Подряд на выполнение работ для государственных нужд. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд Подрядные работы для гос нужд

Прописка

О процедуре принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта см. ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 "О рассмотрении обращения"

Понятие государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Подрядные строительные работы (), проектные и изыскательские работы (), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК).

Как и другие подрядные договоры, государственный (муниципаль­ный) контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором.

Особенности, позволяющие выделять государственный (муниципаль­ный) контракт на выполнение подрядных работ в от­дельный вид договора подряда:

  • основанием заключения государственного контракта является государственный или муниципальный заказ, размещаемый путем проведения торгов или запроса котировок цен на выполнение работ;
  • подрядные работы, составляющие предмет государственного (муни­ципального) контракта , должны быть предназначены для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  • оплата подрядных работ, выполняемых по государственному (муни­ципальному) контракту, должна финансироваться за счет средств со­ответствующих бюджетов и внебюджетных источников;
  • в роли заказчика выступают получатели средств бюджета (государственный (местный) орган, обладающий необ­ходимыми инвестиционными ресурсами, действующий, как пра­вило, от имени государства - Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также органы управления внебюджетными фондами, бюджетные учреж­дения и т.д.);
  • отношения, вытекающие из государственного (муниципального) контракта, подлежат особому правовому регулированию.

Смысл выделения среди отдельных видов договора подряда госу­дарственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд «состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим» (Брагинский М.И., Витрянский В.В.).

Правовое регулирование отношений по выполнению подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд

Государственный (муниципальный) контракт на выполнение под­рядных работ для государственных (муниципальных) нужд регулируется в первую очередь специальными правилами ст. 763-768 ГК.

Общие положе­ния о договоре подряда могут применяться к отношениям, вытекающим из государственного (муниципального) контракта, лишь при отсутствии таких специальных правил.

Характерные особен­ности регламентации:

  1. Государственным (муниципальным) контрактом на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд (и соответственно специальными правилами о нем) могут охватываться как строительные работы (ст. 740 ГК), так и проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муници­пального образования. Следовательно, в соответствующих случаях к рас­сматриваемым отношениям должны применяться правила о договоре строительного подряда и о договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, естественно, если указанные отношения не уре­гулированы специальными правилами о государственном (муниципаль­ном) контракте. Общие положения о подряде подлежат субсидиарному применению лишь в том случае, если иное не установлено как специ­альными правилами о данном государственном (муниципальном) кон­тракте, так и правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
  2. Основания и порядок заключения государственного (му­ниципального) контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, которыми установлены основания и порядок заклю­чения государственного (муниципального) контракта на поставку то­варов для государственных (муниципальных) нужд (т.е. содержащиеся в названных статьях нормы приравниваются к специ­альным правилам о государственном (муниципальном) контракте и потому подлежат приоритетному применению как перед общими положениями о договоре подряда, так и перед правилами о договоре строительного подряда и договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ).
  3. В соответствии со ст. 768 ГК отношения по государст­венным (муниципальным) контрактам на выполнение подрядных ра­бот для государственных (муниципальных) нужд в части, не урегулиро­ванной ГК, должны регулироваться законом о подрядах для государст­венных или муниципальных нужд (к числу источников правового регу­лирования государственного (муниципального) контракта на выпол­нение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд могут быть отнесены следующие федеральные законы: Закон о поставках продукции ; Закон о государственном оборонном заказе ; Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение ра­бот, оказание услуг ; отдельные положения имеются и в Бюджетном кодексе, а также ряде правовых актов, принятых (утвержден­ных) указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Элементы государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Предмет государственного (муни­ципального) контракта составляют

  1. подрядные работы, предназначенные для удовлетво­рения государственных (муниципальных) потребностей;
  2. действия по передаче (и, соответственно, приему) их результата.

Стороны государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ

Сторонами в государственном (муниципальном) контракте на вы­полнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд являются

  • государственный (муниципальный) заказчик;
  • подрядчик.

Подробнее

Во-первых, основанием для обязательного внесения изменений в государственный (муниципальный) контракт может служить лишь правомерное уменьшение бюджетного финансирования подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд. Если такое изменение бюджетного финансирования произведено без предусмотренных за­конодательством оснований и с нарушением установленного поряд­ка, государственный (муниципальный) контракт не подлежит изме­нению, а государственный (муниципальный) заказчик должен нести ответственность перед подрядчиком за нарушение своих обязательств по финансированию и оплате подрядных работ.

Во-вторых, правомерное уменьшение бюджетного финансирования является обязательным основанием изменения государственного (му­ниципального) контракта в части сроков проведения подрядных ра­бот, а при необходимости и иных условий. Следовательно, если под­рядчик или государственный (муниципальный) заказчик не пожелают вносить такие изменения, их контрагент вправе предъявить требование об изменении контракта в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК). Заинте­ресованной стороной на рассмотрение арбитражного суда могут быть переданы и разногласия, касающиеся отдельных условий соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта.

Подрядные работы для государственных нужд - это строительные, проектные, изыскательские работы на основе государственного контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

К подрядным работам для государственных нужд применяются нормы ГК РФ о соответствующих видах подряда (строительного, на выполнение проектных или изыскательских работ), а также «Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации» 1 , утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года № 812 (в ред. Постановления от 18 февраля 1998 года № 216). Гражданский кодекс предусматривает также принятие специального закона о подрядах для государственных нужд, который пока не принят.

Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.

Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. Заказчиком может выступать государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами. При передаче функций государственного заказчика хозяйствующим субъектам в договорах с ними предусматриваются обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделенных средств, а также ответственность сторон за нарушение обязательств. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном соответствующими бюджетами. Подрядчиком по государственному контракту

может быть любое юридическое или физическое лицо, обладающее статусом предпринимателя и имеющее необходимую лицензию на выполнение соответствующего вида работ. К выполнению государственных контрактов наравне с российскими предпринимателями привлекаются иностранные организации. Выбор конкретного подрядчика производится на конкурсной основе путем подрядных торгов.

Основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ (ст.765 ГК РФ).

Государственный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (п.1 ст. 766 ГК РФ).

Цена выступает в качестве существенного условия государственного контракта, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 766 ГК РФ в нем должны быть конкретно оговорены стоимость предстоящей работы, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

В ходе работ их стоимость по договоренности сторон может быть уточнена в связи с действием объективных обстоятельств. Выделение дополнительных финансовых средств на увеличение стоимости работ производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

Государственный заказчик обычно выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование работ. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в 6-месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ).

Большое значение в государственном контракте придается его сроку. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон -- и другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материалов и оборудования и т. п.). При уменьшении соответствующими государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости -- и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).

К числу существенных условий государственного контракта относится также условие о способах, обеспечивающих исполнение сторонами их обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ). Обязательства государственного заказчика по оплате подрядных работ гарантируются Правительством РФ или органом управления субъекта РФ в зависимости от того, за счет каких средств финансируются соответствующие работы. Исполнение подрядчиком принятых обязательств могут обеспечивать банковская гарантия, поручительство, неустойка; возможно и сочетание этих средств.

Определенными особенностями обладает ответственность сторон за нарушение принятых по государственному контракту обязательств. Во-первых, при несоблюдении установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их выполнения приостанавливается органом, выделившим соответствующие средства. Решение о дальнейшей судьбе строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с заинтересованными органами государственного управления. Во-вторых, «Основными положениями» установлено, что в случае нарушения сроков строительства подрядчик уплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Однако указанная ответственность наступает лишь при виновном нарушении подрядчиком принятых обязательств.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

Условия контракта могут изменяться по различным причинам. Изменения условий осуществляются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Однако п. 1 ст. 767 ГК РФ особо выделяется порядок изменения контракта, вызванного уменьшением средств, выделенных на финансирование подрядных работ. Уменьшение производится соответствующим государственным органом в установленном порядке. При уменьшении средств стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчику предоставлено право требовать от заказчика возмещения убытков, вызванных изменением сроков выполнения работ.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд - это подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального договора на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному договору на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Общие положения о государственном или муниципальном договоре содержатся в § 5 гл. 37 ГК «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд». В настоящее время в части, не урегулированной ГК, к отношениям по выполнению указанных работ применяется Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».Сторонами государственного или муниципального договора являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик. Государственными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В качестве муниципальных заказчиков выступают органы местного самоуправления, а также уполномоченные этими органами на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В качестве подрядчика может выступать юридическое или физическое лицо (п. 1 ст. 764 ГК).

Итак, существуют следующие особенности договора подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др.) (п. 2 ст. 763 ГК);заказчиком по контракту выступают государственный или муниципальный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, имеющая право распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть юридическое или физическое лицо (ст. 764 ГК);основания и порядок заключения определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК; к существенным условиям контракта относятся объем и стоимость работы, срок начала и окончания работы, размер и порядок финансирования и оплаты, способы обеспечения исполнения обязательств сторонами (п. 1 ст. 766 ГК);содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы, определяется в соответствии с условиями конкурса и предложениями подрядчика, признанного его победителем (п. 2 ст. 766 ГК);подрядные работы, выполняемые по контракту, предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (п. 1 ст. 763 ГК);при уменьшении средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые условия, а подрядчик вправе требовать от заказчика возмещения убытков в связи с изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК); отношения по государственному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК). Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.

Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства.

Существенными условиями договора подряда для государственных или муниципальных нужд являются следующие:
а) условие о предмете работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 09.03.2005 N Ф08-709/05, от 12.12.2006 N Ф08-6090/06, ФАС УО от 26.07.2005 N Ф09-2321/05-С4, ФАС ЦО от 20.04.2006 N А23-3806/05Г-4-176, ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839);
б) условие о стоимости работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 12.12.2006 N Ф08-6090/06);
в) условие о сроке выполнения работ (см. постановления ФАС ПО от 5-10.12.2002 N А12-6788/02-С41, ФАС УО от 12.04.2004 N Ф09918/04ГК, ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЗСО от 13.10.2005 N Ф04-368/2005(14729-А70-8), ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839).
Особенностью данного вида договоров подряда является то, что существенным условием договора подряда для государственных (муниципальных) нужд является также условие об источниках и порядке финансирования публичным образованием (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) выполняемых подрядчиком работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЦО от 30.06.2005 N А48-8203/04-12).
315. Кто является сторонами договора подряда для государственных или муниципальных нужд? Кто является должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы?

