Виды закупок (тендеров, торгов), проводимых в электронной форме на электронной торговой площадке с ЭЦП. Что такое запрос котировок? Что такое электронный аукцион? Как проводится конкурс? Чем тендер отличается от аукциона? Я хочу участвовать в электронных

Оформление документов

Относительно недавно русским бизнесменам представилась уникальная возможность проводить торги посредством электронных площадок. Предприниматели любого звена могут принять участие в подобного рода сделках, не выходя за порог своего кабинета.

Что такое электронные торги

При помощи торгов подобного типа можно продать вашу услугу или продукцию организациям бюджетного или государственного характера, которые прибегли к закупке товаров посредством данного вида аукциона.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Такие заказчики, как ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д. давно перешли к подобной форме закупки товаров.

Электронные торги предполагают выбор поставщика. Процесс купли и продажи проходит при посредстве специальных сайтов в интернете.

Закон также предусматривает продажу состояния обанкротившихся компаний. При вашей заинтересованности в покупке имущества на выгодных условиях, на помощь придет электронный аукцион.

Электронные торги, главная цель которых - получение заказа на государственном уровне, проводятся на федеральных площадках. К форме закупок на основе электронных торгов могут прибегать заказчики, соблюдающие формат 223-ФЗ.

Плюсы при участии в электронных торгах

  1. Предпринимателям подобный проект удобен тем, что позволяет сохранить анонимность и принятия удаленного участия. Каждый участник торгов обладает своим номером, не позволяющим оказывать влияние на ход торгов. Помимо этого электронные торги не предполагают какой-либо бумажной волокиты.
  2. При подобной форме аукциона отсутствует предварительная квалификация. Это означает, что поставщикам нет надобности аргументировать наличие достаточного количества ресурсов для выполнения контракта. Необходимо обязательное обеспечение участия в торгах (5% от начального показателя ставки). В случае неисполнения контракта деньги теряются.
  3. Для заказчиков также есть свои положительные моменты. Они имеют право объявить одни торги и заключить ряд контрактов. Плата площадкой взимается только с того, кто победит.

Типы

  1. Аукцион открытого типа. Участники подают предложения по цене. Победит тот, кто сумеет выставить оптимальную цену.
  2. Аукцион на понижение. Заказчиком объявляется размер нужных услуг и самая высокая начальная цена. Участники предлагают исполнить заказ по самой сходной цене.
  3. Аукцион на повышение. В этом случае победителем выходит тот, кто поставит самую высокую цену. Такая форма аукциона применима при арендовании помещений или же продаже имущества.

Следует отметить, что посредством электронных аукционов осуществляются самые разные закупки.

Помимо аукциона существуют такие электронные формы, как:

  • конкурс;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Правила подобных форм регламентированы. Участнику предоставляется возможность выбора подходящего для него вида торгов.

Электронная цифровая подпись

Электронные торги подкреплены соответствующим набором документации. Электронная подпись (КЭП) гарант того, что вы не участвуете в афере. КЭП имеет юридическую основу.

Ключ подписи соответствует торговым площадкам:

  • федерального уровня;
  • коммерческой категории, являющихся составляющими Ассоциации Электронных Торговых Площадок.

Как участвовать

  1. Изначально требуется регистрация. В момент проведения торгов следует зайти на торговую площадку посредством электронной подписи.
  2. В начале торгов у участников имеется возможность предложить свою стоимость, заполняя специальную форму на сайте.
  3. Обычно продолжительность аукциона составляет 15 минут. За 10 минут участники должны успеть сделать свое предложение. Конец аукциона знаменуется предложением, обладающим максимальной выгодой. Оно является победившим.
  4. Заказчиком выставляется максимальная отметка цены и выше ее предлагать нельзя. Не получается предложить цену и выше, чем у других участников. В выигрыше тот, кто предлагает минимальную цену.
  5. В случае, если победитель аукциона не обладает допуском СРО и документацией, разрешающей участие, то победителем станет участник, оказавшийся вторым.

Что нужно для участия в электронных торгах

Для участия предприятий требуется:

  • Предъявление сертификата электронной цифровой подписи.
  • Предоставление выписки из ЕГРЮЛ, заверенной юридически.
  • Документ, подтверждающий права владельца сертификата.
  • Установка нужного программного обеспечения.
  • Прохождение предприятием аккредитации на торговых площадках в электронном виде. При наличии подписи подобная услуга предлагается на бесплатной основе. Зайдите на сайт электронных торгов и заполните нужную анкету и заявление для открытия счета. При этом следует приложить всю нужную документацию.
  • Не все участники, прошедшие сертификацию, знают о правилах проведения электронных торгов. Все нюансы требуют разъяснения, поэтому каждую неделю проводятся лекции, дающие возможность попрактиковаться. В конце обучения участник берет сертификат.
  • Участие в электронных торгах должно быть подкреплено наличием определенной суммы денежных средств на счету организации. В противном случае заявка автоматически отклоняется.
  • Для участия в конкурсе следует придерживаться существующего регламента при оформлении заявки. Заявка составлен из двух частей. Первая часть подлежит рассмотрению в течение 5 дней. Только после этого будет принято решение об участие организации в конкурсе.
  • Вторая часть заявки подлежит рассмотрению комиссией итогов. На их рассмотрение уходит примерно 6 дней.

Какую электронную площадку выбрать

Электронные площадки бывают коммерческого и федерального уровня. Первый тип представлен более широким рядом.

