Из мупа в ао. Преобразование МУП в ООО — пошаговая инструкция

Продажа

"Бухгалтерский бюллетень", N 2, 2005

Понятие унитарного предприятия раскрывается в §4 гл.4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст.113 - 115). Основным документом, регулирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).

Итак, унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия.

Государственное унитарное предприятие (ГУП) создается по решению уполномоченного государственного органа и его имущество находится в государственной собственности. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) создается по решению уполномоченного органа местного самоуправления и его имущество находится в муниципальной собственности. Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это имущество является неделимым и не может быть распределено, в том числе между работниками предприятия. Собственник - власть: федеральная или городская. Собственник назначает руководителя, который ему полностью подотчетен. Поскольку МУПы и ГУПы являются коммерческими организациями, основная их цель - извлечение прибыли (ст.50 ГК РФ).

Итак, унитарное предприятие может быть основано как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления (казенное предприятие). И в том, и в другом случае учредительным документом является устав организации, и в том, и в другом случае главная цель - приносить собственнику прибыль. Различие между этими двумя вариантами - в степени свободы, которую может себе позволить такое предприятие.

Если имущество находится в хозяйственном ведении, то ограничения налагаются только на права предприятия в отношении недвижимого имущества: предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог принадлежащее ему недвижимое имущество, вносить в качестве вклада в уставный капитал или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Но остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно. Эти положения содержатся в ст.295 ГК РФ. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия (ст.114 ГК РФ), ведь он не вмешивается в текущую деятельность, предоставив организации самой разбираться и с дебиторами, и с кредиторами. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной ст.12 Закона N 161-ФЗ, а это 5000 МРОТ (500 000 руб.).

Если имущество закреплено на праве оперативного управления, то власть собственника гораздо шире. Предприятие пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Причем собственник имеет право изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество. Эти положения содержатся в ст.296 ГК РФ. Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника имущества (ст.297 ГК РФ), хотя производимую им продукцию реализует самостоятельно. Собственник казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества.

Унитарное предприятие независимо от того, какой из двух вариантов имеет место, отвечает по своим обязательствам, но не отвечает по обязательствам собственника имущества.

Надо сказать, что и в первом, и во втором случае унитарные предприятия - довольно зависимые создания, причем это относится как к ГУПам, так и к МУПам. Директор, назначенный высокопоставленным чиновником (человеком далеко не всегда способным к бизнесу) и зависящий от него, практически никогда не чувствует себя свободным в своих действиях. Не всегда чувствует себя свободным и тот чиновник, который командует директором. В уставе унитарных предприятий часто записано, что организация в течение такого-то периода времени обязана перечислить на счет собственника такую-то часть прибыли, и при этом зачастую не принимается во внимание текущая экономическая ситуация. Требования собственника предоставить ему такую-то информацию (причем всегда срочно), принять на баланс такое-то имущество, снять с баланса такое-то имущество тоже не всегда поддаются внятному экономическому обоснованию и объяснению. Но такова доля унитарных предприятий: собственник есть собственник, как ему нужно, так он и сделает.

Варианты реорганизации

Унитарные предприятия могут быть преобразованы (реорганизованы). Преобразуются они, понятно, не по своей воле, и опять-таки их преобразование не всегда является следствием конкретной экономической ситуации. Приказ, указ, постановление - и коммерческая организация безмолвно подчиняется.

Реорганизация унитарного предприятия производится по решению собственников и может осуществляться в следующих формах:

  • слияние двух или нескольких унитарных предприятий;
  • присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
  • выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
  • преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

При любом из этих вариантов унитарное предприятие не позднее 30 дней с даты принятия решения обязано уведомить в письменной форме всех известных ему кредиторов и поместить в органах печати сообщение о таком решении. Приказом МНС России от 29.09.2004 N САЭ-3-09/508@ "Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц" для этих целей учрежден журнал "Вестник государственной регистрации".

Кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

В первых четырех случаях преобразование не затрагивает организационно-правовой формы предприятий. Как до преобразования предприятия были унитарными, так они и остались унитарными после преобразования.

Слияние

В случае слияния унитарных предприятий создается новое унитарное предприятие с переходом к нему прав и обязанностей сливаемых унитарных предприятий, которые как самостоятельные юридические лица прекращают свое существование. Имущество сливаемых предприятий должно принадлежать одному и тому же собственнику. Собственник утверждает передаточный акт, который и является основанием для перехода прав и обязанностей к новому предприятию. Передаточный акт передается в налоговые органы. При слиянии все права и обязанности переходят к новому предприятию. Если при слиянии стоимость активов нового предприятия будет превышать 200 тыс. МРОТ, требуется согласие антимонопольного органа (ст.17 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").