В соответствии со ст. 764 ГК государственными заказчика ми могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Подрядчиком по договору подряда для государственных или муниципальных нужд может выступать юридическое или физическое лицо.
Особенность субъектного состава обязательств по договору подряда для государственных (муниципальных) нужд проявляется в следующем: должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы является не государственный (муниципальный) орган, заключивший соответствующий договор, а само публичное образование. Этот вывод был сделан Президиумом ВАС РФ при рассмотрении одного из дел в порядке надзора. Фабула этого дела такова.
Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с министерства природных ресурсов субъекта РФ и министерства финансов того же субъекта денежной суммы, составляющей долг за выполненные для государственных нужд подрядные работы.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен только в части взыскания долга с министерства природных ресурсов, в иске к министерству финансов отказано, так как суд счел недоказанным факт несостоятельности министерства природных ресурсов; суд посчитал, что оснований для обращения с требованием о взыскании к казне субъекта РФ у подрядчика нет. Суд апелляционной инстанции, поддержанный окружным судом, решением отменил, в иске отказал, сославшись на следующее обстоятельство: в результате действий органов государственной власти участниками правоотношений становятся субъекты РФ в целом, а не названные органы. Министерства финансов, не являясь стороной по государственному контракту, не может нести ответственность по обязательствам, возникшим из указанного государственного контракта. Президиум ВАС РФ состоявшиеся по делу судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее. При заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в данном случае - субъект РФ в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства. При новом рассмотрении дела Президиум ВАС РФ обязал суд установить этот орган (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 N 4405/06).

Еще по теме § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд (ст. 763-768) 314. Каковы существенные условия договора подряда для государственных или муниципальных нужд?:

  1. 187. Предполагает ли заключение договора коммерческого представительства возможность для представителя изменять условия договора, заключенного во исполнение поручения, и исполнять обязанности перед третьим лицом от собственного имени?
  2. 196. Можно ли признать договор подряда заключенным, если начальный срок выполнения работ определен истечением времени с момента совершения определенного действия заказчиком?
  3. 10. Каковы последствия заключения договора купли-продажи автотранспортного средств без снятия его с учета в уполномоченном государственном органе?
  4. § 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525-534) 96. Каковы последствия уклонения одной из сторон от заключения государственного (муниципального) контракта в соответствии со ст. 528 ГК?
  5. 272. Каков принцип распределения рисков гибели или случайного повреждения материалов и результатов работ между сторонами договора подряда?
  6. 278. В каком случае стоимость работ по договору подряда может быть изменена?
  7. 282. Каковы правовые последствия невозврата заказчику материалов, переданных им подрядчику для выполнения работ по договору подряда?
  8. § 4. Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758-762) 309. Какие условия договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ признаются судебной практикой существенными?

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Введение

Глава I

Понятие и виды подряда

Глава II

Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ

Глава III

Подрядные работы для государственных нужд

Заключение

Введение

Договор подряда является одним из самых распространенных и наиболее значимых в сфере товарно-денежного оборота.

В главе 37 ГК РФ отражены особенности содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ответственность сторон за нарушение принятых обязательств.

Договоры подряда для государственных и муниципальных нужд имеют широкое распространение в настоящее время. Это связано с неиссякаемой потребностью публичных образований в работах, выполняемых специалистами в своей области - подрядчиками, и выделением средств на эти цели.

Актуальность вопроса о формировании и размещении муниципального заказа обусловлена целым рядом обстоятельств. Важнейшими из них являются особый характер средств, получаемых для оплаты размещаемых заказов и вследствие этого необходимость их экономного и контролируемого расходования, соблюдение принципа свободной конкуренции между предпринимателями как основного условия рыночной экономики. Этот принцип, закрепленный в Конституции Российской Федерации, других законах и подзаконных актах, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны реализовывать в своей практической деятельности.

Контроль за размещением муниципального заказа занимает одно из важнейших мест в системе муниципального заказа, так как цель этой системы должна состоять в своевременном выявлении обстоятельств, ведущих к срыву выполнения муниципального заказа, и устранения их. Отсутствие надлежащего контроля порождает различного рода злоупотребления со стороны должностных лиц, бюджетные средства начинают расходоваться в личных целях.

Наиболее остро стоит вопрос при размещении заказа в сфере подрядных работ, что обусловлено наличием скрытых работ, практической сложностью контроля за качеством используемых при производстве работ материалов и т.д., что порождает благоприятную почву для возможных злоупотреблений.

Субъектами правоотношений в сфере размещения муниципального заказов на выполнение подрядных работ, являются органы власти всех уровней, органы местного самоуправления, которые имеют возможность оказать влияние на развитие и функционирование системы закупочной деятельности или уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд/

В нормативных актах определяются права и обязанности субъектов правоотношений, его основные этапы: определение потребностей муниципального образования, муниципальных нужд с учетом всех приоритетов, формирование сводного реестра предложений, осуществление процедуры закупок, заключение контракта и контроль над его исполнением.

Перед муниципальными заказчиками стоит задача обеспечить удовлетворение потребностей в подрядных работах с наименьшими затратами бюджетных средств. Для ее решения применяются различные способы закупок, основанные на принципах прозрачности, гласности, добросовестной конкурентной борьбы подрядчиков, взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств. В этих условиях подрядчики больше заинтересованы выполнить муниципальный заказ, чем работать на открытом рынке в условиях жесткой конкуренции, отсутствия гарантии спроса и своевременной оплаты работ.

Масштаб и разнообразие муниципальных закупок с каждым годом растут, потребность в конкретных работах при условии соблюдения антимонопольных требований предполагает повышенное внимание к отдельным разделам документаций о торгах. На сегодняшний день значительная часть работ для муниципальных нужд осуществляется по типовой документации. Порядок и процедуры проведения торгов строго регламентированы и зависят в основном от способа размещения заказа.

Глава I . Понятие и виды подряда

Договор подряда, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п.1 ст. 702 ГК РФ) 1 .