  • Для того, чтобы быть поставщиком коммерческих заказчиков Роснано, ГК «Росатом», ОАО «Газпром», нужно воспользоваться площадкой, которая занимается торгами этого вида, «Фабрикант», B2B-Center, «ТЗС Электра» и др.
  • Для купли имущества обанкротившихся компаний прибегают к использованию «Сбербанк-АСТ», «Российский аукционный дом», uTender , «СЭлТ» и др.
  • Высокий уровень популярности у бизнесменов приобрели площадки государственного уровня. Закупки такого характера причислены бизнесменами к разряду самых прибыльных.

Площадки коммерческого типа подразделяются на:

  • Специализированные, служащие удовлетворению потребностей ряда компаний. Например, электронная площадка Газпрома торгует нефтепродуктами.
  • Многопрофильные, предполагающие широкий ряд продукции и услуг. Эти площадки позволяют быть и заказчиком, и поставщиком. Ограничения при этом не накладываются.
  • Большие корпорации, которые имеют заинтересованность продать свою продукцию, используют Supplier-driven.
  • Есть площадки и посреднического характера. Их главная цель свести того, кто покупает и того, кто продает. Они относятся к категории Third-party-driven.

Площадки на коммерческой основе не требуют аккредитации и подчас даже не нужна подпись в электронном варианте.

Как участвовать в электронных торгах «Сбербанк АСТ»

В функцию ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» входит продажа имущества компаний, попавших в разряд банкротов. К ним можно причислить компании, суммарный долг которых составляет выше 100 000 рублей при невыплате в течение 3 месяцев после вынесения постановления арбитража. Сумма долга индивидуального предпринимателя не должна превысить отметки 50 000 р.

После присвоения компании или предпринимателю статуса банкрота его имущество арестовывается.

После вынесения судебного приговора имущество подлежит оцениванию. Затем выбирают дату начала продажи.

На площадке «Сбербанк-АСТ» продаются:

  • недвижимость жилого или коммерческого назначения;
  • оборудование производства;
  • легковые машины;
  • техника специального назначения;
  • земельные наделы;
  • антикварные вещи;
  • драгоценные изделия.

Для участия на площадке «Сбербанк - АСТ» аккредитуйтесь, а также станьте обладателем электронной подписи.

Заявка рассматривается на протяжении пяти дней.

Задаток для участия в торгах на платформе не должен превышать 20% от цены на лот. Он подлежит оплате до результатов торгов. Физические лица пользуются карточным счетом. Депозиты не применяются.

При оплате суммы в банк получите удостоверяющую квитанцию, отсканируйте ее и отправьте управляющему конкурса. Это взнос подлежит возврату через 5 дней с момента оглашения победителя. Он не подлежит возврату, если заявка на отзыв была подана после начала торгов или же замечено отхождение от регламента после победы на торгах.

Также предоставляется пакет документов.

Юридические лица обязаны предоставить:

  • Сканы нотариально заверенных копий документов Устава и свидетельства о прохождении регистрации и постановке на налоговый учет.
  • Выписку из ЕГРЮЛа.
  • Протокол, составленный гендиректором, дающий добро на сделку.

Физические лица обязаны предоставить:

  • Копию паспорта.
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет.
  • Заявление о согласии одного из супругов, совершать сделку.
  • в случае если физическое лицо не имеет семьи, также требуется подтверждающая справка.

После предоставления надлежащей документации переходят к заполнению заявки.

Физические лица должны представить:

  • паспортные данные;
  • сведения о прописке.

Юридические лица предоставляют:

  • наименование компании и тип организации;
  • также требуется почтовый адрес компании и ее телефоны;
  • предоставление сведений об интересах к имуществу должника /кредитора и их участии в капитале;
  • предложение относительно стоимости предприятия (если торги приобретают закрытую форму).

Предприниматель следит за процессом торгов и предлагает свои ставки. Страница сайта аукциона подлежит самостоятельному обновлению. Или же можно воспользоваться формой автоматического обновления.

Системой выставляется показатель цены, составляющий 5% от обозначенной стоимости. Шаг с минимальным значением составляет 0,5%.

Можно прибегнуть к услугам аукционного робота, осуществляющего подачу ставки в автоматическом порядке на каждое новое предложение участников. Все предложения во время аукциона подлежат присвоению порядкового номера в соответствии с последовательностью их поступления.

Предложение, посланное с ПК, отмечается звездой . Советуется производить запись хода торгов с экрана, чтобы в случае сбоя работы интернета доказать ФАС факт неисправности компьютера. Зафиксируйте точное время сбоя.

Фиксация времени крайне важна. При предоставлении точного времени торги прекращаются до момента возобновления электронных операций «Сбербанк-АСТ».

После окончания торгов на сайте можно осуществить дополнительную подачу ставки. Между участниками аукциона происходит борьба за обладание вторым местом, дающим возможность выкупить имущество обанкротившейся компании, в случае отказа от сделки обладателя первого места.

При принятии участия в тендерах государственного уровня торопливость не лучший советчик. Каждый день в России запускается масса интересных предложений. Разумнее пропустить предложение, которое не внушает уверенности, и осуществить лучшую подготовку к очередному предложению.

Бывают ситуации иного характера. Интересные для вашей компании предложения возникают параллельно. Подавайте заявки сразу на все.

Итоги торгов на электронных площадках протоколируются. После его опубликования каждый участник торгов имеет право заносить письменное разъяснение результата. В случае неудовлетворенности объяснениями вы имеете право обжаловать результаты торгов, подав официальное заявление с жалобой в ФАС.