Любые изменения могут быть отражены в учете только после регистрации нового юридического лица. Порядок регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, приведен в ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Подается заявление (форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению"), учредительные документы нового юридического лица, передаточный акт.

Поскольку перед нами новое юридическое лицо, соответственно необходимо издать приказ об утверждении учетной политики нового предприятия. Согласно п.10 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Эта новая учетная политика не обязательно должна совпадать с учетной политикой прежних, уже ликвидированных предприятий. Например , одно из них могло утвердить метод начисления НДС "по оплате", другое - "по отгрузке", а третье вообще воспользовалось правом на освобождение от НДС. Новое предприятие вольно избрать любой способ, но оно должно исполнить обязанности всех присоединенных лиц. В учете этой фирмы такая задолженность будет числиться как переданная при реорганизации.

Возникает новая организация, все имущество которой описано в передаточном акте. Акт должен содержать сведения обо всех передаваемых объектах (с приложением соответствующей документации), прочих активах. Необходимо перерегистрировать нематериальные активы, транспортные средства, ценные бумаги на нового владельца.

Присоединение

При присоединении происходит прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.

Как и в случае слияния, все "действующие лица" должны принадлежать одному собственнику, который и принимает решение о присоединении. Передача имущества присоединяемых предприятий отражается передаточным актом, присоединяемые лица прекращают свое существование в качестве самостоятельных юридических лиц, а их права и обязанности переходят к тому предприятию, к которому осуществляется присоединение. В учете предприятия, к которому осуществляется присоединение, записи о присоединении делаются только тогда, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении существования присоединенного предприятия. Новый устав не утверждается, ведь та организация, к которой произошло присоединение, как работала, так и работает, но, разумеется, в устав могут быть внесены изменения. За этим следует следить, так как изменения могут повлечь за собой изменения в учете. Например , после реорганизации изменится процент отчислений в резервный фонд (капитал). Нет необходимости и утверждать новую учетную политику, но есть уважительная причина сменить существующую учетную политику. В соответствии с п.16 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) изменение учетной политики организации может производиться в случае "существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.". Согласно п.18 этого же ПБУ 1/98 "изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом".

Разделение

Разделение унитарного предприятия является процедурой, обратной слиянию. Предприятие прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям (обычно принадлежащим тому же собственнику). Основанием для оприходования имущества в этих предприятиях является разделительный баланс. Предприятие считается реорганизованным с того момента, когда новые предприятия зарегистрированы в ЕГРЮЛ. Разделенное предприятие ликвидировано, появившиеся вновь созданы и их имущество - это то, что написано в разделительном балансе. Права и обязанности разделенного предприятия переходят к вновь созданным. Какая часть прав и обязанностей перейдет к какому предприятию, решает тот, кто принимал решение о разделении. Если из разделительного баланса неясно, кто является правопреемником, то новые предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного предприятия. Критерием, по которому определяется доля ответственности, будет доля переданного имущества.

Выделение

В случае выделения унитарного предприятия создается одно или несколько унитарных предприятий. К ним частично переходят права и обязанности реорганизованного унитарного предприятия, которое при этом не ликвидируется, а продолжает работать.

Для вновь созданных предприятий жизнь только начинается, и они ведут себя так же, как и любая фирма, только что получившая имущество. У них свой устав, учетная политика и вновь назначенные руководители. Имущество переходит к этим предприятиям в соответствии с разделительным балансом, к выделяемому юридическому лицу переходит часть прав и обязанностей реорганизованного предприятия. Опять-таки, выделившееся предприятие не обязано следовать "традициям" того юридического лица, от которого оно "откололось": определяется самостоятельная учетная политика, самостоятельная политика оценки активов. Но ту часть обязательств юридического лица, которые переданы по разделительному балансу, правопреемник обязан выполнить, тем более что новые предприятия обычно принадлежат тому же собственнику.

Преобразование

В случае преобразования, в отличие от предыдущих случаев, имеет место изменение организационно-правовой формы предприятия. Решение, естественно, принимает собственник, но его будущие права зависят теперь от того, какую организационно-правовую форму примет реорганизуемое общество. Для унитарных предприятий смена организационно-правовой формы - это смена собственника, и на горизонте сразу возникает термин "приватизация". Именно для этих организаций действует Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Кто платит налоги