Юкша Ю.А. выделяет следующие виды договора:

  1. бытовой подряд;
  2. строительный подряд;
  3. подряд на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ;
  4. подряд на выполнение проектных и изыскательских работ;
  5. подряд на выполнение работ для государственных нужд 2 .

Предметом договора подряда являются результаты выполненной работы.

Качество выполненной работы должно соответствовать условиям договора (п. 1 ст. 721 ГК РФ), обладать свойствами, указанными в договоре, или соответствовать обычно предъявляемым требованиям и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования.

Сроки предъявления требования заказчиком, связанные с ненадлежащим качеством результата работы, определены законом (п. 1 ст. 724 ГК РФ). Если гарантийный срок не установлен, то срок предъявления претензий в связи с недостатками в работе определяется как разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы (п. 2 ст. 724 ГК РФ).

Гарантийный срок начинает течь с момента принятия результата работы заказчиком (п. 5 ст. 724 ГК РФ).

Срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, составляет 1 год, а в отношении зданий и сооружений — 3 года (п. 1 ст. 725 ГК РФ). Срок исковой давности начинает течь со дня приемки результата работы в целом, а в случае заявления о недостатках в пределах гарантийного срока — со дня заявления о них (п. 2 и 3 ст. 725 ГК РФ).

Сторонами договора подряда являются заказчик и подрядчик. Ими могут быть граждане и юридические лица.

Форма договора подряда должна соответствовать общим правилам о форме сделок (ст. 158—161 ГК РФ), чаще всего применяется письменная форма.

Срок выполнения договора подряда имеет особенность: в договоре должны быть указаны начальный и конечный срок выполнения работы, а по согласованию сторон могут быть предусмотрены и промежуточные сроки выполнения работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ).

Цена договора подряда включает компенсацию издержек подрядчика и его вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ). Она определяется путем составления сметы, которая становится частью договора подряда (п. 3 ст. 709 ГК РФ). Цена может быть как приблизительной, так и твердой (п. 4 ст. 709 ГК РФ). Заказчик обязан уплатить подрядчику цену после сдачи результатов работы при условии, что она выполнена надлежащим образом и в срок (п. 1 ст. 711 ГК РФ).

Обязанности заказчика:

  • уплатить подрядчику обусловленную цену после приемки работ;
  • предоставить материалы для выполнения работ, если это предусмотрено договором;
  • содействовать в объеме и в порядке, предусмотренных договором, в выполнении работ подрядчиком (п. 1 ст. 718 ГК РФ);
  • осмотреть и принять выполненные работы и в случае обнаружения недостатков немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ).

Права заказчика:

  • заключать с согласия генерального подрядчика договоры на выполнение отдельных видов работ с другими лицами, которые становятся ответственными перед заказчиком (п. 4 ст. 706 ГК РФ);
  • контролировать ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (п. 1 ст. 715 ГК РФ);
  • отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков в случае медленного выполнения работы (п. 2 ст. 715 ГК РФ);
  • назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков, а в случае невыполнения этого требования отказаться от договора либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать от него возмещения убытков (п.3 ст.715 ГК РФ);
  • отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть цены пропорционально выполненной работе, возместив при этом убытки, причиненные прекращением договора подряда (ст.717 ГК РФ).

Обязанности подрядчика:

  • передать права заказчику на изготовленную вещь (п. 2 ст. 703 ГК РФ);
  • выполнять работу из своих материалов, своими силами и средствами, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 704 ГК РФ), при этом подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования (п. 2 ст. 704 ГК РФ);
  • выполнить работу по цене, определенной договором (сметой), если своевременно не предупредил заказчика о фактическом ее превышении (ч. 2 п. 5 ст. 709 ГК РФ);
  • использовать материал, предоставленный заказчиком, экономно и расчетливо, представив после окончания работы заказчику отчет об его израсходовании, и возвратить его остаток (п. 1 ст. 713 ГК РФ);
  • предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении обстоятельств, грозящих годности или прочности результатов выполняемой работы либо невозможности завершения ее в срок (ч. 4 п. 1 ст. 716 ГК РФ).

Права подрядчика:

  • самостоятельно определять способы выполнения задания заказчика (п. 3 ст. 703 ГК РФ);
  • привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц — субподрядчиков, если договором не предусмотрена обязанность выполнить работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ);
  • сохранять право на оплату работ по цене, предусмотренной договором, в случае, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы (п. 1 ст. 710 ГК РФ);
  • удерживать результат работ, принадлежащее заказчику оборудование, неиспользованный материал до уплаты заказчиком соответствующих сумм за выполнение договора (ст. 712 ГК РФ);
  • потребовать оплаты выполненной им работы, если результат работы не был достигнут либо достигнутый результат оказался с недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре подряда использования или для обычного использования, по причинам, вызванным недостатками предоставленного заказчиком материала (п.2 ст.713 ГК РФ).

Не будем перечислять все права, остановимся на ответственности сторон:

Ответственность сторон:

  • подрядчик отвечает перед заказчиком за убытки, причиненные субподрядчиком, привлеченным им в нарушение договора о выполнении работы лично (п. 2 ст. 706 ГК РФ);
  • подрядчик отвечает за сохранность предоставленного ему заказчиком имущества для выполнения договора (ст. 716 ГК РФ);

заказчик вправе потребовать от подрядчика, выполнившего работу ненадлежащим образом, по своему выбору:

  • соразмерного уменьшения цены за работу;
  • возмещения своих расходов на устранение таких недостатков (п. 1 ст. 723 ГК РФ).