Если вы оказались победителем торгов, то получаете проект контракта, оформленный в электронном виде и заверенный электронной подписью.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой популярной на сегодняшний день закупочной процедуре — электронном аукционе в рамках 44-ФЗ. В настоящий момент на долю электронных аукционов приходится более 65% всех закупок проведенных в РФ (информация по состоянию на 21 февраля 2019 года). Популярность данной процедуры с каждым годом только набирает обороты, однако не смотря на такую популярность проблем у участников аукционов не становится меньше. Поэтому в своей статье я постарался дать максимально развернутую информацию по участию в электронных аукционах в рамках действующего 44-ФЗ. (Примечание: настоящая статья актуализирована 21.02.2019 г.).

1. Понятие электронного аукциона

И так, давайте для начала рассмотрим определение электронного аукциона, которое дается в ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в (ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Есть и более простое определение, которое, на мой взгляд, гораздо проще для восприятия:

Электронный аукцион — торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

Процедура проведения электронного аукциона (ЭА) регламентирована статьями 59, 61-69, 71, 83.2 44-ФЗ.

2. Площадки для проведения электронных аукционов

Как было сказано выше в определении, проведение электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.

Электронная площадка — это сайт в сети Интернет, на котором проводятся электронные торги.

3. В каких случаях проводится электронный аукцион?

Согласно ч. 2 ст. 59 44-ФЗ Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных:

  • в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 12.02.2018) “О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)”) Примечание: настоящий Перечень представляет собой таблицу, в которой указаны коды по ОКПД2 и наименования товаров, работ, услуг, закупаемых с помощью ЭА. Помимо этого указан ряд исключений из этого списка;
  • либо в дополнительный перечень на уровне субъекта РФ (ч.2 ст. 59 44-ФЗ),

Включение товаров, работ, услуг в указанные выше перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Важно: Заказчик вправе осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные выше перечни (ч.3 ст.59 44-ФЗ).

4. Аккредитация участников электронного аукциона

Как я уже и говорил ранее, для того чтобы принимать участие в ЭА у участника должна быть квалифицированная электронная подпись, регистрация в ЕИС и аккредитация на электронной площадке. Ниже я приведу ключевые моменты, связанные с аккредитацией участника на площадке. С более же подробной информацией по аккредитации и переаккредитации вы сможете ознакомиться .

Итак, для того чтобы пройти аккредитацию на электронной площадке участник ЭА должен предоставить оператору электронной площадки документы и информацию, указанные в п.п. 1-8 ч. 2 ст. 61 44-ФЗ (Важный момент! Статья 61 44-ФЗ утратила силу с 01.01.2019 года. То есть до 31 декабря 2018 года на площадках действовал старый порядок аккредитации, а с 1 января участники закупок проходят регистрацию на сайте ЕИС в соответствии со статьей 24.2 44-ФЗ).

В срок не более чем 5 рабочих дней с даты поступления документов и информации от участника ЭА оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника или отказать этому участнику в аккредитации, а также направить ему уведомление о принятом решении.

Причины отказа участнику в аккредитации на площадке:

Аккредитация участника ЭА на электронной площадке осуществляется сроком на 3 года с даты направления оператором электронной площадки этому участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации на электронной площадке.

Участник ЭА, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке.

За три месяца до даты окончания срока аккредитации участника ЭА оператор электронной площадки обязан направить соответствующее уведомление этому участнику. В случае если этот участник получил аккредитацию на электронной площадке, он вправе пройти аккредитацию на новый срок в порядке, установленном статьей 61 44-ФЗ, не ранее чем за 6 месяцев до даты окончания срока ранее полученной аккредитации.

Важно: Поскольку Заказчик имеет право проводить электронные аукционы на любой из 8-ми «основных» площадок, о которых мы говорили выше, то настоятельно рекомендую вам пройти аккредитацию на всех этих площадках, дабы не пропустить участие в нужном аукционе.

5. Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи я поэтапно опишу все действия Заказчика и участника закупки при проведении открытого аукциона в электронной форме по 44-ФЗ. Давайте сначала рассмотрим с вами действия Заказчика.

5.1 Действия Заказчика при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Подготовка к проведению электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается организацией и планированием предстоящей закупки, формирует аукционную (единую) комиссию, определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Этап №2 — Подготовка документов для проведения электронного аукциона

На данном этапе Заказчик занимается разработкой и утверждением документации об электронном аукционе (общие положения, информационная карта, форма заявки, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, техническое задание, проект контракта и т.д.).

Этап №3 — Размещение информации об электронном аукционе

На этом этапе Заказчик подготавливает и размещает в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) извещение о проведении электронного аукциона и документацию.

Этап №4 — Выявление участников электронного аукциона

На данном этапе Заказчик рассматривает первые части заявок на участие в электронном аукционе и готовит протокол рассмотрения заявок.

Этап №5 — Определение победителя электронного аукциона

На этом этапе Заказчик рассматривает, поступившие от оператора электронной площадки, вторые части заявок на участие в ЭА и готовит протокол подведения итогов. В течении суток может появится свыше 10.000 протоколов по всем регионам РФ. Обычно их агрегируют такие сервисы, как CRMBG.SU .

Этап №6 — Заключение контракта с победителем электронного аукциона

На данном этапе Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, предложенными победителем ЭА, и направляет его победителю, проверяет наличие внесенного обеспечения исполнения контракта или банковской гарантии, подписывает контракт с победителем.

Итак, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

5.2 Действия участника при проведении электронного аукциона

Этап №1 — Получение электронной подписи

Для участия в электронных аукционах, а также прохождения регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках, участник закупки должен иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Если вам нужна электронная подпись, то вы можете заказать её .

Этап №2 — Аккредитация на электронных площадках (с 01.01.2019 г. регистрация в ЕИС)

Без аккредитации на электронных площадках (а с 01.01.2019 г. без регистрации в ЕИС) участник не сможет участвовать в ЭА, поэтому ему в обязательном порядке необходимо пройти эту процедуру. О том, как это сделать было написано выше.

