Системы судопроизводства. Виды судопроизводства в рф

Нежилые помещения

Принципы судопроизводства представляют собой основные правила, условия, в рамках которых должно осуществляться судопроизводство. Эти принципы заложены в различных нормативных правовых актах. В первую очередь – в Конституции РФ, федеральных конституционных законах и процессуальных кодексах.

Если рассматривать систему принципов судопроизводства, то, в первую очередь, их необходимо разделить на принципы универсальные и отраслевые.

Универсальные принципы, как следует из их названия, реализуются во всех судах, независимо от их уровня или компетенции. Отраслевые принципы реализуются при осуществлении отдельных видов судопроизводства и характерны только для них.

Универсальные принципы судопроизводства сформулированы в Конституции РФ и федеральных конституционных законах. Они реализуются во всех судах, независимо от их уровня и процессуальной компетенции. К основным универсальным принципам относятся следующие:

1. Равенство всех перед законом и судом . В соответствии с о ст. 19 Конституции РФ, а также ч. 2 ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ», суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Данный принцип закреплен также во всех процессуальных кодексах.

2. Гласность судебного разбирательства . Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 ФКЗ «О судебной системе». Он определяет, что разбирательство дел в судах по общему правилу должно быть открытым, т. е. со свободным доступом всех желающих (публики) в зал судебного заседания. В зал суда допускаются также представители средств массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на судебном процессе, может быть ограничено лишь в силу недостаточной вместимости зала судебного заседания.

Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании, т. е. без доступа публики, допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В кодексах, определяющих правила судебного разбирательства 16 , оговариваются условия, при которых судебные заседания проводятся закрыто. Как правило, это происходит в случаях, если необходимо обеспечить безопасность участников процесса, а также – соблюдение охраняемой законом тайны, для охраны общественной нравственности и морали. Также закрыто слушаются дела о половых преступления и уголовные дела в отношении несовершеннолетних.

Во всех процессуальных кодексах отмечено, что слушание дела в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства, а решения суда в любом случае провозглашается публично.

3. Состязательность и равноправие сторон . Этот принцип закреплен в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. В самом общем виде принцип состязательности и равноправия сторон состоит в том, что стороны судебного разбирательства имеют одинаковые процессуальные права по отстаиванию защищаемых ими интересов, суд изначально не отдает предпочтения ни одной из сторон, а является беспристрастным. Он выносит свое решение только на основе закона и полного, всестороннего и объективного исследования всех материалов дела, доказательств, представленных сторонами судебного разбирательства.

4. Участие граждан в осуществлении правосудия . Этот принцип непосредственно вытекает из конституционного права граждан РФ в управлении делами государства, в том числе и в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции). В соответствии со ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ» граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Их участие в осуществлении правосудия является не только правом, но и гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Осуществление судопроизводства с участием присяжных заседателей в соответствии с федеральным законом особо декларируется ч. 4. ст. 123 Конституции РФ.

5. Язык судопроизводства . Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. В то же время республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик употребляются наряду с русским. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его создания и развития.

В соответствии со ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ» судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке – государственном языке РФ, а судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в конституционных судах республик ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке, либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика 17 . В процессуальных кодексах установлено также, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела на родном языке; что судебные (а в уголовном процессе - и следственные) документы вручаются лицам, участвующим в деле (в уголовном процессе – обвиняемому) в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет. В целях наибольшего обеспечения права на защиту в уголовном процессе по делам лиц, не владеющих языком судопроизводства, предусмотрено обязательное участие защитника.

6. Право на получение квалифицированной юридической помощи предусмотрено ст. 48 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 48 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, причем в предусмотренных законом случаях такая помощь оказывается бесплатно.

Отраслевые принципы судопроизводства ориентированы на применение, как это следует из их названия, в различных отраслях судебной деятельности и классифицируются по видам судопроизводства. Эти принципы сформулированы в законодательных актах, определяющих порядок судебного разбирательства, в процессуальных кодексах. Соответствующие статьи можно найти в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Примером может служить принцип коллегиальности. Сам по себе этот принцип предполагает, что дело в суде рассматривается несколькими судьями (коллегиально). Однако этот принцип не является универсальным, поскольку порядок рассмотрения дел судьей единолично или коллегиально определяется по-разному. Так, дела об административных правонарушениях всегда рассматриваются судьей единолично; дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам – рассматриваются только коллегиально и т.д.

Как уже было сказано ранее, отраслевые принципы правосудия определяют особенности конкретных видов судопроизводства. Следовательно, мы можем выделить принципы конституционного судопроизводства, уголовного судопроизводства, гражданского судопроизводства и т.д. В каждом случае принципы отражают особенности судебного разбирательства в соответствующем суде.