В случае неустранения подрядчиком недостатков в установленный заказчиком разумный срок последний вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Подрядчик отвечает за качество материала, предоставленного им для выполнения работы, по правилам об ответственности продавца за товар ненадлежащего качества, т.е. по ст. 475 ГК РФ (п. 5 ст. 723 ГК РФ).

Помимо прав, обязанностей и ответственности сторон выделяют также общие положения по приемке и сдаче подрядных работ.

Заказчик обязан принять результаты работ с участием подрядчика и при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работ, немедленно заявить об этом подрядчику.

По общему правилу заказчик, принявший результат работ без проверки качества, лишается права ссылаться на наличие явных недостатков, которые могут быть выявлены при обычном способе приемки.

Если заказчик обнаруживает скрытые недостатки, он обязан известить об этом подрядчика в разумный срок.

При уклонении заказчика от принятия работы подрядчик вправе по истечении месяца с установленной даты приемки и при условии последующего двукратного предупреждения заказчика продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом причитающихся подрядчику платежей, внести на имя заказчика.

В случае обнаружения недостатков заказчик по общему правилу вправе потребовать от подрядчика по выбору:

  1. безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
  2. соразмерного уменьшения установленной цены;
  3. возмещения своих расходов на устранение недостатков, если договором заказчику предусмотрено право самостоятельно устранить недостатки.

В случае, если не установлен гарантийный срок, то требования устранения недостатков результатов работы могут быть предъявлены заказчиком при условии их обнаружения в разумный срок, но в пределах двух лет после передачи результата работы.

Рассмотрим виды подряда.

Бытовой подряд. По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязан выполнить по заданию заказчика (физического лица) определенную работу, предназначенную для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика, а заказчик обязан принять и оплатить эту работу.

Выделяют определенные особенности, касающиеся этого вида подряда.

Строительный подряд. Специфика строительного подряда состоит в относительно длительном цикле и характере работ (возведение и реконструкция зданий и сооружений) 3 .

По договору строительного подряда подрядчик обязан в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 Г К РФ).

Обязательным при осуществлении строительства является соблюдение СНиПов (строительных норм и правил). СНиПы, а также стандарты и технические условия на стройматериалы, детали, конструкции являются нормативно-техническими документами, т. с. актами, регламентирующими технические процессы проектирования объектов строительства, осуществления строительно-монтажных работ, а также содержащих технические требования к применяемым в строительстве материалам, конструкциям.

Предмет договора строительного подряда составляет строительство определенного объекта либо выполнение иных строительных работ.

Особенностью договора строительного подряда является обязательное наличие технической документации и сметы. Таким образом, предмет договора строительного подряда должен быть детализирован в технической документации.

Существенными условиями договора строительного подряда являются состав и содержание технической документации, а также то, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию (п. 2 ст. 743). Вместе с тем отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для признания договора незаключенным, если совокупность условий договора (например, отсылка к типовому проекту) позволяет определить его предмет.

Цена в договоре строительного подряда должна определяться сметой.

Также как и в бытовом подряде выделяют права и обязанности. Также Юкша Я.А. отмечает, что договор строительного подряда, в отличие от других видов подряда, характеризуется дополнительными обязанностями 4 .

Глава II . Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ

гл. 39 ст. 1288 ГК).

В силу п. 2 ст. 702 ГК РФ к отношениям, связанным с заключением и исполнением договора ПИР, применяются в субсидиарном порядке нормы § 1 гл. 37 ГК РФ 5 .

Субъекты договора на выполнение проектных и изыскательских работ имеют специальные наименования. Подрядчик именуется проектировщиком либо изыскателем, что подчеркивает его особый статус. Каких-либо специальных требований к проектировщику (изыскателю) ГК РФ не содержит, из чего следует, что в качестве такового может выступать любое как юридическое, так и физическое лицо, причем для последнего статус индивидуального предпринимателя не обязателен. Тем не менее, на практике в силу специфики соответствующих отношений проектировщиком (изыскателем), как правило, является специализированная проектная организация. Кроме того, следует отметить, что до недавнего времени (до 1 января 2010 г.) Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривалось лицензирование проектирования зданий и сооружений (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения) и инженерных изысканий для строительства данных объектов.

Еще один аспект статуса проектировщика (изыскателя) определяется тем, что в конкретных ситуациях этот субъект в своей деятельности должен руководствоваться нормами Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, а также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Вторая сторона договора ПИР - заказчик - подчиняется общим нормам гражданского права, в этом качестве может выступать любой субъект.

Предмет договора на выполнение проектных и изыскательских работ - действия по разработке технической документации и (или) осуществлению определенных изысканий. Под изысканиями, как правило, понимают деятельность по сбору информации об условиях будущих работ, в частности будущего строительства.

Данный договор, как правило, заключается в преддверии заключения договора строительного подряда, регламентированного § 3 главы 37 ГК РФ.

Предметом договора ПИР являются действия, направленные не только на разработку документации и осуществление изысканий, но и на передачу результата работ заказчику.

Порядок оплаты результата работ по договору ПИР установлен в ч. 2 ст. 762 . Таким образом, риск недостижения цели договора несет проектировщик (изыскатель).

Для того чтобы приступить к исполнению данного договора, проектировщик (изыскатель) должен получить особый документ, который составляется после заключения договора, - задание на проектирование. Теоретически возможно составление данного документа и до заключения договора, но в этом случае на субъекте, составившем задание на проектирование, будет лежать риск незаключения договора ПИР.