Примечание: Первые два этапа, по сути, являются подготовительными этапами, без прохождения которых участие в электронных аукционах невозможно.

Этап №2.1 — Открытие специального счета для внесения обеспечения заявок

Для того, чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе вам также понадобится специальный счет, на который зачисляются деньги для обеспечения заявок. Также с этого счета оператором площадки будут списываться денежные средства за победу в аукционе, если вас признают победителем. Что такое спецсчет и для чего он нужен, подробно написано .

Этап №3 — Поиск информации о проводимом электронном аукционе

На этом этапе потенциальный участник осуществляет поиск размещенной в ЕИС (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ) информации о проводимом аукционе и скачивает на свой компьютер весь комплект аукционной документации. Поиск информации также может осуществляться участником и непосредственно на самих электронных площадках. На тему эффективного поиска тендеров в нашей онлайн школе «Азбука тендеров» есть отдельный учебный модуль, где рассмотрены как платные, так и бесплатные инструменты поиска информации. Подробнее узнать о нашей школе вы можете .

Этап №4 — Анализ аукционной документации

На этом этапе участник закупки изучает документацию о проводимом ЭА (техническое задание, инструкцию, проект контракта и т.д.) и принимает решение: участвовать в аукционе или нет. Если участник принимает положительное решение, то он переходит к следующему этапу.

Этап №5 — Внесение денежных средств на специальный счет в банке

Следующий обязательный этап — это внесение денежных средств на специальный счет в банке. Это необходимо для того, чтобы обеспечить свое участие в электронном аукционе.

Примечание:

  • если НМЦК ЭА до 1 млн. руб., то требование к Заказчиком не устанавливается (см. Постановление Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г.). Важно! Также есть письмо Минфина России от 30.10.2018 года № 24-01-07/77857 «Об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах при НМЦК до 1 млн рублей; об установлении размера пени в документации о закупке», в котором Минфин говорит о том, что ПП РФ №439 не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. На основании этого письма Минфина многие Заказчики устанавливают требования к обеспечению заявок (от 0,5% до 1%) в закупках до 1 млн. рублей.;
  • если НМЦК ЭА от 1 млн. руб. до 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 1% НМЦК;
  • если НМЦК ЭА более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 5% НМЦК;
  • если закупка осуществляется среди учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов и НМЦК составляет более 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки составляет от 0,5% до 2% НМЦК.

Этап №6 — Подготовка и отправка заявки

На этом этапе участник должен подготовить свою заявку, состоящую из 2-х частей, прикрепить все необходимые документы на электронной площадке, подписать их квалифицированной электронной подписью и отправить оператору электронной площадки. В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в ЭА оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. В свою очередь банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. Если на счете участника отсутствует необходимая сумма для блокирования, заявка возвращается участнику.

Этап №7 — Непосредственное участие в электронном аукционе

Если после рассмотрения Заказчиком первых частей заявок, заявка участника признана соответствующей требованиям Заказчика, такой участник допускается до участия в электронном аукционе. На этом этапе участник в установленный день и время заходит на электронную площадку и принимает участие в процедуре ЭА (подает ценовые предложения). Более подробно о том, как проходит эта процедура, мы поговорим ниже в этой статье.

Этап №8 — Заключение контракта с Заказчиком по итогам электронного аукциона

В том случае, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта ( или платежное поручение), проверяет проект контракта, подготовленный Заказчиком, и направляет Заказчику через оператора электронной площадки, подписанные квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Более подробно процесс заключения контракта с Заказчиком описан .

Вот мы с вами и рассмотрели алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. У каждого из рассмотренных нами этапов есть строго регламентированные сроки проведения, о которых мы поговорим ниже.

6. Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Для удобства восприятия информации все этапы проведения электронного аукциона, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. В этой таблице есть также ссылки на конкретные пункты закона № 44-ФЗ, в которых эти сроки установлены.

7. Калькулятор проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Одним из лучших калькуляторов сроков проведения электронного аукциона в свое время был калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Ниже я привел скриншот с сайта НАИЗ.

Данный калькулятор позволял рассчитать сроки проведения ЭА в рамках 44-ФЗ. Для расчета сроков необходимо было указать все исходные параметры и нажать по кнопке «Рассчитать», после чего система отображала информацию в табличной форме о сроках проведения данной процедуры. Полученные результаты можно было распечатать на принтере. Однако в настоящее время данный калькулятор с сайта убрали.

8. Извещение о проведении электронного аукциона

Извещение о проведении электронного аукциона размещается Заказчиком в ЕИС не менее чем за 7-мь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК < 3 млн. рублей) и не менее чем за 15-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (если НМЦК > 3 млн. рублей). Помимо размещения извещения в ЕИС, Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении ЭА в любых СМИ, как печатных, так и электронных.

В извещении о проведении электронного аукциона указывается следующая информация:

1) информация, предусмотренная статьей 42 44-ФЗ, а именно:

  • сведения о Заказчике, ответственном должностном лице Заказчика, специализированной организации;
  • краткое изложение условий контракта;
  • идентификационный код закупки;
  • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии;
  • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 44-ФЗ.

2) адрес электронной площадки в сети «Интернет»;

3) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;

4) дата проведения такого аукциона (Примечание: в случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день);

5) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;

6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 (Примечание: это наличие у участника необходимых допусков, лицензий и т.д.), частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки);

Внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении ЭА не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В течение одного дня с даты принятия данного решения Заказчик размещает в ЕИС указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем 15 дней (если НМЦК > 3 млн. руб.) или не менее чем 7 дней (если НМЦК < 3 млн. руб.).