Рассмотрим в качестве примера некоторые принципы уголовного судопроизводства. Они сформулированы в Конституции РФ и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

1. Право на защиту – это принцип, который, в соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, а также – ст. 16 УПК РФ, гарантирует, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью защитника (адвоката) с момента, соответственно, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Если толковать право на защиту шире, то в него будет включаться вся совокупность принадлежащих подозреваемым и обвиняемым прав, осуществление которых дает возможность оспаривать выдвинутое против них подозрение или обвинение в совершении преступления, доказывать свою непричастность к преступлению, невиновность или меньшую степень вины, а также защищать другие законные интересы в деле (моральные, имущественные, трудовые и др.). Это право может быть реализовано любым законным способом (заявление ходатайств, отводов, представление ходатайств и т.д.).

Это право гарантировано Конституцией РФ и федеральным законом, и органы дознания, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому все законные возможности для его реализации.

2. Презумпция невиновности один из основных и самых многозначных принципов, призванных защищать права человека в уголовном судопроизводстве.Он сформулированвст. 49 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 14 УПК РФ.

Этот принцип означает, во-первых, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Во-вторых, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый в уголовном процессе вправе, но не обязаны давать показания. В отличие от потерпевших и свидетелей, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания. Бремя доказывания по уголовному делу лежит исключительно на органах государства, осуществляющих предварительное расследование преступления, и на прокуроре, поддерживающем государственное обвинение в суде.

В-третьих, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Наконец, обвинительный приговор не может быть вынесен на основании предположений.

3 . Право на рассмотрение дела судом присяжных . Любой обвиняемый вправе ходатайствовать о том, чтобы его дело рассматривалось судом присяжных. Право на рассмотрение дела судом присяжных предусмотрено, как уже говорилось выше, ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. Основанием для рассмотрения дела судом присяжных является ходатайство обвиняемого.

Суд присяжных, состоящий из судьи и двенадцати присяжных заседателей, действует в составе судов общей юрисдикции субъектов РФ, соответственно, судом присяжных рассматриваются только дела, подсудные этим судам. Основной особенностью суда присяжных является коллегиальное начало при принятии решений. Кроме того, решения присяжных в большей мере основываются не на формальном праве, а на здравом смысле и жизненном опыте. При этом присяжные, как неюристы, не решают вопрос квалификации деяния. Коллегия присяжных должна дать ответы на вопрос о доказанности вины обвиняемого.

5. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания, в случаях, установленных федеральным законом , предусмотрено ст. 51 Конституции РФ и конкретизировано в ч. 4 ст. 56 УПК РФ. Этот принцип означает, прежде всего, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется п. 4 ст. 5 УПК РФ 18 . Если близкий родственник согласен давать показания, он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, даже если впоследствии он от них откажется. Если же такого предупреждения не было, то данные близким родственником показания не могут быть положены в основу обвинения, поскольку, в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ будут являться доказательствами, полученными с нарушением закона.

6. Запрещение обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность . Данный принцип провозглашен ст. 54 Конституции РФ и конкретизирован в ст. 9 УК РФ. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе и на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается судом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

7. Очное, в присутствии подсудимого, разбирательство уголовных дел. Ч. 2 ст. 123 Конституции РФ декларирует очное рассмотрение уголовных дел вор всех судах. Однако эта же статья говорит о том, что заочное разбирательство уголовных дел возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти случаи определены в ст. 247 УПК РФ, которая гласит, что рассмотрение уголовного дела в отсутствии подсудимого возможно:

1. если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие;

2. в исключительных случаях - по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, если подсудимых находится за пределами территории РФ и (или) уклоняется от явки в суд, и это лицо не было привлечено к ответственности по данному уголовному делу на территории иностранного государства.

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что: а) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу; б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России; в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.

К системе конституционных принципов есть основание отнести принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения прав граждан на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпции невиновности; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; охраны чести и достоинства личности;

Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

Организация судов в Российской Федерации строится на основе закрепленной в Конституции РФ и федеральных конституционных законах системы принципов, представляющей совокупность связанных между собой конструктивных элементов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отражает определенные объективные внутрисистемные закономерности функционирования органов судебной власти как целостного образования.

Принцип законности

Законность - универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации.

Общие предпосылки законности содержатся уже в ч. 1 ст. 1 Конституции, объявляющей Россию демократическим федеративным правовым государством. Часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждает ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на их обеспечение. Часть из них относится к правосудию.

Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.

Правосудие осуществляется в рамках судопроизводства. Поэтому достижение целей правосудия обусловлено четким регулированием общественных отношений процессуальными законами, на которых построено гражданское, административное, арбитражное и уголовное судопроизводство.

Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов. Требования точного соблюдения и исполнения законов при производстве, в частности, предварительного расследования или в суде адресуется нормами УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье, следователю, прокурору), но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др.

Принцип осуществления правосудия только судом

Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 8 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст. 118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России.

Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звена - Президентом России, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст. 10), Концепция судебной реформы в Российской Федерации. - М., 1992. С.7. но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые обеспечения независимости судей.

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

Суд обосновывает свой приговор лишь доказательствами, рассмотренными в судебном разбирательстве (ст. 301 УПК). Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, или прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осуществляющего уголовное преследование в судебном разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до судебного разбирательства. Во-вторых, хотя судебное разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 254 УПК).

Приведенные положения показывают, почему суду и только суду закон предоставил право признавать лицо виновным и подвергать уголовному наказанию, т. е. осуществлять правосудие.

Принцип независимости судей

Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он получил отражение в законах о судах (ст. 12 Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об арбитражном суде; ст. 5, 13 Закона о Конституционном Суде), Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.

Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит осуществлению судами законности, объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.

Принцип состязательности и равноправия сторон

Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип состязательности судопроизводства при осуществлении правосудия (ч. 3 ст. 123). Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Необходимо иметь в виду, что конституционное положение о равноправии сторон при осуществлении правосудия имеет чисто процессуальный аспект. Сто-роны не вообще равноправны, а имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиций. Они имеют одинаковую возможность использовать допустимые процессуальные средства обоснования своих позиций: по обвинению (уголовному преследованию) и защите; по поддержанию гражданского иска и возражений против него. Суд при состязательном построении судебного разбирательства обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав, он следит за законностью действий сторон, своими действиями способствует установлению истины по делу.

Идея состязательности и равноправия сторон четко выражена в ст. 6 Закона об арбитражных судах (1995 г.), в ст. 7 АПК РФ. Нашел этот принцип отражение и в действующих ГПК и УПК России.

Наиболее ярко регулирование принципа состязательности представлено в нормах десятого раздела УПК (ст. 426, 428, 429, 430 и др.), которыми предусмотрено, что при осуществлении правосудия судом присяжных обеспечивается не только процессуальное равенство сторон (при предварительном слушании дела и в судебном разбирательстве), но и обязательное участие защитника и государственного обвинителя. Законодатель установил, что в случае полного или частичного отказа прокурора от обвинения на предварительном слушании судья прекращает дело полностью или в соответствующей части. Отказ прокурора от обвинения в стадии судебного разбирательства при отсутствии возражений со стороны потерпевшего влечет прекращение дела полностью или в соот-ветствующей части (ч. 2 ст. 430 УПК).

Приведенные и некоторые другие положения десятого раздела УПК свидетельствуют о том, что в суде присяжных принцип состязательности действует в большей степени, чем при общем порядке рассмотрения дела в суде первой инстанции. Но из этого не вытекает, что состязательность в уголовном процессе Российской Федерации появилась лишь в 1993 г., с введением суда присяжных. Проблемы судебного права. // Подред. В.М. Савицкого. - М., 1993. С. 164-168. Такую позицию нельзя признать правильной, так как и при общем порядке судопроизводства принцип состязательности действовал и действует, включая в себя: равные права сторон по представлению суду доказательств, участию в исследовании доказательств, заявлению ходатайств и отводов, отстаиванию своих позиций.Для реализации этих возможностей субъекты уголовного процесса наделены широкими процессуальными правами при установлении категорического запрета перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 20 УПК). При этом функции сторон четко отделены от функции суда, разрешающего дело.

Принцип гласности разбирательства дела в суде

Конституцией Российской Федерации установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Заметим, что, во-первых, принцип гласности устанавливается для всех судов, т. е. и общих, и военных, и арбитражных, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, принцип гласности Конституция рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство - как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Базируясь на положениях Конституции РФ, АПК РФ не ограничился провозглашением принципа гласности разбирательства дел, но и конкре-тизировал конституционные нормы применительно к арбитражному процессу. В ст. 9 АПК установлено, что разбирательство дел в арбитражном суде открытое. Слушание же дела в закрытом заседании предусмотрено: а) в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне; б) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны; в) в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. - М., 1971. С. 99-115.

В свою очередь законодатель допустил возможность слушания дела в закрытом судебном разбирательстве по мотивированному определению суда или постановлению судьи: а) по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; б) по делам о половых преступлениях; в) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти.

При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности все процессуальные действия в судебном разбирательстве совершаются «при открытых дверях», за исключением совещания судей при постановлении приговора или вынесении некоторых определений (ст. 261 и 302 УПК). В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет, не являющихся участниками процесса - обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями (ст. 262 УПК).

Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, гласность является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равноправие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия таких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосредственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

Осуществление принципа гласности обеспечивает воспитательное значение судопроизводства, повышение авторитета судебной власти и правосудия, соблюдение действующих законов.

Гласность правосудия имеет много общего с гласностью в обществе вообще. Но гласности судопроизводств присуща специфическая особенность - она представляет собой нормативное установление, несоблюдение которого представляет собой грубейшее нарушение закона.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Принцип равенства граждан перед законом и судом сочетается с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и законодательством о судоустройстве судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

Установленное ст. 19 Конституции России положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Статья 8 названной декларации оказала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод. Сопоставляя содержание ст. 19 и ст. 46 Конституции, нетрудно заметить между ними связь, так как первая из этих статей провозглашает равенство, а вторая представляет собой важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом действует при осуществлении правосудия не только по уголовным делам, но и по гражданским делам в общих и арбитражных судах.

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов

Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации (ст. 46) тем самым подтвердила на высшем законодательном уровне приверженность России общепризнанным международно-правовым стандартам прав человека и гражданина. Развивая установленное ею общее положение о признании общепризнанных принципов и норм международного права (ч.4 ст. 15), См. постановление Конституционного Суда РФ от я марта 1996 г., вынесенное в связи с рассмотрением жалоб Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша (Российская газета. 1996. №52. 19 марта). Конституция формулирует четкое правовое положение: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46).

В ст. 19 УПК, в частности, указанный принцип представлен в следующем виде: «Действия и решения суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке заинтересованными гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями». Из приведенного положения видно, что закон не ограничивает круг субъектов права на жалобу только участниками процесса. Число субъектов права на жалобу значительно больше. В этом ст. 19 УПК не противоречит положениям ст. 46 Конституции РФ, на столь высоком уровне обеспечивающей право каждого на жалобу. И все-таки необходимо отметить, что особую заботу законодателя составляет обеспечение в УПК права на обжалование действий и решений лиц, ведущих производство по уголовному делу, именно участниками процесса. Поэтому в числе процессуальных прав участников процесса УПК обязательно указывает это право (ст. 46, 51, 52, 53, 54, 55), а рядом с перечислением субъективных процессуальных прав участников процесса в законе обращено внимание на обязанность государственных органов не только разъяснить указанные права, но обеспечить возможность их осуществления.

Несмотря на введение в УПК правил об обжаловании в суд процессуальных решений, принятых на предварительном следствии и дознании, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что отдельные уголовно-процессуальные нормы применяются без учета действия конституционной нормы (ст. 46) о праве на обжалование в суд действий и решений должностных лиц, ответственных за ведение уголовного дела. Имеются в виду решения Конституционного Суда: а) по вопросу признания права гражданина на обжалование в суд постановлений органов расследования о прекращении уголовного дела; б) в отношении признания не соответствующими ст. 46 Конституции РФ положений ст. 220 УПК, ограничивающей круг лиц, имеющих право на судебное обжалование по-становлений о применении на предварительном следствии и дознании меры пресечения в виде заключения под стражу, только лицами, содержащимися под стражей. Такое право было признано и за лицами, в отношении которых вынесены такие постановления, хотя и не приведены в исполнение. Тем самым решение Конституционного Суда, ориентирующего суды на применение ст. 46

Конституции, способствовало расширению круга лиц, имеющих право в рассматриваемых случаях на жалобу. Такое решение целиком соответствует ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, установившей прямое действие и высшую юридическую силу конституционных нормданном случае - норм, содержащихся в ст. 46).

Реализация принципа обжалования действий и решений государственных органов направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Но, обращая внимание суда на допущенные нарушения закона, субъекты права на жалобу способствуют обеспечению законности и установлению истины по делу.

Принцип презумпции невиновности

Принцип презумпции невиновности достаточно четко и полно представлен в ч.1 ст. 49 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». ВВС РФ. 1992. № 25. Ст. 1389. Нельзя сказать, что презумпция невиновности до 1993 г. не была присуща российскому правосудию и уголовному судопроизводству. Она признавалась наукой, судебной практикой. См.: постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. (Российская га-зета. 1995. № 230. 28 ноября). Положения, вытекающие из принципа невиновности, нашли воплощение во многих статьях действующего УПК. В частности, в УПК установлено: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» (ст. 14). С презумпцией невиновности связаны и многие другие положения и требования закона, в том числе:

а) обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту (ст. 16 УПК);

б) установление правила, согласно которому признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу (ч. 2 ст. 77 УПК);

Презумпция невиновности опровержима: предположение о невиновности действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств в предусмотренном законом порядке не будет установлена приговором суда виновность лица в совершении преступления.