Особенностью отношений по осуществлению проектных и изыскательских работ является тот факт, что задание на проектирование (в котором и отражаются все особенности предмета договора ПИР) может быть разработано не только заказчиком, но и самим подрядчиком. В последнем случае необходимо, во-первых, поручение заказчика подрядчику с описанием основных характеристик проектируемого объекта либо цели изысканий; во-вторых, утверждение заказчиком задания на проектирование.

Форма утверждения задания на проектирование нормами § 4 гл. 37 ГК РФ (равно как и иными нормами Кодекса) не регламентируется 6 . Данный пробел в законодательстве порождает практические проблемы, например, в ситуации, когда заказчик утверждает составленное подрядчиком задание на проектирование устно, а затем отказывается от своих слов. Решение данной проблемы зависит от того, какую правовую квалификацию мы дадим действиям по утверждению задания на проектирование. Вариантов два - либо это действия фактические, либо юридические (т.е. сделка). В первом случае, при квалификации утверждения заказчиком задания на проектирование как фактического действия, мы придем к выводу, в соответствии с которым подрядчик, не получивший подтверждения этих действий своевременно, едва ли сможет свои права защитить. Во втором случае, если перед нами сделка, мы можем использовать нормы о форме сделки и последствиях ее несоблюдения. Прежде всего, возникает вопрос: в устной или письменной форме должно совершаться утверждение заказчиком задания на проектирование, разработанного подрядчиком? Представляется, что устная форма для этой сделки является достаточной. Аргументируем данную позицию. В силу п. 1 ст. 159 ГК РФ сделка, для которой законом или соглашением сторон не предусмотрена письменная форма, может быть совершена устно. Сделка по утверждению заказа на проектирование не является договором подряда, соответственно, требования к ее форме в ГК РФ отсутствуют. Если в договоре ПИР стороны укажут, что утверждение задания на проектирование должно быть письменным, то последствия несоблюдения простой письменной формы будут состоять в невозможности приводить свидетельские показания и, соответственно, в допустимости доказательств письменных (и иных) в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ. Кроме того, в особом условии договора ПИР стороны могут установить, что несоблюдение простой письменной формы утверждения задания на проектирование влечет недействительность данной сделки (это допускается нормой п. 2 ст. 162 ГК).

Если в договоре ПИР о форме утверждения задания на проектирование не сказано ничего, следовательно, утверждение может совершаться в устной форме, соблюдение которой может быть доказано свидетельскими показаниями (помимо прочих доказательств).

Кроме задания на проектирование для исполнения договора могут быть необходимы и иные исходные данные. Передача всех иных данных (информации, документации, моделей, образцов и т.п.) является императивно установленной обязанностью заказчика.

В п. 2 статьи установлена обязанность проектировщика (изыскателя) соблюдать требования заказчика. Проектировщик имеет право от данных требований отступить только с согласия заказчика.

Рассмотрим особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ с комментариями:

  1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

Выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

Согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

Передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.

  1. Подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ гарантирует заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной подрядчиком технической документации.

Обязанности заказчика. Заказчик обязан оплатить работу подрядчика в порядке и на условиях, определенных договором. Помимо этого, заказчик возмещает дополнительные расходы подрядчика, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика (абз.6 ст. 762 ГК РФ).

На заказчика, как и на подрядчика распространяется обязанность не разглашать содержащиеся в документации по договору сведения без согласия подрядчика (абз.3 ст. 762 ГК РФ).

Заказчик обязан содействовать подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, согласно договору (ст.762 ГК РФ). Содействием может быть: предоставление исходных данных и материалов, обеспечение необходимыми сведениями и документами, привлечение специалистов и проч., а также участие заказчика в согласовании документации в государственных учреждениях.

Заказчик обязан привлечь подрядчика к участию в деле по иску третьего лица к заказчику о недостатках в технической документации или выполненных изыскательских работах (ст.762 ГК РФ). Непривлечение заказчиком подрядчика к участию в деле освобождает подрядчика от ответственности перед заказчиком, если подрядчик докажет, что он, приняв участие в деле, мог предотвратить взыскание убытков с подрядчика, вызванное этими недостатками.

Ответственность по договору. Ответственность сторон определяется условиями договора и закона. Например, в соответствии с п.2 ст.761 ГК РФ подрядчик несет ответственность за качество технической документации и выполненных изыскательских работ, установленное как условиями договора, так и нормативно-правовыми документами. По требованию заказчика он безвозмездно переделывает техническую документацию, проводит дополнительные изыскательские работы, а также возмещает заказчику убытки.

Глава III . Подрядные работы для государственных нужд

Как отмечает Зенин И.А. подрядные работы для государственных или муниципальных нужд – это подрядные строительные работы (ст.740 ГК), проектные и изыскательные работы (ст.758 ГК), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд и осуществляемые на основе государственного или муниципального контракта 7 .

Контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда (ст. 740 ГК) и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК).

Мозолин В.П. 8 отмечает, что подряду для государственных нужд посвящены в ГК шесть статей (ст. 763 - 768 ГК). В них раскрываются лишь самые общие особенности строительных и проектно-изыскательских работ, в которых на стороне заказчика выступает государство. Лаконичность ГК имеет объективные основания. С одной стороны, нормы § 5 гл. 37 ГК распространяются только на строительные и проектно-изыскательские работы, проведение которых уже урегулировано нормами гл. 37 ГК. С другой стороны, отношения с участием государства сложны и обладают спецификой. С юридической, а тем более с практической точки зрения большое значение в них имеют моменты публично-правового характера (особенности бюджетного финансирования, порядок подготовки к заключению и заключение договоров и др.).