Важно: В случае внесения Заказчиком изменений в извещение, изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается.

Отмена процедуры проведения электронного аукциона

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ Заказчик вправе отменить процедуру проведения ЭА не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене процедуры проведения ЭА обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Решение об отмене процедуры проведения электронного аукциона размещается в ЕИС в день принятия этого решения , а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки. Процедура проведения ЭА считается отмененной с момента размещения решения о его отмене в ЕИС.

9. Документация об электронном аукционе

Документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению (Примечание: не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе);

3) дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4) дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;

5) дату проведения такого аукциона;

6) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;

8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;

9) возможность Заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;

10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта;

11) срок, в течение которого победитель аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт;

12) условия признания победителя аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;

13) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

14) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 44-ФЗ;

15) требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ);

16) проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Важно: Документация об ЭА НЕ МОЖЕТ содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе. Что это означает? Заказчик вправе приложить рекомендуемую форму заявки, однако если участник аукциона представит Заказчику заявку по иной форме, это не будет являться основанием для отклонения заявки участника.

10. Информационная карта электронного аукциона

Информационная карта ЭА – «сердце аукционной документации» представляет собой, как правило, сводную таблицу с основными данными (выдержками) о проводимой закупке. Если информация, содержащаяся в информационной карте, имеет разночтение с данными, указанными в общей части аукционной документации, то руководствоваться необходимо той информацией, что указана в информационной карте.

На рисунке ниже показан фрагмент информационной карты электронного аукциона.

Более подробно узнать о других частях аукционной документации можно из статьи про .

11. Требования к участникам электронного аукциона

Согласно требованиям п. 4 ст. 3 44-ФЗ участником ЭА может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (за исключением юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне) или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования к участникам электронного аукциона устанавливаются в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 44-ФЗ (Примечание: это требования о наличии у участника необходимых лицензий, допусков СРО, требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), а также дополнительные требования, установленные Правительством РФ).

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31 44-ФЗ.

Более подробно узнать о требованиях к участникам закупки вы сможете .

12. Заявка на участие в электронном аукционе

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2-х частей: первой и второй частей заявки.

Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами частей 3, 4 статьи 66 44-ФЗ.

Итак, согласно части 3 статьи 66 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (Примечание: Такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. То есть вам нет необходимости прикреплять на электронной площадке отдельный файл с таким согласием);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 44-ФЗ);

Важно: Если Заказчиком в извещении и документации не установлены запреты и ограничения допуска товаров в соответствии со статьей 14 44-ФЗ участник закупки может и не указывать в своей заявке наименование страны происхождения товара.

б) конкретные показатели товара , соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) . Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Важно: Если Заказчиком в документации об электронном аукционе указан товарный знак, и вы готовы поставить Заказчику именно этот товар, то в первой части заявки достаточно будет указать просто согласие на поставку данного товара. Указывать конкретные показатели товара не нужно. Если же товарный знак не указан или вы планируете поставить товар с иным товарным знаком, то указание конкретных показателей в этом случае обязательно.

Самой большой проблемой для 90% участников закупок является отклонение их заявок на этапе рассмотрения Заказчиком 1-ой части заявки. По сути, первая часть заявки для Заказчика является основным инструментом лоббирования «своего» поставщика (подрядчика).

Для того чтобы избежать ошибок при подготовке участниками первой части заявки, я подготовил подробное практическое руководство, которое называется “Пробивная заявка. Получи допуск к любому аукциону”. Узнать больше о данном руководстве можно .

Вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование (Ф.И.О), место нахождения (место жительства), почтовый адрес участника аукциона, контактные данные, ИНН участника аукциона или аналог ИНН участника аукциона (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) 44-ФЗ, или копии этих документов, а также (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Однако я также рекомендую прикладывать эту декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки.);

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об ЭА (Примечание: при этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром);

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 44-ФЗ (в случае, если участник ЭА заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. (Примечание: При отсутствии в заявке на участие в ЭА документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 44-ФЗ (Примечание: указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Также дополнительно приложите такую декларацию в виде отдельного файла в составе второй части заявки).

Важно:

  • Требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 и 5 ст. 66 44-ФЗ документов и информации, не допускается;
  • Участник ЭА вправе подать заявку на участие в аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до даты и времени окончания срока подачи на участие в аукционе заявок (Примечание: дата и время окончания подачи заявок указаны по местному времени организации, осуществляющей закупку, помните об этом, подавая свою заявку);
  • Заявка на участие в электронном аукционе подается участником аукциона оператору электронной площадки в форме 2-х электронных документов одновременно;
  • В течение одного часа с момента получения заявки на участие в ЭА оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера (либо возвращает заявку участнику по причинам, указанным в п.п. 1-5 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ);
  • Участник ЭА, подавший заявку на участие в аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.

Случаи возврата заявки участнику оператором электронной площадки:

1) заявка подана с нарушением требований, предусмотренных ч.6 ст. 24.1 44-ФЗ (Примечание: документы заявки не подписаны электронной подписью);

2) одним участником аукциона подано две и более заявки на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны (Примечание: в указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в аукционе);

3) заявка участника получена после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

4) заявка от участника аукциона получена с нарушением положений ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (Примечание: срок регистрации участника на сайте ЕИС истекает менее чем через 3-и месяца);

5) наличия в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии что данное требование установлено Заказчиком.

13. Процедура электронного аукциона по 44-ФЗ

В этой части статьи мы с вами рассмотрим порядок участия в электронном аукционе непосредственно на самой электронной площадке.