Согласно Налоговому кодексу налоги платит правопреемник. Статья 50 НК РФ гласит, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемниками, причем независимо от того, знали они о неисполнении их предшественником обязанностей по уплате налога или нет. Пени тоже платит правопреемник. Он же платит и штрафы, но только если они наложены на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Не случайно в ст.87 НК РФ содержится положение, согласно которому разрешается проведение повторных налоговых проверок в случае реорганизации и ликвидации предприятия. То есть к моменту завершения реорганизации правопреемник должен знать, что он правопреемник в части уплаты штрафов. Ведь штрафы наложены на провинившегося, а правопреемник только исполняет обязанность по их уплате. После завершения реорганизации санкциям подвергнуть правопреемника нельзя, потому что санкции налагаются на виновника, а вина не при реорганизации не передается.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица, так что платить налог правопреемникам придется в те же сроки, в какие его бы заплатило то лицо, которое подвергнуто реорганизации. При слиянии правопреемником является возникшее в результате слияния юридическое лицо. При присоединении правопреемником присоединенного юридического лица признается присоединившее его юридическое лицо. При разделении все возникшие в результате разделения юридические лица признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица. А вот при выделении преемственности по уплате налогов не возникает: налоги платит то лицо, от которого "отпочковались" другие предприятия. Но если оно не сможет этого сделать, тогда суд может принудить заплатить налоги и те предприятия, которые выделились. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником является вновь возникшее юридическое лицо.

Поскольку правопреемники "унаследовали" не только обязанности, но и права, они имеют право на зачет излишне уплаченной суммы налога. Считается, что зачет должен производиться в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации. Можно попробовать и вернуть сумму налога: рекомендуется для любителей фантастики и экстремальных видов спорта.

Преобразование унитарного предприятия

В отличие от других видов реорганизации преобразование особенно тщательно регулируется законодательными актами. Кроме уже упомянутого Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" имеется ряд постановлений и распоряжений. Так, существует Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2005 г. (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 26.08.2004 N 1124-р). С момента преобразования унитарное предприятие прекращает свое существование.

Программа приватизации предполагает, что будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, и перечень таких организаций приводится в этом же документе. Исключение составляют стратегические акционерные предприятия, и этот Перечень утвержден Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".

Согласно ст.13 Закона N 178-ФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. преобразование в открытое акционерное общество;
  2. продажа на аукционе;
  3. продажа акций ОАО на специализированном аукционе;
  4. продажа на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
  6. продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Вообще, чаще всего идет речь о преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество. Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента внесения записи о новом предприятии в ЕГРЮЛ. При приватизации составляется передаточный акт, в котором фиксируется текущее состояние активов и обязательств. В нем содержится расчет балансовой стоимости активов, а при создании ОАО приводится информация о количестве и номинальной стоимости акций. Балансовая стоимость передаваемых активов - это вовсе не стоимость по балансу преобразуемого унитарного предприятия. Она определяется как стоимость чистых активов по данным последнего баланса.

Может показаться, что для бухгалтера новое предприятие - это почти что старое, но только с другим названием. Это не так. Имущество приходуется в новом балансе на основании передаточного акта. Поэтому основанием для отражения в учете является не предыдущий баланс, а передаточный акт. В нем перечисляются:

  • объекты недвижимости;
  • прочие основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • денежные средства;
  • материалы;
  • товары;
  • кредиторы;
  • обязательства;
  • прочее.

Основанием для передаточного акта являются результаты инвентаризации предприятия. Порядок проведения инвентаризации регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, причем в акты инвентаризации включается и имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки. На него составляются отдельные описи. Хотя это имущество и не является собственностью предприятия, но у предприятия сохраняются обязательства перед лицами, передавшими это имущество.

По-прежнему действует правило, согласно которому, если суммарная стоимость активов превышает 200 тыс. МРОТ, преобразование осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Оплата производится единовременно. Приобретение в рассрочку (на срок не более года) допускается только в случае продажи без объявления цены.

Существует понятие "золотая акция". Это не акция, это право государства влиять на деятельность предприятия. Это не имеет отношения к количеству акций и не отражается в учете ни на счете 75, ни на счете 80. "Золотая акция" означает, что государство имеет право на участие в управлении открытым акционерным обществом независимо от того, является оно стратегическим или нет.

О.А.Букина

аудитор "Аудит-Стандарт",

преподаватель Московской Школы Экономики

Часто муниципальное унитарное предприятие по своей хозяйственной деятельности и стоимости активов близко к характеристикам ООО. Государственные предприятия могут не приносить прибыль или не быть эффективными в своем роде деятельности. Преобразование МУП в более подходящий вид организации решит эту проблему. О том, как проходит преобразование МУП в ООО, мы расскажем в нашем материале.

Нужно составить промежуточный бухгалтерский баланс и оформить документы на земельный участок ( №178-ФЗ). Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия. Далее следует определить, что относится к имущественному комплексу предприятия, какие объекты приватизируются, какие нет (таковые остаются в собственности муниципального образования согласно статье 30 №178-ФЗ). Также нужно определить балансную стоимость приватизируемых активов МУП и размер равного ей уставного капитала.

Аудиторская компания по договору с организаторами преобразования проводит проверку деятельности предприятия.

4. Уведомление кредиторов. У кредиторов есть 30 дней, чтобы потребовать прекращения или исполнения обязательств, а также возмещения убытков.

