Уставная (конституционная) юрисдикция

По нормам законодательства о судебной системе Российской Федерации, систему властных органов субъекты устанавливают самостоятельно. Формирование уставных (конституционных) судов происходит путем издания соответствующих законодательных актов.

Финансирование деятельности соответствующих судов осуществляется за счет соответствующего бюджета. Судебная система субъектов Российской Федерации устроена таким образом, что осуществление софинансирования со стороны федерального бюджета не предусмотрено. Целью создания этих учреждений является нормоконтроль и толкование уставов и конституций в субъектах Федерации. Следует отметить, что не во всех субъектах такие типы судов имеют место.

Общая юрисдикция

Закон о судебной системе Российской Федерации определяет группы полномочий различных судов этой системы в сфере различных видов разбирательства.

Верховные республиканские, областные и краевые суды, а также суды в городах, имеющих федеральное значение, располагаются выше районных. Они рассматривают дела как первая и надзорная инстанции.

Организация судебной системы Российской Федерации определяет, что все указанные суды располагаются под Верховным Судом в Российской Федерации.

Арбитражная юрисдикция

В арбитражную судебную систему Российской Федерации входят органы судебного типа, которые разрешают споры экономического характера и иные дела, отнесенные Арбитражным процессуальным кодексом к их компетенции.

Учреждения арбитражного типа являются специализированными органами, так как рассматривают споры между организациями и иными экономическими субъектами.

Основы судебной системы Российской Федерации закрепляют положение о том, что арбитражная судебная система является гарантией хозяйственной независимости и самостоятельности организаций, невмешательства в их деятельность государства, развития и охраны предпринимательства, соблюдения баланса предпринимательских и общественных интересов.

Принципы устройства и работы

Структура судебной системы Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов) построена на конкретных принципах конституционного типа. Они определяют не только организацию деятельности судов и судей, но и выступают гарантом правосудия в России.

Основных конституционных базовых принципов четыре:

  1. Независимость судебной ветви власти от других властных органов.
  2. Гласность и открытость разбирательств.
  3. Равенство всех физических либо юридических лиц и государственных органов перед органом суда, принцип свободного доступа к правосудию.
  4. Равноправие и состязательность сторон.

Независимость

Вся судебная система (Конституционный суд Российской Федерации, иные высшие и нижестоящие суды) независима от исполнительной и законодательной властных ветвей. Власть судебного типа возлагается на всю совокупность органов, осуществляющих судопроизводство. Эти органы разрешают каждое конкретное дело самостоятельно, не основываясь на чьем-то волеизъявлении, руководствуясь положениями Конституции и законов.

Реализация принципа независимости судей выражается в том, что они принимают и оценивают представляемые сторонами материалы (доказательства) и принимают самостоятельные решения относительно их достоверности, а также правоты заявителя. В основе решений лежат нормы закона и внутренние убеждения.

При отправлении правосудия судьи опираются также на другие принципы: равенство людей перед судебным органом и законом, право получить защиту, принцип заведомой невиновности лица и так далее. С другой стороны, суды защищены законом от вмешательства органов государственного типа и их сотрудников или других субъектов права.

К примеру, при причинении вреда здоровью и жизни человека, в процесс привлекается прокурор. Он выносит свое решение о мерах и пределах наказания в отношении виновного лица. Суд учитывает мнение прокурора, но решение, тем не менее, принимает самостоятельно. В уголовном процессе дополнительно участвуют присяжные заседатели, которые выражают свое мнение, но не влияют на итоговое решение суда.

Лица, которые были признаны виновными в оказании неправомерного воздействия на судью или присяжных заседателей, а также в иных видах вмешательства в судебную деятельность, несут административную или уголовную ответственность на основании федеральных законов. Если лицо было уличено в присвоении полномочий властного характера, наказание накладывается в соответствии с уголовными нормами.

Независимость суда базируется на качественном уровне обеспечения материально-техническими средствами самих судов и их работников. Согласно нормам российской Конституции, судебное финансирование осуществляется из бюджета федерального уровня. 124 статья Конституции определяет, что финансирование подобной деятельности должно давать судам возможность независимого и полного отправления правосудия в полном соответствии с законодательными нормами.