В силу прямого указания в законе к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила ст. ст. 763 - 768 ГК РФ (абз. 2 ст. 778 ГК). Договоры на выполнение иных работ, также направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, не относятся к государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в смысле комментируемой статьи. Отношения, возникающие из таких договоров, регулируются нормами общих положений гл. 37 ГК РФ о подряде (§ 1 гл. 37 ГК), правила ст. ст. 763 - 768 ГК РФ к таким отношениям могут применяться по аналогии.

Общим для государственных или муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, прежде всего, является предмет договора - работы, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд. На стороне заказчика могут выступать только специальные субъекты, определенные в законе, - государственные и муниципальные заказчики.

В Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержится понятие государственных и муниципальных нужд 9 . Легальное определение этого понятия не является неизменным.

По мнению П. В. Крашенинникова 10 согласно изменениям законодательства, вступившим в силу с 1 января 2011 г., под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные нужды), либо потребности субъектов Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Таким образом, основным изменением в определении государственных и муниципальных нужд является то, что нужды бюджетных учреждений больше не относятся к государственным или муниципальным нуждам и бюджетные учреждения больше не могут выступать в качестве государственного или муниципального заказчика. Однако правила, установленные Законом о размещении заказов, в равной степени распространяются и на бюджетные учреждения.

Основными особенностями подрядных работ для государственных нужд, из-за которых это правоотношение было выделено в отдельный параграф гл. 37, являются: специальный субъект на стороне заказчика, цели, для которых осуществляются работы, - государственные нужды, особые бюджетные источники финансирования, а также специальные основания и порядок заключения государственного контракта, основания для изменения условий договора, правила о гарантиях и компенсациях убытков подрядчика.

К подрядам для государственных нужд в части, не противоречащей § 5 гл. 37 ГК, применяются нормы § 3 (строительный подряд) и § 4 гл. 37 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ), что вытекает из содержания п. 1 ст. 763 ГК, содержащего отсылку к ст. 740 ГК (строительный подряд) и ст. 758 ГК (подряд на выполнение проектных и изыскательских работ).

Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" предусмотрено, что его нормы распространяются на отношения по оказанию услуг для государственных нужд. Названное часто рассматривается как указание на возможность его применения и для государственных подрядов. Однако различие работ и услуг как самостоятельных объектов гражданского права не дает формального основания использовать этот Закон непосредственно. Наиболее справедлив вывод о том, что нормы о поставках если и применяются по отношению к подряду для государственных нужд, то только по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).

Особенностью государственного или муниципального контракта является специфический субъектный состав на стороне заказчика, а именно государственный или муниципальный заказчик. Согласно п. 2 статьи 764 государственными заказчиками могут выступать только следующие субъекты:

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) казенные учреждения;

4) иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать:

1) органы местного самоуправления;

2) иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Законодатель устанавливает единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух различных видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Формирование заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Форма государственного и муниципального контракта всегда письменная в силу специфики субъектного состава.

Основным способом размещения заказов на выполнение работ является проведение торгов в форме конкурса или аукциона. В исключительных случаях допускается размещение заказов на выполнение работ без проведения торгов следующими способами: путем запроса котировок, у единственного подрядчика.

Составление протокола разногласий по условиям, которые не являются обязательными условиями извещения о проведении торгов или запроса котировок, нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку данное право предоставлено стороне ст. 528 ГК РФ.

Так, арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 528 , 765 ГК РФ, ч. 5 ст. 9 , ст. 43 , ч. ч. 4 , 8 ст. 47 Закона о размещении заказов, признал недействительным протокол об отказе от заключения государственного контракта и указал, что подписание заявителем государственного контракта с протоколом разногласий, касающимся тех условий контракта, которые не являются необходимыми условиями извещения о проведении запроса котировок (а именно об исключении пункта договора, не соответствующего требованиям законодательства), нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку такие действия соответствуют положениям ГК РФ 11 .

К существенным условиям согласно ст. 432 ГК РФ кроме условия о предмете относятся и условия, которые названы таковыми в законе или в иных правовых актах, либо условия, которые необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Особенностью государственного или муниципального контракта является отнесение к существенным условиям срока начала и окончания работ. При этом срок окончания работ связан и со сроком действия соответствующего контракта. Согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные или муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 этой же статьи .

Таким образом, по общему правилу срок действия государственного или муниципального контракта, а следовательно, и срок выполнения работ не должны превышать трех лет. Подобные правила установлены ст. 9 Закона о размещении заказов и для бюджетных учреждений.

К обязательным условиям государственного или муниципального контракта Законом о размещении заказов отнесено условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, а также условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного соответствующим контрактом (ст. 9 Закона о размещении заказов).

Специальные правила установлены при определении цены контракта.

В качестве общего правила законодатель устанавливает недопустимость и одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, и изменения его условий по соглашению сторон. Исключения из указанного правила должны быть прямо предусмотрены законом.

Соответствующие случаи предусмотрены как общими положениями ГК РФ (например, ст. ст. 328 , 405 ), так и специальными правилами, например правилами, содержащимися в Законе о размещении заказов.

Так, суд удовлетворил иск о взыскании задолженности по муниципальному контракту, поскольку в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства (проектно-сметная документация была утверждена заказчиком, несмотря на неоднократные письменные обращения подрядчика о ее согласовании, значительно позже срока, установленного договором, заказчиком был нарушен срок оплаты по муниципальному контракту) сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства (ст. 328 ГК); поэтому действия подрядчика по приостановлению работ, а затем и по расторжению контракта были признаны судом соответствующими закону 12 .