5. Размещение в СМИ информации о преобразовании.

6. Инвентаризация и составление акта инвентаризации.

7. Составление передаточного акта ( №178-ФЗ).

Он основывается на акте инвентаризации, аудиторском заключении, земельных документах и содержит информацию обо всем приватизируемом имуществе МУП, а также о размере и номинальной доле учредителя ООО. Передаточный акт подписывается руководителем МУП, с одной стороны, и руководителем ООО, с другой.

8. ООО – новое юридическое лицо, нуждающееся в . Реорганизация считается завершенной, когда новое ООО будет зарегистрировано.

Генеральным директором нового ООО становится руководитель приватизируемого МУП. Если сотрудники не против, они продолжают работать по своим трудовым договорам. Учитывая то, что весь уставный капитал ООО принадлежит муниципальному образованию, члены общества не могут покупать доли в приватизируемом уставном капитале. Реорганизация МУП позволяет ему работать с большей эффективностью, но сам процесс требует аккуратности.

Общую характеристику термину дает . Допустимыми формами реорганизации признаны слияние, разделение, преобразование, выделение и присоединение. Основанием процедуры является решение собственников. Однако в некоторых случаях разрешается проводить процедуру принудительно – по судебному акту (п. 2 ст. 57 ГК РФ , ст. 29 и 34 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Так, с иском могут обратиться представители антимонопольного органа (п.6 ст. 23 закона 135-ФЗ от 26.07.06). Разбирательства с участием ФАС РФ связаны с угрозой нарушения принципов добросовестной конкуренции.

Важно! Что такое реорганизация, в гражданском законодательстве не поясняется. Практикующим юристам приходится довольствоваться косвенными характеристиками.
Ключевыми принципами перевода МУП в частную собственность являются:

  1. Возмездность. Если конечным владельцем предприятия становится третье лицо, в местный бюджет зачисляется выкупная стоимость. Цена должна соответствовать рыночным показателям.
  2. Формальность. Каждый этап процедуры документируется. Регистрация всех изменений производится в налоговых органах. В случае передачи недвижимого имущества, записи вносят и в ЕГРП.
  3. Общественный контроль. Информация о реорганизации публикуется в открытых источниках.

Основной особенностью преобразования является преемственность. Имущество, права и обязанности МУП переходят к хозяйственному обществу. За работниками сохраняются места, а сделки с контрагентами исполняются в штатном режиме (ст. 58 ГК РФ).

Сравнительная характеристика

Целью реорганизации является повышение экономической эффективности. Имущественные комплексы, оборудование и земельные участки после передачи в частную собственность приносят большую прибыль. Причиной такого явления становится юридическая разница между МУП и ООО.

Особенности правового статуса Муниципальное предприятие Общество с ограниченной ответственностью
Управление и распоряжение активами МУП не признается собственником вверенного имущества. Без специального одобрения предприятия могут отчуждать только движимые вещи. Продавать, передавать в залог или аренду недвижимость без одобрения местных чиновников нельзя (ст.18 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Это существенно ограничивает коммерческую активность. Каждая крупная сделка требует длительного согласования Фирмы являются полноправными собственниками основных средств. Руководитель наделен широкими распорядительными полномочиями. Только крупные сделки одобряются собранием учредителей. При этом созывать собственников разрешено вне утвержденного графика (глава 3 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Сфера деятельности Предприятие обязано работать по направлениям, указанным в уставе. Оперативно переориентироваться на экономически перспективные сегменты объединение не может. Задания ставит местная администрация, а прибыль далеко не всегда является главной целью (ст. ст. 2, 3 и 9 закона 161-ФЗ от 14.11.02.) Сфера хозяйственной деятельности закрепляется в уставе ООО. В документе используют общие формулировки, охватывающие сразу несколько отраслей. Для реализации принципиально новых проектов собственникам достаточно вынести решение. Директору остается лишь зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ (ст. 12 , 13 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Отчетность обязывает публиковать бухгалтерский баланс и прочие документы предприятия в открытых источниках Отчетность не публикуется

Приватизация в форме реорганизации имеет свои плюсы и минусы. Преимуществом является вывод на рынок действующего коммерческого комплекса. К деятельности приступает предприятие с историей, оборотами, штатом специалистов и деловыми связями. Тратить время на становление бизнеса не нужно. Недостатками следует считать предельную формализацию, длительность и внушительные издержки.

Требования для преобразования жесткие. Реорганизация в ООО возможна, если показатели МУП не выходят за рамки ст. 4 закона 209-ФЗ от 24.07.07 :

  • трехлетний доход – не более 800 миллионов рублей;
  • численность персонала за тот же период – до 100 человек.