Итак, в ЭА могут участвовать только аккредитованные (зарегистрированные в ЕИС с 01.01.2019 года) и допущенные к участию в таком аукционе участники (после рассмотрения первых частей заявок). Думаю, это понятно.

Сам же аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день (Примечание: днем проведения ЭА является рабочий день, следующий после истечения 2-х дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе).

Важно: Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен Заказчик.

Аукцион проводится путем снижения участниками аукциона НМЦК, указанной в извещении. Величина снижения НМЦК (далее — «шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% НМЦК, но не менее чем 100 рублей . При проведении ЭА его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».

Требования к ценовым предложениям участников аукциона:

1) участник аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:

  • равное ранее поданному им же предложению;
  • большее чем ранее поданное предложение;
  • равное нулю;

2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;

3) участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона (Примечание: это означает, что нельзя снижать свою цену, если она на данный момент лучшая).

В случае если участником ЭА предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

Примечание: Если в ходе ЭА вы случайно подадите предложение, не соответствующее выше установленным требованиям, то сильно не пугайтесь, т.к. оно просто не будет принято оператором. Соответственно вы сможете скорректировать свое предложение и подать его заново.

Все ценовые предложения поданные участниками ЭА, а также время поступления этих предложений фиксируется на электронной площадке в ходе проведения аукциона.

При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта . Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

В течение 10 минут с момента завершения ЭА любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований 1 и 3, которые указаны выше в разделе “Требования к ценовым предложениям участников аукциона”.

В течение 30 минут после завершения ЭА оператор размещает на электронной площадке протокол проведения электронного аукциона.

В протоколе проведения ЭА указываются:

  • адрес электронной площадки;
  • дата, время начала и окончания такого аукциона;
  • НМЦК;
  • все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

В течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения ЭА оператор электронной площадки направляет Заказчику указанный протокол и вторые части заявок участников, а также направляет соответствующие уведомления участникам, чьи вторые части заявок были переданы Заказчику на рассмотрение.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения ЭА, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей 68 44-ФЗ, независимо от времени окончания такого аукциона.

Для лучшего усвоения информации, предлагаю вам посмотреть небольшое видео по участию в ЭА на электронной площадке “Сбербанк-АСТ”:

14. Сколько длится электронный аукцион?

Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.

Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.

Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.

Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.

15. Как узнать участников электронного аукциона?

Меня часто спрашивают о том, можно ли узнать информацию об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Отвечу что можно, только подкупив оператора электронной площадки, но это незаконно. Тогда возникает следующий вопрос. Есть ли законные способы узнать информацию об участниках электронного аукциона? Да, есть. Они не достаточно точны, но с большой долей вероятности позволяют спрогнозировать, какие поставщики будут принимать участие в том или ином аукционе. По этой теме я написал отдельную развернутую статью, ознакомиться с которой вы сможете .

16. Признание электронного аукциона по 44-ФЗ несостоявшимся

Ниже приведены случаи, в которых аукцион в электронной форме по 44-ФЗ признается несостоявшимся.

  1. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в ЭА подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66).
  2. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в ЭА аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 67).
  3. В случае, если в течение 10 минут после начала проведения ЭА ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68).
  4. В случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об ЭА, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 13 ст. 69).
  5. В случае, если второй участник (при уклонении победителя ЭА от заключения контракта с Заказчиком) не предоставил Заказчику в установленный срок подписанных проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, электронный аукцион признается несостоявшимся (ч.15 ст. 83.2).

17. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС протокола разногласий Заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. (Примечание: При этом размещение в ЕИС и на электронной площадке Заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта ).

В течение 3 рабочих дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке документов (доработанного проекта контракта, либо первоначального проекта контракта + документа о причинах отказа) победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанные усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта и обеспечения исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью победителя, Заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный усиленной электронной подписью контракт.

С момента размещения в ЕИС подписанного Заказчиком контракта, он считается заключенным.

Для удобства восприятия информации и лучшего понимания процедуры подписания контракта ниже я разместил наглядную схему.

Случаи признания победителя электронного аукциона уклонившемся от заключения контракта:

  1. если победитель в установленные ст. 83.2 44-ФЗ сроки не направил Заказчику подписанный проект контракта;
  2. если победитель не направил Заказчику протокол разногласий в течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта;
  3. если победитель не исполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения цены контракта на 25% и более от НМЦК).

Антидемпинговые требования

В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от НМЦК, победитель такого аукциона предоставляет:

  • обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44-ФЗ (если НМЦК > 15 млн. руб.); обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 44ФЗ или информацию, предусмотренную в ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке (если НМЦК < 15 млн. руб.);
  • обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

Более подробно узнать про антидемпинговые меры в 44-ФЗ вы сможете .

В завершении статьи предлагаю вам посмотреть еще одно весьма полезное видео, в котором рассказано, почему не стоит подавать заявку на участие в ЭА в самый последний момент.

На этом моя статья по участию в электронных аукционах по 44-ФЗ подошла к концу. Ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями и коллегами. Если же после изучения материала у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях.

До встречи в новых статьях!


Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Мы продолжаем публиковать серию материалов о том, как коммерческой организации или ИП стать поставщиком в системе госзакупок и увеличить за счет этого сбыт своих товаров, работ или услуг. В первой статье мы рассказали о контрактной системе и принципах, по которым она действует (см. « »). В сегодняшнем материале мы расскажем о формах проведения торгов или, если выражаться более корректно, о способах определения поставщика.