Законом о размещении заказов ограничено действие принципа свободы договора в отношении государственных и муниципальных контрактов.

Предметом договора подряда является изготовление индивидуально-определенного изделия, в то время как предметом поставки, как правило, выступает имущество, характеризуемое родовыми признаками. Условия договора подряда направлены, прежде всего, на определение взаимоотношений сторон в процессе выполнения обусловленных работ, а при поставке главное содержание договора составляет передача предмета договора другой стороне - покупателю.

Рассмотрев данную тему, мы можем сделать следующие выводы и предложить свои рекомендации по совершенствованию законодательство по данной теме.

Анализ реформированного законодательства позволяет говорить о положительной динамике в правовом регулировании данного института. Однако в настоящее время Закон №94-ФЗ регулирует далеко не все проблемные вопросы, которые возникают в правоотношениях сторон на практике.

1.Основная проблема – отсутствие должного законодательного регулирования выполнения подрядных работ для государственных нужд как разновидности договора подряда. Нормативно-правовые акты в области размещения заказов, в том числе и на выполнение работ, по многим принципиальным позициям противоречат Гражданскому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ. Принятие специального нормативно-правового акта о размещении заказов позволило закрепить вопросы заключения договора (контракта). Тем не менее, остались не урегулированными специальные вопросы исполнения и прекращения подрядных правоотношений для публичных нужд. Закон должен затронуть особенности содержания подрядного контракта, в том числе вопросы изменения цены контракта, порядка распределения экономии в работах, особенностей оплаты, гарантиях сторон, особенностей заключения, изменения и расторжения контракта, моменты привлечения субподрядчиков и многие другие проблемные моменты.

2. Можно отметить декларативный характер норм о предоставлении преимуществ некоторым участникам (например, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства).

3.В качестве одной из мер поддержки субъектов малого предпринимательства автор предлагает установить при крупных заказах определенную обязательную долю субподрядов с участием субъектов малого предпринимательства.

4.Процедура расторжения муниципального контракта в судебном порядке занимает продолжительное время, в связи, с чем возможность заключения контракта с иным подрядчиком существенно сокращается, делая практически невозможным исполнение и оплату заказа, особенно в конце текущего финансового года, и наносит заказчику прямые убытки.

По нашему мнению, необходимо законодательно предусмотреть возможность заказчика одностороннего отказа от исполнения контракта, в случае ненадлежащего исполнения контракта подрядчиком, поскольку закон №94-ФЗ регулирует процесс размещения муниципального заказа вплоть до заключения муниципального контракта, а уже договорные отношения должны регулироваться непосредственно ГК РФ.

5.Кроме того, недостатком также является отсутствие у заказчика возможности изменить цену муниципального контракта, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом №94-ФЗ, что ведет к полному игнорированию экономических интересов, как заказчика, так и подрядчиков.

Существует острая необходимость разработки методики и порядка определения начальной (максимальной) цены работ путем проведения мониторинга цен, маркетинговых исследований, что позволит максимально точно определять начальную цену контракта, а также эффективно расходовать и экономить бюджетные средства. А пока такая методика отсутствует - заказчик повсеместно сталкивается с демпингом цен, с необоснованно возникающей «экономией», вследствие формирования заказчиком завышенной начальной (максимальной) цены контракта, что, как правило, приводит к неисполнению или ненадлежащему исполнению муниципального контракта подрядчиком.


Заключение

Договор подряда, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п.1 ст. 702 ГК РФ.

Договор этот заключается с целью изготовления или переработки вещи либо выполнения другой работы с передачей ее результата заказчику (п.1 ст.703 ГК РФ).

Характеристика договора подряда : консенсуальный, возмездный.

Выделяет следующие виды договора:

Бытовой подряд;

Строительный подряд;

Подряд на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ;

Подряд на выполнение работ для государственных нужд.

Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ (ПИР) является разновидностью договора подряда, т.е. его исполнение не предполагает применение творческих усилий, объект является не творческим, а материальным. В этом состоит одно из основных отличий договора ПИР от договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, регламентированных гл. 39 ГК РФ, а также от договора авторского заказа (ст. 1288 ГК).

Подрядные работы для государственных нужд осуществляются на основе государственного контракта, под которым понимается договор, заключенный государственным заказчиком с юридическим лицом или гражданином, являющимся исполнителем подрядных работ (подрядчиком), и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение государственного заказа. Под государственным заказом понимается задание государственного заказчика на выполнение подрядчиком строительных работ либо проектных и изыскательских работ, оформленное в виде соответствующего нормативного (распорядительного) акта, принятого в соответствии с компетенцией органа, уполномоченного принимать решение о проведении подрядных работ для государственных нужд. Такими органами выступают Правительство РФ и государственные органы, уполномоченные Правительством, либо высшие исполнительные органы субъектов РФ.

Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2 СПС "КонсультантПлюс".

2.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (действующая редакция от 22.10.2014) СПС "КонсультантПлюс".

3.Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ СПС "КонсультантПлюс".

4.Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"// Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

5.Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» СПС "КонсультантПлюс".

6.Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" СПС "КонсультантПлюс".

7.Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2010 г. N 290-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105; 2010. N 45. Ст. 5755.

8. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 мая 2010 г. по делу N А82-16307/2009 // СПС "КонсультантПлюс".

9.Борисов А.Н., Краев Н.А.