Нельзя приватизировать муниципальные предприятия, имущество которых изъято из гражданского оборота. Под запретом остаются некоторые объекты социальной, культурной, коммунальной сферы. Полный перечень таких активов приведен в пункте шестнадцать письма Министерства имущества РФ № АБ-2/10099 от 06.06.02 .

Порядок действий

Пошаговая инструкция содержится в третьей главе закона 178-ФЗ от 21.12.01 . Процедура проводится поэтапно.

Стадия реорганизации Характеристика Примечание
Составление прогнозного плана Подготовительным этапом перевода муниципальных предприятий в частную собственность является планирование. Местные власти утверждают перечень объектов, подлежащих приватизации в текущем году. Иногда прогнозный план разрабатывают на период в несколько лет. В текст включают основные направления приватизационной политики, способы, порядок оценки имущества и информационного обеспечения процесса. Обязательной является характеристика объектов. В перечне указывают официальное наименование предприятий, совокупную площадь недвижимого комплекса, его местонахождение и балансовую стоимость При разработке документа местные чиновники опираются на правительственные правила № 806 от 26.12.05 . Примером может служить постановление городской администрации Екатеринбурга № 2186 от 03.11.16
Формирования правового базиса Следующим шагом становится издание распоряжений организационного плана. Местная администрация должна определить орган, ответственный за приватизацию муниципального имущества. В обязательный пакет документов входят распоряжение о привлечении аудиторов, решение о начале реорганизации предприятия в хозяйственное общество и приказ о предоставлении передаточного акта. Отдельные поручения выдают руководителям МУП. Директорам приказывают провести инвентаризацию, оформить документы на землю, составить промежуточные балансы и списки активов, не подлежащих приватизации Организационно-распорядительный этап осуществляется за счет средств бюджета. Руководитель выполняет поручения на деньги реорганизуемого муниципального предприятия. Последовательность действий утверждается местным нормативным актом. Примером такового может служить решение Думы города Калуги № 73 от 30.05.12
Инвентаризация для приватизации Правила определения стоимости активов установлены ст. 12 закона 178-ФЗ . С этой целью руководителем предприятия формируется специальная комиссия. В инвентарных ведомостях отражают сведения обо всем движимом и недвижимом имуществе, денежных средствах, правах требования и обязательствах. Бесхозные ценности принимают к учету по правилам статьи 225 ГК РФ . В отдельные описи включают арендованные объекты или вещи, переданные на хранение. Непригодные к использованию активы списывают Руководствоваться следует ст. 11 закона № 402-ФЗ от 06.12.11 и методическими указаниями Минфина России № 49 от 13.06.95
Информирование кредиторов и СМИ Комиссия рассылает уведомления контрагентам о предстоящей реорганизации. Деловые партнеры вправе потребовать досрочного исполнения обязательств и покрытия убытков (ст. 60 ГК РФ). Дополнительно сообщение о преобразовании публикуется в открытых источниках Размещение информации в СМИ не освобождает комиссию от необходимости рассылки письменных уведомлений. Порядок закреплен пунктом 7 ст. 29 закона 161-ФЗ от 14.11.02
Аудиторская проверка По итогам расчетов с кредиторами составляется промежуточный баланс. После проставления отметки в налоговой инспекции этот документ передают в администрацию муниципального образования. Он становится основой для определения приватизационной стоимости имущества (п. 2 ст. 11 закона 178-ФЗ). Обязательным условием дальнейшего преобразования является положительное заключение аудиторов. Отчетность оценивают на предмет достоверности и полноты Юридическим базисом этапа становится закон № 307-ФЗ от 30.12.08
Оформление прав на землю Одновременно с предприятием в частную собственность переводят участки. Приватизации подлежит территория, занимаемая объектами недвижимости, а также земли, находящиеся в аренде или бессрочном пользовании МУП. Предоставление участков регистрируется в ЕГРП (п. 1 ст. 131 ГК РФ) Порядок отчуждения земли при приватизации муниципальных предприятий установлен ст. 28 закона 178-ФЗ
Принятие решения По итогам рассмотрения аудиторского заключения и промежуточного баланса местная администрация издает распоряжение о реорганизации в ООО. В документе закрепляют сроки и порядок преобразования конкретного МУП. Утверждению подлежит полный перечень активов, условия их передачи хозяйственному обществу, сроки, способы оплаты, возможность отсрочки, а также иные процедурные аспекты. В течение 10 суток с момента издания акт публикуется в мировой сети. Если собственником хозяйственного общества могут стать частные юридические или физические лица, объявляется стартовая цена. В документе указывается порядок проведения торгов Требования к решению изложены в ст. 14 и 15 закона 178-ФЗ
Составление передаточного акта Правила оформления документа приведены в ст. 11 закона 178-ФЗ . В перечень ценностей, передаваемых правопреемнику, включаются недвижимость, транспорт, имущественные права и прочее. Здесь же указывают оспариваемые сторонами требования (ст. 59 ГК РФ). В акте должен содержаться исчерпывающий список обязательств. Балансовая стоимость активов определяется с опорой на бухгалтерские документы. Земельные участки передаются по кадастровой цене. Форму акта разрабатывают самостоятельно по правилам бухгалтерского учета Размер уставного капитала правопреемника при реорганизации МУП должен быть равен стоимости передаваемых активов. Сумма указывается в передаточном акте (п. 1 ст. 11 закона 178-ФЗ). Имущество, не подлежащее приватизации, изымается собственником
Регистрация ООО Завершающий этап сводится к разработке устава и учредительных документов хозяйственного общества. На пост директора, как правило, назначают экс-руководителя МУП. На его плечи ложится постановка правопреемника на государственный учет. Запись в ЕГРЮЛ вносят на основании заявления Р12001 (распоряжение налоговой службы № ММВ-7-6/25@ от 25.01.12) Порядок регистрации ООО, созданного в результате реорганизации установлен статьей 15 закона 129-ФЗ от 08.08.01