Конституция РФ предусматривает два положения, вытекающих из пре-зумпции невиновности:

а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Кон-ституции);

б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняе-мого (ч. 3 ст. 49 Конституции).

Оба положения распространяются на предварительное расследование (следствие, дознание), на прокурора, суд первой и вышестоящих инстанций.

Принцип охраны чести и достоинства личности

Именно в Конституции получила полное нормативное воплощение идея охраны чести и достоинства личности (ст. 21, 23, 24). Во-первых, Конституция установила, что достоинство личности охраняется го-сударством, при этом в ст. 21 специально подчеркнуто: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Во-вторых, на конституционном уровне сформулировано соответствующее международным стандартам положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени. Конституция не ограничилась констатацией права каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений. Она подчеркнула, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст. 23). В-третьих, Конституцией установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

Необходимо подчеркнуть, что перечисленные конституционные положения имеют отношение к судопроизводству и осуществлению правосудия по уголовным делам и гражданским делам, входят в предмет деятельности судебной власти. Но их значение выходит за пределы судопроизводства и деятельности суда.

Действующий УПК также наделяет следователя правом при проведении следственных действий предупреждать участвующих в них лиц о недопустимости без его согласия разглашения данных предварительного следствия. УПК возлагает на следователя обязанность принимать меры, чтобы не получили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лиц, в помещениях, принадлежащих которым, были проведены соответствующие действия.

Существует 4 вида судопроизводства в РФ:

1)Конституционный.

Конституционный суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредству конституционного судопроизводства. Оно основывается на демократических принципах:

Независимость судей

Коллегиальность

Гласность

Устность разбирательства

Непрерывность судебного заседания

Состязательность

Язык конституционного судопроизводства

2)Арбитражный.

Арбитражный процесс служит защите частных прав и интересов по экономическим спорам. Оно осуществляет защиту нарушенных прав, лиц осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, а так же прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, органов гос. власти и должностных лиц в указанной сфере.

3)Гражданский.

Задачей гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает 4 вида судопроизводств:

1.Приказное производство.

Представляет собой так называемое бесспорное и документально подтвержденное производство. В его основе лежит судебный приказ, который одновременно является судебным постановлением. Дела о выдаче судебного приказа относятся к подсудности Мирового судьи.

2.Исковое производство.

Оно является основным видом гражданского судопроизводства. В его основе лежит спор о праве, его основное отличие от приказного – это состязательность, т.е. разбирательство дела происходит в форме спора сторон перед судом. Каждая сторона отстаивает свои и оспаривание требований другой стороны.

3.Дела возникшие из публичных правоотношений.

Производства по таким делам является самостоятельным видом гражданского судопроизводства, направленного на осуществление судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам.

Суд рассматривает следующие дела, возникшие из публичных правоотношений:

Об оспаривании нормативно-правовых актов

Об оспаривании решений и действий органов гос. власти

О защите избирательных прав

Иные дела возникающие из публичных правоотношений.

4.Особое судопроизводство.

Оно отличается от искового отсутствием спора о праве, т.е. его можно отнести к одностороннему производству. В порядке особого производства суд рассматривает дела:

Об установлении фактов, имеющих юридическое значение(например признание умершим, установление отцовства, об усыновлении отцовства и т.д.)

4)Уголовное судопроизводство.

Это регламентированная законом деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел. В соответствии с УПК принято выделять 2 основных вида производства:

1.Досудебное – это производство с момента получения сообщения о преступлении до направления уголовного дела в суд. Досудебное производство вкл.:

Предварительное следствие

Производство судебной экспертизы

Дознание

2.Судебное включает в себя:

Производство в суде первой инстанции

Производство у Мирового судьи

Производство с участием присяжных заседателей

Производство в суде второй инстанции

Производство о пересмотре, вступивших в законную силу, приговоров суда.

Вопросы 59:Уполномоченный по правам человека.

Омбудсмен (уполномоченный по правам человека) – это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом, контролировать соблюдение справедливости и защиту интересов. Впервые эта должность была учреждена риксдагом Швеции в 1809г.