Принципы открытости и гласности

Система судебных органов Российской Федерации базируется на открытости и гласности судопроизводства. Эти принципы являются средствами контроля общественности за осуществлением правосудия. Все действия процессуального характера (за исключением процедуры судебного совещания при принятии решения относительно предмета спора) совершаются в большинстве случаев открыто в судах всех уровней (от высших до мировых).

Конституционные нормы предусматривают случаи проведения закрытых судебных заседаний, которые закреплены в соответствующих федеральных законах. Например, в гражданском процессе закрытые судебные заседания проводятся по определенному кругу дел.

В этот список входят дела, которые связаны с тайной государственного характера, тайной удочерения (усыновления) ребенка, а также ходатайства одной из сторон о том, что гласность процесса может спровоцировать нарушение тайны коммерческого типа, неприкосновенности личной жизни определенных людей. Сюда также относятся другие обстоятельства, оглашение которых при посторонних лицах может стать помехой надлежащему рассмотрению дела, вызвать разглашение различных тайн коммерческого или иного типа или нарушить права и интересы людей (в согласии с первой частью десятой статьи ГПК).

Открытость и гласность судопроизводства являются важнейшими показателями реализации принципа демократизма судебного разбирательства, обеспечивая доступ граждан к правосудию с правом следить за проведением процессов и распространять полученные сведения различными способами.

Принцип равенства всех перед органом и законом

Вся система судебной власти в Российской Федерации действует согласно принципу общего равенства субъектов перед судебным органом и законом. Реализация этого принципа выражается в том, что каждый гражданин может привлекаться к разбирательству органами власти на одинаковых основаниях в порядке, который предусмотрен законами федерального уровня.

Для судов нет привилегированных органов или лиц, участвующих в судебном процессе в качестве одной из сторон дела, независимо от их государственной, расовой, социальной, политической или национальной принадлежности, а также от их должностного или имущественного положения, происхождения, места проживания или рождения, религиозных убеждений, отношения к политике и прочим основаниям.

Принцип субъектного равенства перед судом и законом закреплен седьмой статьей конституционного федерального закона № 1-ФКЗ.

Исключениями из указанного принципа являются особые основания и правила привлечения к ответственности российского Президента, депутатов в Государственной Думе, членов Совета Федерации, а также самих судей. Отличия в привлечении указанных субъектов к ответственности определяются принципом неприкосновенности.

Эти исключения носят публично-правовой характера, служат интересам общества и являются важными гарантиями реализации указанными лицами полезных для общества функций и осуществления деятельности профессионального уровня, исходя из интересов каждого члена общества.

Принцип равенства всех перед судебным органом и законом выражается в том, что каждый гражданин вправе обращаться за правовой защитой своих интересов и прав в суд. Также равенство выражается в тождественности оснований юридического типа ответственности для всех субъектов разбирательства, в единстве процессуальных правил для сторон дела и предоставлении равных гарантий их прав.

Возможность каждого гражданина участвовать в реализации правосудия - это одновременно и принцип судопроизводства, и одно из закрепленных в российской Конституции прав гражданина и человека (32 статья Конституции).

Законодательство наделило граждан правом участвовать в отправлении правосудия в роли заседателей (присяжных либо арбитражных), общественных обвинителей или общественных защитников. Наряду с этим, участие гражданина в качестве заседателя (присяжного либо арбитражного) - гражданская обязанность каждого человека. Реализация этой обязанности также определена соответствующими федеральными законами.

Принцип равенства и состязательности сторон

Этот принцип закреплен в третьей части 123 статьи российской Конституции. Согласно ему, стороны имеют право предоставлять судебному органу доказательства, принимать участи в их исследовании, заявлять отводы и ходатайства и так далее.

Функции защиты, обвинения и разрешения дел уголовного характера разделены и не могут возлагаться на одно должностное лицо или один орган. Обвинительную сторону представляют потерпевший, прокурор и обвинитель общественного типа; сторону защиты - подсудимый, государственный защитник и представитель. В гражданском процессе стороны делятся на гражданских истцов и ответчиков (и (или) их представителей).

Функция разрешения гражданских, административных и уголовных дел отделена от вышеуказанных сторон и принадлежит полностью суду. Судья обязан выслушать всех участников процесса, получить доводы и возражения, исследовать доказательства и прочее.