Коротко о сроках

Реорганизация муниципального предприятия – процесс трудоемкий и длительный. На реализацию прогнозного плана уходят месяцы и годы. Во избежание волокиты в законе были установлены четкие временные границы для совершения тех или иных действий.

  1. Информирование о приватизации. Сведения о результатах выполнения программ местные власти обязаны публиковать в сети ежегодно – до 1 марта (ст. 10 закона 178-ФЗ).
  2. Внесение записи о реорганизации МУП. Уведомить налоговый орган о переходе к преобразованию руководитель муниципального предприятия обязан в течение 3 суток. Извещение Р12003 отправляют с приложением копии распоряжения администрации. Срок отсчитывают с момента издания соответствующего документа (13.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01).
  3. Утверждение промежуточного баланса. Передать результаты инвентаризации собственнику директор МУП может после истечения времени, отведенного кредиторам на предъявление претензий. Исчисляют срок с момента публикации сообщения в открытых источниках – 30 суток. При возникновении споров отсчет ведут со дня вручения письменного уведомления.
  4. Непосредственная регистрация ООО. Постановка правопреемника на государственный учет осуществляется налоговыми органами в течение 5 рабочих суток (ст. 8 закона 129-ФЗ от 08.08.01).

Дополнительного времени может потребовать оформление прав хозяйственного общества на недвижимость. Основанием регистрации станет передаточный акт и документы о реорганизации. Сроки внесения записей в ЕГРП зависят от типа объекта, способа подачи заявления и содержания права (ст. 16 закона 218-ФЗ от 13.07.15).

В завершение отметим чрезвычайную трудоемкость процесса. Реорганизация муниципального предприятия в частную фирму без привлечения квалифицированных специалистов невозможна.

Процесс преобразования МУП в ООО – один из способов приватизировать гос. имущество. Реорганизацию проводит администрация конкретного муниципального образования. Ею же регулируются сроки проведения и ход самой процедуры.

Чтобы преобразовать МУП, нужно, чтобы число сотрудников в нем или же размер прибыли за последние 36 месяцев подходили под требования законодательства к малому и среднему предпринимательству.

Законодательное регулирование

Процесс регулируется несколькими законодательными актами:

  1. ГК РФ.
  2. Федеральными законами.
  3. Подзаконными НПА на городском или областном уровне.

Условия для преобразования

Прежде всего, имущество, которое вы хотите приватизировать, нужно зафиксировать в передаточном акте. Обязательно нужно провести ревизию всего имущества, которое имеется в МУП. При этом отметим, что муниципальное унитарное предприятие – компания коммерческого типа и права собственности на закрепленное имущество она не имеет.

После того как ревизия будет проведена, акт, составленный по ее результатам, должны проверить аудиторы. Это позволяет предотвратить возможное хищение имущества.

Также специалисты по аудиту проверяют, насколько правильно выставлена стоимость балансового имущества, отданного в руки частников.

Доход, который поступит в соответствующий бюджет от приватизации объекта, должен быть равен стоимости объекта в реальности.

Что приватизировать нельзя

  • Имущество, которое изъяли из оборота;
  • Объекты, которые принадлежат социальной, культурной или сфере ЖКХ;
  • Объекты, которые в обязательном порядке должны принадлежать государству, либо находиться в коммунальной собственности.

Пошаговая инструкция по преобразованию

Весь процесс реорганизации состоит из нескольких шагов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Шаг 1. Принимаем решение о преобразовании.

Его принимает местный орган самоуправления либо судебная инстанция.

В решении фиксируется:

  • Характеристика всего имущества;
  • Способ, которым проводят приватизацию;
  • Стоимость объекта приватизации;
  • Возможен ли или рассрочка для тех, кто захочет приобрести предприятие.