Основные задачи омбудсмена в РФ являются:

Восстановление нарушенных прав

Совершенствование законодательства РФ относительно прав человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права

Развитие международного сотрудничества в области прав человека

Правовое просвещение граждан

Дата написания: 2015-03-31


Рассмотрение в судах любых дел всегда осуществляется по строго определенным правилам, которые устанавливаются различными процессуальными кодексами (ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ). Даже самое простое дело от его возбуждения (возникновения) до его исполнения, не может находиться в любой момент времени в произвольном состоянии. Так как судебная власть в современном демократическом государстве является самостоятельной и независимой, то функционирование всей системы, как в целом так и в частности, должно иметь заранее установленные правила, в рамках которых и функционирует система. Учитывая важность задачи, которую выполняет судебная система в государстве, здесь, как нигде в праве, ее форма не менее значима, чем ее содержание. Наверное Вы ни раз слышали выражения типа: "мне отказали в иске по формальным основаниям..." или "приговор отменили из за некоторых процессуальных нарушений..." и т.д.

Форма в процессуальном праве это то, на чем стоит судебная система вообще. Но так как дела, рассматриваемые судами, могут быть очень разнообразны, то разнообразны и формы их рассмотрения в которые они облекаются. Вот почему все существующие дела, рассматриваемые судами, имеют четкую классификацию.

Как предусмотрено в ст. 118 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством

Что это означает? Для этого необходимо сначала понять, что такое судопроизводство вообще.

Еще с самого возникновения права стало очевидно, что мало установить в обществе право, важно также решить, что делать когда его нарушают. Однако, как известно, нарушение нарушению рознь. Замечено, что разные нарушения имеют разные последствия. Одни имеют очень опасные последствия для общества, другие - менее опасны (или просто скажем вредны). В связи с этим, от степени последствий и общественных сфер в которых они происходят, разбирательство дел можно разделить на четыре основных направления: конституционное, гражданское, административное и уголовное. Правила разбирательства дел в каждом направлении свои и могут довольно сильно отличаться друг от друга. Более того, задачи которые ставятся перед каждым направлением при рассмотрении того или иного дела тоже разные. Например, согласно ст. 125 Конституции РФ одной из задач конституционного судопроизводства является разрешение дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ. Или, например, согласно ст. 2 ГПК РФ

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений

Таким образом, возвращаясь к терминологии, судопроизводство - это установленный законом порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел . Именно вид судопроизводства определяет статус, а также объем прав и обязанностей его участников.

Конституционное судопроизводство

Конституционное судопроизводство находиться в компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, занимающего особое место не только среди ветвей судебной системы в целом, но и среди всех иных государственных органов. Его основной задачей является контроль за соответствием Конституции РФ актов, решений и действий определенных субъектов права. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Более того, в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

Основные требования к конституционному судопроизводству установлены

Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Уголовное судопроизводство

Уголовное судопроизводство по значимости не уступает конституционному. Оно призвано разрешать вопросы в сфере наиболее значимых и опасных в обществе правонарушений, именуемых преступлениями. Уголовное судопроизводство в Российской Федерации регламентируется исключительно Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Это объясняется и повышенной степенью опасности правонарушений, признаваемых преступлениями, и применением к нарушителю наиболее жестких санкций, как правило направленных на личность (ограничение, лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Правда есть одно маленькое исключение. Согласно части 3 статьи 1 УПК РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора

Административное судопроизводство

Административное судопроизводство в большинстве своем регулирует решения тех вопросов правонарушения, которые не вошли в область уголовного. Как было сказано выше, правонарушения делятся на две большие группы: общественно-опасные (преступления) и общественно-вредные (административные проступки). Правда это деление весьма условное и довольно зыбкое. Те правонарушения, которые государство признает сегодня как административные проступки, завтра может отнести к преступлениям и наоборот. Такое уже не раз случалось.

Необходимо отметить, что административное судопроизводство, в отличии от других судопроизводств, на момент написания настоящей статьи не имеет своего единого процессуального кодекса или закона, регулирующего основные вопросы административного судопроизводства. Одна часть норм содержаться в ГПК РФ, другая в АПК РФ, третья - в КоАП РФ.

Правда уже в текущем году, а именно осенью 2015 вступает в силу новый процессуальный кодекс (Кодекс административного судопроизводства РФ), как раз регулирующий административное судопроизводство, и основная часть вопросов будет теперь кодифицирована одним нормативным актом, хотя, к сожалению, часть вопросов все же останется за пределами нового кодекса. Но лиха беда начало.

Гражданское судопроизводство

Пожалуй самый обширный и разношерстный пласт нормативных актов, регулирующих эту сферу правоотношений, содержит гражданское судопроизводство. Если административное и уголовное право стоит над публичными правоотношениями, то гражданское это сфера частного права. Здесь и трудовые правоотношения и семейное право, договорные и иные обязательства, права на интеллектуальную собственность и многое, многое другое, основанное на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Нормативные акты, регулирующие гражданское судопроизводство, также многочисленны как и сферы которые оно охватывает. Основными из них являются:

  • Гражданский процессуальный кодекс РФ
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ
  • Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
  • Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"
  • Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
  • Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации"

Исходя из сферы правоотношений, подпадающих под гражданское судопроизводство, дела будут рассматриваться или в арбитражных судах, или в федеральных судах общей юрисдикции, или в мировом суде. Точную подсудность и подведомственность, а соответственно и правила гражданского судопроизводства определяют по ГПК РФ и АПК РФ.