Три формы проведения торгов

Чтобы стать поставщиком какой-либо госструктуры, организация или ИП должны принять участие в торгах, которые проводят заказчики. На языке закона торги именуются «способ определения поставщика». Наибольшее распространение получили три способа: открытые конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

У каждого способа свои особенности проведения, условия и сроки, но единая цель. Законодательство о контрактной системе настаивает на конкурентной основе поставок для государственных нужд, поэтому заказчик обязан проводить любые торги по принципу, применяемому в спортивных соревнованиях — пусть победит сильнейший.

В нашем случае сильнейшим будет тот участник, который в своей заявке предложит заказчику необходимые товар, результат выполнения работ или услугу наилучшего качества по наиболее низкой цене.

Давайте разберемся, чем же способы определения поставщика отличаются друг от друга.

Электронный аукцион

Самый распространенный способ определения поставщика — электронный аукцион. Его популярность объясняется распоряжением Правительства РФ № 471-р , которое обязывает всех государственных и муниципальных заказчиков закупать большинство товаров, работ и услуг только посредством электронного аукциона.

Аукционы проводятся на пяти электронных торговых площадках:

Электронные площадки обеспечивают электронную форму для всех элементов аукциона.

У аукциона есть одна важная особенность: все время, пока длится процедура аукциона, участники не имеют прямого контакта с заказчиком, т. к. между ними находится оператор электронной площадки. Оператор берет на себя получение, обработку и размещение на площадке всей нужной информации и документов, а также организацию самого аукциона.

Извещение о проведении электронного аукциона заказчик публикует для всех заинтересованных лиц не только в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru , но и на сайте той электронной площадки, где будет проходить аукцион.

Поэтому участникам необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке, которая открывает доступ ко всем ее аукционам. Чтобы не пропустить размещение важной для вас информации о конкурсах, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик может настроить шаблоны запросов обо всех аукционах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Для подготовки и подачи на площадку заявки участникам предоставляется либо 7 дней (когда сумма аукционной закупки не превышает 3 млн. руб.), либо 15 дней (для всех закупок дороже 3 млн. руб.). За это время необходимо изучить аукционную документацию, где раскрывается описание необходимого товара, работы, услуги, проект контракта, и указана начальная (максимальная) цена.

Подача заявки на электронный аукцион имеет свои особенности. Заявка состоит из двух частей. Первая часть посвящена исключительно предмету закупки, а вторая часть — самому участнику.

Участник готовит и направляет на площадку сразу обе части заявки, а вот заказчик получает их по отдельности, т. к. сначала ему нужно оценить только первые части заявок, чтобы разрешить им участвовать в ценовом соревновании по снижению цены. Такая оценка длится не более 7 дней и проводится обезличенно. То есть заказчик не видит даже наименования участников, а анализирует только их предложения по объекту закупки.

На этом этапе заказчик отклонит те заявки, которые не соответствуют установленным требованиям. Далее в режиме онлайн проводится ценовое соревнование, которое требует от участников отличного владения эмоциями и твердого обоснованного расчета. Оно заканчивается выбором наилучшего предложения, то есть предложения с самой низкой ценой закупки.

Однако на этом электронный аукцион не заканчивается. После определения наилучшей цены заказчик рассматривает вторые части заявок, в которых содержится полная информация об участниках и их документы. Заказчик должен их рассмотреть в течение 3 дней.

Если лучшее ценовое предложение принадлежит участнику, вторая часть заявки которого соответствует всем установленным и заявленным требованиям, он и становится победителем.

Открытый конкурс

Извещение о проведении открытого конкурса заказчик публикует для всеобщего обозрения в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru , и с этого момента у участников есть не менее 20 дней для подачи заявки. Заметим, что отслеживать появление информации об интересующих вас конкурсах также можно с помощью сервиса «Контур.Закупки ».

Заявку можно либо подать непосредственно по месту нахождения заказчика, либо послать по почте. Важна форма заявки на конкурс — обязательно в запечатанном конверте, который не позволяет увидеть содержимое.

Однако прежде чем подавать заявку, участники должны внимательно ознакомиться с информацией, изложенной в конкурсной документации. Описание объекта закупки даст понимание о нуждах заказчика, требованиях к товару, результату работы, услуги, количественных и качественных характеристиках, проект контракта откроет условия будущей поставки со всеми подробностями.

Указывая начальную (максимальную) цену контракта, заказчик сильно надеется, что участники в своих заявках ее снизят, поэтому нужно продумать свои возможности в этом направлении и оценить рентабельность участия в конкретном конкурсе.

Также заказчик укажет все подробности проведения конкурса: порядок подачи заявок, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса, дату и время окончания срока подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов, а также иную полезную информацию.

Главное отличие конкурса от иных способов определения поставщика —возможность для заказчика выбрать самое выгодное предложение не только по цене, но и по наилучшим условиям исполнения контракта.

Выбирать заказчик будет в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов. За это время все поданные заявки должны быть внимательно изучены, рассмотрены и оценены. Если участник, его предложение или документация не соответствуют требованиям, заявка будет отклонена.

Запрос котировок

Еще один распространенный способ определения поставщика — запрос котировок. Он предназначен для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы, не превышающие 500 000 руб. Данный способ имеет массу достоинств. С его помощью приобретается обычная и недорогая продукция в короткие (7 дней) сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о нем самом, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью сказать, что начинающему поставщику начинать работу в контрактной системе целесообразно именно с запроса котировок.

Заказчику эта форма торгов тоже предоставляет интересные возможности — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Важные детали

Чтобы принять участие в торгах, все заинтересованные лица должны подготовить заявки с предложениями поставить товар, работу, услугу. Заявки должны быть максимально близки к описанию, изложенному заказчиком в закупочной документации. Кроме того, участник должен предложить наиболее низкую цену, отталкиваясь от начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком, также представить документы, которые требуют от участника процедуры закон и заказчик.