Также в решении нужно упомянуть:

  • Имущество, не подлежащее приватизации;
  • Список тех объектов, которые приватизировать можно.

Шаг 2. Составляем план приватизации.

В нем определяем сроки проведения ревизий и других мероприятий.

Кроме того, план необходим для:

  • Проведения инвентаризации без нарушений;
  • Более полного анализа экономической деятельности предприятия аудиторами;
  • Повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

В план нужно включить следующие пункты:

  • Экономическое обоснование процедуры;
  • Основные мероприятия;
  • Как будет отчуждаться имущество: в пользу частного лица или компании;
  • Порядок формирования цены на объекты.

Шаг 3. Оцениваем имущество.

Для этого составляется промежуточный и оформляется документация на земельный участок. Затем аудиторы осуществляют проверку всей деятельности предприятия. Затем определяется балансовая стоимость активов. Только после этого формируют передаточный акт.

Шаг 4. Уведомляем кредиторов.

Если аудиторы выявляют, что вы использовали кредитные средства, то всех кредиторов ставят в известность о процессе преобразования МУП.

При этом:

  • Комиссия по реорганизации ставит в известность ФНС в трехдневный срок;
  • Сообщает кредиторам в письменном виде о начале процесса реорганизации. На это отводится 5 дней.

Шаг 5. В СМИ размещаем информацию о преобразовании.

Процесс приватизации во избежание различных нарушений должен контролироваться общественностью. Для этого информация о процедуре преобразования размещается в Вестнике госрегистрации . Публикация осуществляется 1 раз в две недели.

Шаг 6. Проводим инвентаризацию.

Если на предприятии нет комиссии, которая занимается проведением инвентаризаций, ее следует создать. Руководитель утверждает ее состав, а сам возглавляет комиссию. В процессе ревизии проверяют, все ли имущество в наличии.

При этом:

  1. Если выявляются ценности, которые не были оприходованы, их оценивают и вносят на баланс предприятия.
  2. Имущество, признанное непригодным для дальнейшего использования, списывают.

Шаг 7. Составляем передаточный акт.

Чтобы он был составлен верно, в него нужно включить следующую информацию:

  • Список имущества, которое подлежит приватизации;
  • Список всех кредиторов (если таковые имеются);
  • Информация о земельных участках;
  • Размер балансовой стоимости имущества;
  • Сумма , которое будет создано.

Шаг 8. Создаем новое ООО.

Это завершающий этап преобразования. ООО, которое будет создано, является юрлицом, требующим регистрации. Для этого нужно внести изменения в .

С этой целью вы подаете в ФНС заявление, в котором указываете:

  • предприятия;
  • Название предприятия полностью;
  • Полный адрес вместе с почтовым индексом;
  • Причину, по которой вносятся изменения;
  • Информацию обо всех участниках ООО;
  • Данные паспорта каждого учредителя;
  • Данные об имуществе предприятия, находящемся в залоге.

На основании этого заявления происходит регистрация преобразования МУП в ООО. А вы получаете на руки документ, подтверждающий регистрацию изменений.

Чаще всего гендиректором вновь созданной компании становится руководитель МУП. Что касается сотрудников, то если у них нет возражений, остаются в силе их , заключенные ранее.

Собственником уставного капитала созданного ООО является муниципальное образование, а это значит, что участники общества покупать доли в УК не смогут.

Заключение

Процесс преобразования МУП в ООО позволяет повысить эффективность работы предприятия. Кроме этого, снижается количество предприятий, которые не приносят прибыли, либо деятельность которых не соответствует изначально заявленным целям.

Преобразование в данном случае – хороший выход, главное не допускать нарушений при его проведении.

Источник: «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера»


Вопрос. В декабре 2005 г. директор МУП «Коммунтехобслуживание», сославшись на неэффективную работу предприятия, создал на его базе общество с ограниченной ответственностью (ООО) с одноименным названием и стал его директором. Имущество МУП было передано городским исполнительным органом власти в аренду созданному ООО. Был назначен директор (он же по совместительству главный инженер). Работникам бывшего МУП предложили не писать заявления на увольнение, а перейти в образованное ООО.

Правомерны ли решения исполнительного органа власти города относительно разрешения организовать ООО на базе МУП ?

Ответ.

1. О правомерности создания директором МУП общества с ограниченной ответственностью.

Из вопроса не ясно, состоял ли директор МУП в этой должности на момент создания ООО и являлся ли он его учредителем или руководителем либо был только идейным вдохновителем. Если являлся, то его действия неправомерны с точки зрения Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ). Статьей 21 Федерального закона № 161-ФЗ руководителю унитарного предприятия запрещено быть учредителем (участником) юридического лица; занимать какую-либо должность и вести другую оплачиваемую деятельность (в т. ч. в коммерческих организациях), за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности; также запрещено заниматься предпринимательской деятельностью; быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.