Подведем итоги.

Судопроизводство - это установленный законом порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения дел. Вид судопроизводства определяет статус, а также объем прав и обязанностей его участников.

Согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством

Принцип – это основополагающее, базовое правило. В разных источниках можно найти разные классификации принципов судопроизводства. В самом общем плане эти принципы могут быть разделены на универсальные и отраслевые.

Универсальные принципы, как следует из их названия, реализуются во всех судах, независимо от их уровня или компетенции. Отраслевые принципы реализуются при осуществлении отдельных видов судопроизводства и характерны только для них.

К универсальным принципам относятся:

1.равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ; ч. 2 ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»);

2.гласность судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ; ст. 9 ФКЗ «О судебной системе»);

3.состязательность и равноправие сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ);

4.участие граждан в осуществлении правосудия (ст.ст. 32, ч. 4 ст. 123 Конституции РФ; ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ);

5. принцип языка судопроизводства (ст. 68 Конституции РФ; ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»)

6. право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ

Отраслевые принципы судопроизводства ориентированы на применение, как это следует из их названия, в различных отраслях судебной деятельности и классифицируются по видам судопроизводства. Эти принципы сформулированы в законодательных актах, определяющих порядок судебного разбирательства, в процессуальных кодексах. Соответствующие статьи можно найти в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Примером может служить принцип коллегиальности. Сам по себе этот принцип предполагает, что дело в суде рассматривается несколькими судьями (коллегиально). Однако этот принцип не является универсальным, поскольку порядок рассмотрения дел судьей единолично или коллегиально определяется по-разному. Так, дела об административных правонарушениях всегда рассматриваются судьей единолично; дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами только коллегиально и т.д.

Принцип языка судопроизводства применительно к уголовному правосудию требует, чтобы лицам, привлекаемым в качестве подозреваемых и обвиняемых и не владеющим языком судопроизводства: обеспечивалось право полного ознакомления с материалами дела на родном языке; судебные и следственные документы представлялись для ознакомления обвиняемому в переводе на его родной язык; для таких лиц предусмотрено обязательное участие защитника.

Судебная система

В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система РФ устанавливается самой Конституцией и федеральным конституционным законом. Однако, в Конституции РФ судебная система обозначена лишь в общих чертах. Более подробно она представлена в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.


Согласно положениям данного закона, в Российской Федерации существует несколько видов судов, при этом суды делятся по уровню (на федеральные и суды субъектов) и по компетенции (по видам судопроизводства).

Рассмотрим деление по уровням .

Федеральные суды называются так потому, что они осуществляют судебную власть от имени РФ, их судьи назначаются исключительно федеральными органами государственной власти (в зависимости от уровня суда – Президентом РФ или Советом Федерации по представлению Президента). Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами и деятельность их осуществляется на основании исключительно федерального законодательства.

Суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов) находятся в настоящее время в стадии формирования. Они осуществляют правосудие от имени соответствующего субъекта РФ и финансируются из его бюджета (за исключением мировых судей). Судьи этих судов назначаются (избираются) в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Суды субъектов, как правило, существуют самостоятельно, системы не образуют и, хотя их решения могут быть обжалованы в федеральные суды, не являются по отношению к ним нижестоящими. Например, уставные суды субъектов не являются нижестоящими по отношению к Конституционному суду РФ.

Деление судовпо их компетенции основано на рассмотренных выше видах судопроизводства. Именно деление судов по компетенции явилось главным принципом формирования судебной системы РФ.

Федеральным судом, осуществляющим конституционное судопроизводство , является Конституционный Суд РФ. На уроне субъектов конституционное судопроизводство осуществляют уставные (конституционные) суды субъектов РФ. Так, в Санкт-Петербурге 24 мая 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят #G0Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга».#G1

Все остальные суды образуют сложную систему, возглавляет которую Верховный Суд РФ. Нижестоящими по отношению к нему судами являются: 1. территориальные суды общей юрисдикции: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов (суды общей юрисдикции в субъектах РФ); районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды); 2. военные суды; 3. арбитражные специализированные суды.