Он не принимает ничью сторону, основывая свое решение на нормах закона и представленных доказательствах. Суд обязан предоставить сторонам все условия для того, что они могли выразить свою позицию относительно дела.

Суд как орган правосудия не ведет уголовное преследование лиц, а также не возбуждает уголовные дела. Он вправе вынести решение о проведении некоторых следственных действий, разрешить которые может только подобный орган.

Система судов в России представлена большим количеством судебных органов, которые специализируются на привлечении к ответственности за нарушение интересов и прав граждан и организаций, а также на вынесении отдельных актов специального типа.

В статье были приведены принципы и виды судебной структуры Российской Федерации.

  • 11. Понятие и система принципов правосудия.
  • 12. Принцип законности.
  • 13. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.
  • 14. Осуществление правосудия только судом.
  • 15. Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда.
  • 16. Участие граждан в отправлении правосудия
  • 17. Самостоятельность судов и независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 18. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
  • 19.Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 20. Принцип состязательности процесса и равноправия сторон.
  • 21. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
  • 22. Презумпция невиновности.
  • 23. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии реализации.
  • 24. Гласность судебного разбирательства.
  • 25. Судебная система рф, её структура и признаки.
  • 26. Единство судебной системы.
  • 27. Федеральные суды и суды субъектов рф, их соотношение.
  • 28 Система судов общей юрисдикции (общ. Характеристика).
  • 29. Понятие судебных инстанций.
  • 30. Понятие суда первой инстанции. Суды первой инстанции.
  • 31. Понятие апелляционной инстанции. Суды апелляционной инстанции.
  • 32. Понятие кассационной инстанции. Суды кассационной инстанции.
  • 33. Понятие надзорной инстанции. Суды надзорной инстанции.
  • 34. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».
  • 35. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
  • 36. Районный суд. Состав, полномочия.
  • 37. Председатель районного суда, его права и обязанности.
  • 38. Областной и равный ему суд. Полномочия, состав, структура.
  • 39. Президиум верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.
  • 40. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: его полномочия.
  • 41. Судебные коллегии Верховного суда республики краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.
  • 42. Военные суды. Понятие, система, полномочия.
  • 43. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.
  • 44. Окружной (флотский) военный суд. Состав, структура, полномочия.
  • 45. Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 46. Верховный Суд рф. Структура и полномочия.
  • 47. Пленум Верховного Суда рф. Состав и полномочия. Разъяснения Пленума вс рф по вопросам судебной практики, их значение.
  • 48. Президиум Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия
  • 49. Кассационная коллегия вс рф.
  • 50. Судебный коллегии вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 51. Председатель вс рф, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.
  • 52. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания) и полномочия.
  • 53. Конституционный Суд рф. Полномочия и место в судебной системе рф. Состав суда.
  • 54. Решения Конституционного Суда рф, их юридическое значение.
  • 55. Арбитражные суды рф. Их система, задачи и полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.
  • 56.Статус судей в рф. Общая характеристика.
  • 57. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.
  • 58. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.
  • 59. Недопустимость вмешательства в деятельность суда.
  • 60. Порядок назначения судей.
  • 61. Приостановление полномочий судей.
  • 62. Прекращение полномочий судей.
  • 63. Отставка судей.
  • 63. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.
  • 64. Органы судейского сообщества.
  • 66. Квалификационные коллегии судей, порядок их формирования и полномочия.
  • 67. Судебный департамент при вс рф. Система и полномочия. Роль Судебного Департамента в кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судов.
  • 68. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.
  • 69. Судебные приставы, их виды и полномочия.
  • 70. Требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава.
  • 71. Органы предварительного расследования, их задачи.
  • 72. Органы предварительного следствия. Их задача, система и полномочия.
  • 73. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.
  • 74. Оперативно-розыскная деятельность (орд). Понятие, задачи, органы ее осуществляющие.
  • 75. Прокуратура рф. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.
  • 76. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.
  • 77. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • 78. Принцип законности в организации и деятельности прокуратуры.
  • 79. Единство и централизация органов прокуратуры.
  • 80. Принцип независимости прокуратуры.
  • 81. Гласность в деятельности прокуратуры.
  • 82. Понятие отраслей прокурорского надзора, их система.
  • 83. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • 84. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора.
  • 85. Надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • 86. Полномочия прокурора по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания.
  • 87. Полномочия прокурора по надзору в местах лишения свободы, местах содержания задержанных и заключенных под стражу.
  • 88. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами.
  • 89. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.
  • 90. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
  • 91. Система и задачи органов военной прокуратуры.
  • 92. Генеральная прокуратура рф. Состав и структура.
  • 93. Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 94. Коллегия в органах прокуратуры.
  • 95. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей.
  • 96. Назначение прокуроров на должность, их подотчетность. Основания освобождения прокуроров от должности.
  • 97. Генеральный прокурор рф, порядок его назначения, полномочия.
  • 98. Прокурор субъекта рф. Порядок его назначения и полномочия.
  • 99. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
  • 100. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре рф.
  • 101. Права и обязанности адвоката.
  • 102. Статус адвоката (приобретение, приостановление, прекращение).
  • 103. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основания и порядок.
  • 104. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
  • 24. Гласность судебного разбирательства.

    Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах

    открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях,

    предусмотренных федеральным законом.

    Смысл данного принципа состоит в возможности присутствия граждан при

    разбирательстве судебных дел. Возможность присутствия публики в зале

    судебного заседания свидетельствует о демократизме правосудия, не позволяет

    допускать какого-либо процессуального упрощенчества, требует от судей

    ответственного отношения к тому, чтобы решения, принятые в рамках открытого

    судебного процесса были максимально обоснованными и убедительными.

    Исключения из этого принципа, как уже было отмечено, могут

    устанавливаться не иначе как федеральным законом. Например, согласно ч. 2 ст.

    241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается на основании

    определения или постановления суда в случаях, когда: разбирательство

    уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной

    охраняемой федеральным законом тайны; рассматриваются уголовные дела о

    преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

    рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой

    неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может

    привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников

    уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

    этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного

    разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

    Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и

    иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании

    только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и

    исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и

    при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей,

    киносъемки, носящих личный характер. Кроме того, при рассмотрении уголовных

    дел лицо в возрасте до шестнадцати лет, если оно не является участником

    уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания только с

    разрешения председательствующего.

    В случае проведения закрытого судебного разбирательства должны в

    полном объеме соблюдаться все нормы процессуального закона, а принятое в

    закрытом заседании решение всегда оглашается публично.

    Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право

    делать письменные заметки по ходу судебного заседания, фиксировать его с

    помощью средств звукозаписи. Кино- и фотосъемка, видеозапись, а также

    трансляция судебного заседания суда по радио и телевидению допускается с

    разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании.

    25. Судебная система рф, её структура и признаки.

    Судебная система РФ – это совокупность всех судов России, созданных на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» и уполномоченных посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства в пределах своей компетенции осуществлять судебную власть.

    Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и федеральные арбитражные суды. Судами субъектов Федерации являются: конституционные суды субъектов Федерации и мировые судьи.

    Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются федеральными законами. Должности мировых судей и конституционные суды субъектов Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Федерации.

    Создание чрезвычайных судов в РФ запрещено Конституцией РФ, т.к. их существование ставит под угрозу соблюдение прав и законных интересов участников процессуальных правоотношений.

    Признаки судебной системы РФ:

      Единство, которое обеспечивается:

      ее конституционным закреплением;

      действием на всей территории РФ единых принципов и правил судопроизводства;

      единообразием применения всеми судами российского законодательства и норм международного права, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

      обязательностью исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

      законодательным закреплением единства статуса судей;

      финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

      Специализация судов: в системе выделяется три организационно обособленные группы судебных органов. Это связано с различием тех дел, которые разрешают эти суды. Внутри подсистем возможна специализация. Например, в подсистеме судов общей юрисдикции выделяются специализированные военные суды.

      Подведомственность. В связи с этим законодательно закрепляются различия правил судопроизводства – ГПК РФ и АПК РФ.

      Территориальный принцип построения – отражается в названии судебных органов, в правилах использования языка судопроизводства.

      Наличие звеньев судебной системы – группа судебных органов, действующих на равнозначных территориях и наделенных равнозначными полномочиями.

      Истанционность, т.е. деление судов на вышестоящие и нижестоящие.