Если участник готовится к электронному аукциону, то необходимо пройти аккредитацию на той электронной площадке, где проходит интересующий аукцион.

Нельзя забывать о денежных ресурсах. Заявки на конкурсы и электронные аукционы необходимо сопроводить денежным обеспечением, суммы всегда указываются заказчиком в документации. Если участник не предоставил обеспечение по заявке, то заказчик обязан отклонить такую заявку без рассмотрения.

Что касается запроса котировок, то в этом случае обеспечение по заявке заказчик может не устанавливать, что является еще одним преимуществом для начинающих участников.

На электронной торговой площадке «ЗМС» реализованы следующие типы торгов:

  • Конкурс;
  • Запрос предложений;
  • Аукцион;
  • Запрос цен (котировок);
  • Заинтересованность в закупке.

При внедрении электронной торговой площадки «ЗМС», как и в ходе ее использования могут быть реализованы типы торговых процедур с любыми названиями на основе базовых процедур, таких как конкурс, аукцион, запрос цен и заинтересованность в закупке. Например аукцион можно назвать редукционом, тогда он не будет попадать под действие Гражданского кодекса РФ и Вы не будете обязаны обязательно заключить договор с победителем электронных торгов, если он Вас чем-то не устраивает.

Конкурс (запрос предложений)

Конкурс - это процедура торгов, при которой оценка предложений участников производится по нескольким критериям. Конкурс проводится в соответствии со статьями 447 и 448 Гражданского кодекса РФ .

Запрос предложений – это тоже самое, что и конкурс, но он не попадает под действие Гражданского кодекса РФ, поэтому не обязывает Заказчика заключать договор с победителем, а также может иметь любые сроки проведения и может быть отменен в любой момент.

Конкурс и запрос предложений может быть:

  • Открытым или закрытым;
  • С переторжкой или без нее;

Критерии могут быть:

  • измеряемыми (например, цена, срок поставки);
  • экспертно-оцениваемыми (например, опыт и репутация поставщика, функциональные характеристики).

Мы выделяем следующие критерии оценки:

Критерий

Способ оценки

Цена товара, услуги

Измеряемый

Стоимость обслуживания

Измеряемый

Условия оплаты

Экспертная оценка

Стоимость эксплуатации

Измеряемый, экспертная оценка

Изменение цены в процессе работы

Экспертная оценка

Срок поставки

Измеряемый

Производственные возможности поставщика

Измеряемый, экспертная оценка

Способ доставки

Экспертная оценка

Санкции за срыв срока

Экспертная оценка

Срок хранения

Измеряемый

Срок гарантии качества

Измеряемый

Опыт и репутация поставщика

Экспертная оценка

Объем гарантии качества

Экспертная оценка

Функциональные, качественные характеристики товара (услуги)

Экспертная оценка

Срок службы изделия

Измеряемый

Возможность гарантийного ремонта

Экспертная оценка

При проведении конкурса может использоваться переторжка. Особенно часто переторжка используется на электронных торговых площадках энергетиков. Ее проведение предусмотрено разработанными для РАО ЕЭС стандартами закупочной деятельности С-ЕЭС ЗД, которые в настоящее время применяются большинством предприятий энергетики. Переторжка проводится среди участников торгов, чьи предложения удовлетворяют условиям конкурса и определены конкурсной комиссией как наилучшие.

На электронной торговой площадке «ЗМС» предусмотрено два типа проведения переторжки:

  • Разовая подача ценового предложения;
  • Электронный аукцион на понижение цены.

Аукцион

Аукцион – это способ электронных торгов, при котором оценка предложений производится только по цене. Данный способ применяется при закупке стандартных товаров и услуг с предсказуемым качеством.

В целях избежания обязательного соблюдения норм статей 447 и 448 Гражданского кодекса РФ, при создании электронной торговой площадки, можно назвать эту электронную торговую процедуру не «аукцион», а например «редукцион». Таким образом, Вы избежите обязательное заключение договора с победителем, сможете отменить проведение процедуры в любой момент.

При создании электронной торговой площадки на базе программного продукта «ЗМС» можно гибко настроить правила проведения электронных аукционов на закупку. Электронные аукционы могут быть с фиксированным шагом, имеющим относительное значение (процент от первоначальной стоимости), абсолютное значение (фиксированная сумма), со свободной подачей ценовых предложений, с изменяемым шагом.

Время проведения аукциона также может гибко настраиваться. Электронный аукцион может завершаться по прошествии заданного времени от начала его проведения, от подачи последней заявки, либо при наступлении одного из этих условий.

Электронный аукцион может быть:

  • Открытым или закрытым;
  • С предварительным квалификационным отбором или без него;
  • С применением или без применения электронно-цифровой подписи.

Запрос цен (запрос котировок)

Данная процедура обычно используется когда необходимо быстро приобрести недорогой стандартный товар (услугу) с предсказуемым качеством. При этом способе закупки, предложения участников оцениваются только по цене, причем ценовое предложение подается участниками однократно.

Запрос цен может проводиться с применением или без применения электронно-цифровой подписи.

Заинтересованность в закупке

Данная закупочная процедура не предполагает оценки заявок участников и выбора победителя. По сути это просто сбор коммерческих предложений. Однако можно сделать на базе этой процедуры предложение делать оферты, то есть победитель будет обязан заключить договор на условиях, указанных в оферте. Также эта процедура может использоваться для изучения рынка перед объявлением другой процедуры, например конкурса или аукциона.