Судебные инстанции

Судебная инстанция – понятие, отражающее процессуальную компетенцию суда. В настоящее время можно выделить 5 инстанций:

1. Первая инстанция – суд, который рассматривает дело первый раз и по существу. В судах общей юрисдикции судами первой инстанции являются все суды; в системе арбитражных судов – ФАСС (Федеральные арбитражные суды субъектов) РФ, суды по интеллектуальным правам и ВАС РФ.

2. Апелляционная инстанция суд, который по жалобам заинтересованных лиц и представлениям прокурора пересматривает не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции по правилам первой инстанции. В системе судов общей юрисдикции судами апелляционной инстанции являются все суды, кроме судов низшего звена. В системе арбитражных судов – ФААС (Федеральные арбитражные апелляционные суды) РФ.

3. Кассационная инстанция суды, пересматривающие вступившие в законную силу решения суда первой и апелляционной инстанций, проверяя законность и обоснованность принятого ими решения. В системе судов общей юрисдикции судами кассационной инстанции являются суды в субъектах РФ и военные суды военных округов (флотов); в системе апелляционных судов – ФАСО (Федеральные арбитражные суды округов) РФ суды по интеллектуальным правам.

4. Надзорная инстанция суд, который пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих инстанций. В системе судов общей юрисдикции и системе арбитражных судов судами надзорной инстанции является исключительно суд высшего звена – Верховный Суд РФ.

Несколько особняком стоит такая инстанция, как пересмотр дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам . Эта инстанция предполагает пересмотр вступивших в законную силу решений суда в случаях, когда либо открылись обстоятельства, который не были известны суду при вынесении решения, либо появились новые, ранее не существовавшие обстоятельства. К таким новым обстоятельствам обычно относятся вступившие в силу решения Конституционного суда РФ либо Европейского суда по правам человека, которые признают неконституционной (противоречащей Конвенции о защите прав человека и основных свобод) норму права, на основании которой было вынесено судебное решение. Пересмотр дела по вновь открывшимся и новым обстоятельствам осуществляют суды, принявшие пересматриваемое решение.

Структура судов

Структура судов может меняться в зависимости от вида суда, но типовыми «структурными подразделениями» судов являются:

1. президиум – группа наиболее опытных и квалифицированных судей суда; как правило, обладает судебными полномочиями, решает организационные вопросы деятельности суда, рассматривает судебную практику;

2. пленум общее собрание судей суда. Пленум не обладает судебными полномочиями и решает исключительно организационные вопросы (утверждает состав коллегий, дает разъяснения по вопросам применения законодательства и т.д.);

3. судебные коллегии – структурныеподразделения суда, осуществляющие определенный вид судопроизводства (коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, апелляционная коллегия и т.д.);

4. судебный состав – группа судей, рассматривающих дела определенной категории в составе коллегии.

Аппарат суда

Аппарат суда – это одно или несколько подразделений суда, обеспечивающих его работу. Численность и структура аппарата может варьироваться от одного работника (секретарь суда у мировых судей) до сложной структуры – Аппарат Верховного Суда РФ.

Наиболее полно организация и функции аппарата суда отражены в ст.ст. 38 и 39 ФКЗ «О судах общей юрисдикции».

Статус судей

Непосредственно носителями судебной власти – то есть должностными лицами, ее осуществляющими - являются судьи. К судьям, как носителям власти, на которых возлагается огромная ответственность, предъявляются особые требования; кроме того, судьи при назначении на должность приобретают особый статус. Для изучения данных положений необходимо изучить ст. 119, 120, 121 и 122 Конституции РФ, а также - главу 2 ФКЗ «О судебной системе РФ».

Судейское сообщество

Вопросы, касающиеся организации и деятельности судейского сообщества подробно изложены в ФЗ «Об органах судейского сообщества. Цели и задачи судейского сообщества отражены в ст. ст. 1, 4 и 5; система органов судейского сообщества – в ст.ст. 6-10, 12, 14; порядок формирования квалификационных коллегий судей и их задачи – в ст.ст. 11, 17-19 ФЗ «Об органах судейского сообщества».

Изучая органы судейского сообщества, особое внимание необходимо уделить вопросам, касающимся организации и деятельности квалификационных коллегий судей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое судебная власть и каковые ее признаки?

2. Что такое судопроизводство? Правосудие?

3. Какие виды судопроизводства и правосудия существуют в РФ?

4. Как организована судебная система РФ?

5. Какие виды судов существуют в РФ?

6. Что такое судебная инстанция?

7. Какие требования предъявляются к судьям?

8. Чем характеризуется правовой статус судьи?

9. Что такое судейское сообщество и как оно организовано?

10. Какие принципы правосудия определяют общий порядок судебного разбирательства?

11. Какие принципы правосудия призваны защищать права и свободы человека в уголовном процессе?