Во всех остальных случаях Закон не запрещает физическому лицу (в т. ч. бывшему директору унитарного предприятия) создавать хозяйственные общества.

2. О создании ООО на базе МУП и передаче имущества последнего в аренду обществу с ограниченной ответственностью.

В соответствии со ст. 295 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ унитарное предприятие не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Это имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом № 161-ФЗ и строго ограничены рамками закона. Поэтому собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не вправе передавать его в аренду либо распоряжаться им каким-либо иным образом, в т. ч. изымать имущество из хозяйственного ведения без согласия предприятия, а также с согласия предприятия, если такие действия нарушают права третьих лиц, например кредиторов предприятия.

Данное положение закреплено также п. 40 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и подтверждается судебной практикой (например, постановлениями Президиума ВАС РФ от 31.07.01 № 1198/01; от 30.01.02 № 6323/01; Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.09.03 № КГ-А40/6280-03; Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.07.05 по делу № 14-150-2005/46/14 и др.).

Принимая решение о создании ООО ″на базе″ МУП , муниципалитет города должен был определить судьбу последнего: принять решение о его ликвидации либо реорганизации, изъять имущество из хозяйственного ведения МУП в казну города и лишь затем передать его в аренду для использования по назначению.

При принятии органом местного самоуправления решения о предоставлении казенного имущества в аренду хозяйственному обществу необходимо учитывать положения п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», запрещающие администрации муниципального образования необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.

Таким образом, действия органа местного самоуправления по предоставлению муниципального имущества в аренду хозяйствующим субъектам без проведения конкурса могут быть признаны неправомерными именно с точки зрения антимонополького законодательства.

Реорганизация МУП ЖКХ в ООО (часть 2)

3. О переводе работников МУП в образованное ООО.

В соответствии с п. 5 ст. 77 ТК РФ одним из оснований прекращения трудового договора является перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность). При этом перевод на постоянную работу в другую организацию допускается только с письменного согласия работника (ст. 72 ТК РФ) с соблюдением норм ст. 64 ТК РФ, запрещающей отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

Работник вправе отказаться от перевода на работу в другую организацию. В этом случае работодатель, не нуждающийся в в приеме работников определенных специальностей, вправе сократить численность или штат работников организации с соблюдением гарантий, предусмотренных для них законодательством(предложения другой работы, уведомления и учета мнения выборного профсоюзного органа предприятия, заблаговременного уведомления о сокращении либо выплаты им выходного пособия и др.).

Таким образом, работники МУП могли отказаться от предложения перейти в ООО и получить полагающуюся по закону компенсацию при увольнении из МУП . Однако нет гарантии, что после увольнения из МУП они будут приняты на работу в ООО на определенных условиях.

4. О передаче ООО объемов работ, ранее осуществлявшихся МУП.

Судя по названию муниципального предприятия, предметом его деятельности были содержание и ремонт жилищного фонда. Следовательно, правомерность создания ООО на базе МУП нужно рассматривать еще и с точки зрения передачи ООО объемов работ последнего. Иными словами, администрация города, по существу, назначила созданное ООО управляющей компанией в жилищном фонде города. Такие действия городской администрации противоречат Жилищному кодексу РФ, в соответствии со ст. 161 которого право выбора одного из трех предусмотренных в этой статьте способов управления многоквартирным домом, равно как и право выбора управляющей компании, является прерогативой собственников помещений в этом доме. Муниципалитет вправе лишь провести конкурс по выбору управляющей компании начиная с 1 января 2007 г. Это вовсе не означает, что до 1 января 2007 г. он уполномочен назначать управляющую компанию распорядительным актом.

В соответствии с положениями гл. 3 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ в полномочия органов местного самоуправления входят вопросы содержания только муниципального (а не частного) жилищного фонда. Согласно ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления должны создать условия для управления многоквартирными домами, обеспечив при этом равные условия для деятельности управляющих организаций различных организационно-правовых форм.

По нашему мнению, правомерность действий городской администрации по санкционированию создания общества с ограниченной ответственностью на базе МУП с передачей обществу объемов работ по содержанию и ремонту жилищного фонда должна расцениваться именно с точки зрения их соответствия указанным нормам закона и требованиям антимонопольного законодательства. При этом необходимо дать оценку причинам, побудившим администрацию пойти на такой шаг (показателям деятельности МУП , качеству обслуживания населения, наличию в городе других управляющих компаний, заинтересованных в управлении жилищным фондом и т. п.).

На вопрос отвечали
И.В. Беренштейн, зам. генерального директора
Е.В. Аброськина, Е.В. Клименко, юрисконсульты
ООО «Лекс-Инвест Аудит»