Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Если у заказчика отпала необходимость в приемке некоторой части товара по контракту, необходимо либо расторгнуть контракт по соглашению сторон в части исполненных обязательств, либо заключить к нему дополнительное соглашение об уменьшении объема товара по контракту. Заказчику необходимо, чтобы все было документально оформлено по исполнению обязательств сторонами и контракт был правильно закрыт, вне зависимости от ссылки на данный пункт в контракте.
Также необходимо учесть, что Контракт возможно расторгнуть, если в нем отсутствует условие, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон по нему, и контракт признается действующим до установленного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства (т. е. до поставки товара, предусмотренного контрактом, в полном объеме) (п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ).
Сведения о расторжении контракта необходимо разместить в ЕИС на следующий рабочий день, после того как расторгли контракт и закрыть контракт в реестре контрактов на сайте ЕИС.
Законом № 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается:
Такие основания предусмотрены частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Расторгнуть контракт по соглашению сторон допускается, если у сторон нет друг к другу претензий по исполнению.
Однако в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в т. ч. гарантийного обязательства), в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Расторжение контракта по соглашению сторон оформляется в виде дополнительного соглашения.
Датой расторжения контракта (прекращения обязательств) считается дата заключения соглашения о расторжении, если иное не вытекает из соглашения (ч. 2, 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ).
Если стороны контракта не соглашаются на расторжение по взаимному соглашению либо в законе или контракте отсутствует необходимое основание для одностороннего отказа от исполнения, допускается расторгнуть контракт по решению суда.
Расторгнуть контракт по решению суда можно:
Случаи расторжения контракта по Гражданскому кодексу РФ:
Односторонний отказ от исполнения контракта допускается по основаниям, предусмотренным в Гражданском кодексе РФ.
Из положений Гражданского кодекса РФ следует, что односторонний отказ от исполнения контракта допускается в случае существенных нарушений контракта одной из сторон.
Существенные нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта:
Заказчик принимает решение об одностороннем отказе, если в контракте он предусмотрел право на принятие такого решения.
Если до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик решил провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, то решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается только в случае, если по результатам экспертизы подтверждаются нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа (ч. 10, 11 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик размещает в ЕИС. Срок размещения - в течение трех рабочих дней (не позднее) с даты принятия такого решения. В тот же срок заказчик уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.
По истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Датой надлежащего уведомления признается:
Такое правило установлено в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщик (подрядчик, исполнитель):
Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые по гражданскому законодательству являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Когда контракт расторгается по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заказчик вправе закупить товар (работы, услуги), являющийся предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений на основании пункта 6 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.
Если до момента расторжения контракт частично был исполнен, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги уменьшается на объем обязательств, исполненных по расторгнутому контракту. Цена такого контракта уменьшается пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы, оказанной услуги (ч. 18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
1. Если в ходе исполнения контракта заказчик установил, что:
2. Если в ходе исполнения контракта, заключенного по пункту 47 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, расторгнут специальный инвестиционный контракт.
3. Если в ходе исполнения контракта, заключенного по пункту 48 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, расторгнут контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию, модернизации, освоению производства товара на территории субъекта РФ (ст. 111.4 Закона № 44-ФЗ).
Порядок расторжения такого контракта следующий:
При проведении закупки по государственному оборонному заказу особенности порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта могут быть установлены Законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В настоящее время они не установлены.
Поставщик (подрядчик, исполнитель), так же как и заказчик, вправе отказаться от исполнения контракта.
Условие для принятия решения об отказе поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - в контракте предусмотрено право заказчика на принятие такого решения.
Решение об одностороннем отказе принимается по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения.
Существенные нарушения заказчиком контракта:
О принятом решении поставщик (подрядчик, исполнитель) уведомляет заказчика.
Для этого в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (не позднее) поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику.
Решение направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте.
Также решение направляется телеграммой либо:
По прошествии 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 21 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Датой надлежащего уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчика нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения, были устранены, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение (ч. 22 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Если контракт расторгается в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя), то заказчик проводит закупку товаров, работы, услуги, являющихся предметом расторгнутого контракта, согласно положениям Закона № 44-ФЗ (ч. 24 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения влечет наложение административного штрафа:
Предприниматели несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрено иное (ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
С момента расторжения контракта заказчик должен:
1. В течение трех рабочих дней направить информацию о расторжении контракта в Казначейство России (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
Порядок направления такой информации установлен:
2. В течение одного рабочего дня разместить информацию о расторжении контракта в единой информационной системе. Сведения, составляющие государственную тайну, заказчик не должен размещать (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
3. В течение семи рабочих дней разместить в единой информационной системе отчет об исполнении контракта (подп. «в» п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093).
4. В течение трех рабочих дней направить в ФАС России информацию для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которая предусмотрена частью 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, в случае, если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом от исполнения. Кроме того, вместе с такой информацией заказчик должен направить данной службе копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин отказа (ч. 16 ст. 95, ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.
Приемка товара по 44-ФЗ является одним из этапов исполнения контракта. Поставщику важно не только поставить качественный товар, соответствующий требованиям контракта и техническому заданию, но соблюсти порядок передачи товара заказчику. Последний же, в свою очередь, должен осуществить приемку в строгом соответствии с положениями закона, нормативно-правовых актов и пунктов контракта. Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ Вопросы передачи и приемки товара по 44-ФЗ урегулированы ст. 94 указанного закона и ст. 513 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч. 3 ст. 94 ФЗ-44 заказчик при приемке товара должен провести экспертизу по вопросу его соответствия условиям контракта. Заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или ограничиться силами своих специалистов при проведении экспертизы.
Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы. Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства.
Заказчик обязан приложить акт, а также документы, свидетельствующие в пользу того, что товар недоброкачественный.
Планируем подать в кассацию, но в связи со сложившимися обстоятельствами решили подготовиться максимально, как это возможно. Есть ли у вас обзор по подобным делам? Может, есть судебные решения? Считаем, что нам нужно как-то доказать, что мы не должны самостоятельно изучать характеристики оборудования, которое указано в техническом задании, если хотим предложить эквивалент, а проводим сравнение только по тем характеристикам, которые указаны в техническом задании.
Ответ: Обзора у меня нет, честно говоря. Я с Вашей позицией согласна, заказчик приглашает Вас поторговаться, условия торга должны быть изложены в документации исчерпывающим образом. Но непонятно, что же в Вашем контракте описано? Ведь в предмете контракта должен быть описан именно тот товар, который Вы предложили (то есть пресловутый эквивалент), а не тот, который был указан в документации об аукционе.
Такие меры помогут снизить вероятность недобросовестного исполнения поставщиком своих обязательств.
Внимание
А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении.
Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика. Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме.
ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет. В письме от 12.06.2016 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.
Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров. Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.
У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика. У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.
Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу. Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным. Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение. Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них - обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.
Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом. Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом. По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ.
Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.
При работе с госзаказчиками, как правило, все идет достаточно четко и планомерно, если участник сам добросовестно выполняет свои обязательства по контракту. Но и здесь нельзя на сто процентов застраховаться от ситуаций, когда заказчик не подписывает акт приёмки или указывает, что услуга, товар или работы не соответствуют требованиям качества.
Если в отношениях закупок в рамках 223 Федерального закона эти вопросы можно урегулировать заранее, например, прописать в договоре штрафные санкции за немотивированную просрочку в приемке или даже установить, что работы считаются принятыми с момента сдачи документов уполномоченному представителю принимающей стороны. То в случае государственных закупок эта проблема чаще всего решается через суд.
Существенные условия госконтракта в рамках 44 Федерального закона поменять невозможно, поэтому в случае таких конфликтов вопросы решаются в претензионном порядке.
Для суда потребуются доказательства того, что исполнитель пытался сдать работы и обращался к заказчику. Участник должен направить заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором содержится сообщение:
На будущее, для суда должно быть видно, что заказчика приглашали, работы пытались сдать, но он необоснованно уклонялся от приемки и подписания актов выполненных работ. Поэтому важно правильно сдавать документы: должно быть видно, что они получены другой стороной.
Зачастую бывает, что поставщик приезжает в офис заказчика, оставляет документы где-то у секретаря и уезжает, не получив подтверждения о приемке. В такой ситуации, в суде будет очень легко доказать, что никаких документов предоставлено не было.
Лучше всего будет отправить документы почтой, с подтверждением о вручении. Так как такой факт заказчику будет очень сложно оспорить в суде и доказать, что поставщик не предоставил акты для подписания практически нереально.
Согласно ст. 753 Гражданского Кодекса заказчик, получивший сообщение о готовности к сдаче результата работ (товаров или услуг), обязан немедленно приступить к приемке.
Если заказчик не является на приемку ТРУ - акт подписывается в одностороннем порядке.
Такой документ служит основанием для оплаты и может быть признан судом недействительным только, если мотивы отказа от подписания обоснованы.
Здесь нужно подумать о доказательствах выполнения работ для суда:
А вот фотографии выполненных работ суды обычно не принимают, т.к. непонятно - где это снято, что за объект, в какой период сделано фото и так далее.
Бывает, что заказчик не принимает работы, т.к. его не устраивает качество. Нужно тогда смотреть, а было ли требование к качеству вообще детально прописано в аукционной документации и контракте?
Часто - это только общие фразы, например, товар должен быть пригоден для использования. Заказчик должен указать конкретные, а не общие замечания, почему он считает услугу или товар не пригодными, в чем выразился недостаток. При этом все требования, которые предъявляются к поставщику должны совпадать с условиями, описанными в документации.
После определения недостатков, стороны должны согласовать срок их устранения. Возможно, потребуется заключение эксперта, которое поможет доказать поставщику, что качество товара, работ или услуг соответствует условиям контракта.
Известно, что решение любых вопросов нужно сопровождать письменными документами. Если что-то не удается урегулировать с заказчиком, не надо ждать, что оно само решится. В государственных закупках каждый день очень важен, потому что сроки строго регламентированы законом и их нарушение ведет к штрафам и пеням.
Нужно готовить претензию сразу, как только что-то пошло не так.
Этот документ можно разбить на несколько частей:
В претензии нужно указать краткий расчет задолженности: 1/300 умножается на ставку рефинансирования (в апреле 2018 года текущая ставка 7,25%) полученное произведение умножается на сумму долга и на количество дней просрочки.
Размер штрафа зависит от цены контракта, например, если цена меньше трех миллионов, то штраф будет 2,5 % от стоимости контракта. Также за другие нарушения заказчика установлены штрафы в виде фиксированной суммы.
В простых стандартных случаях составить претензию под силу участнику самому. В сложных ситуациях лучше все-таки обратится к специалистам.
При возникновении проблем с заказчиком по контракту 44-ФЗ -отказа в подписании актов или задержки оплаты, мы советуем сразу же пытаться решить эту проблему. Сначала попробовать урегулировать все мирным путем переговоров, а если заказчик так и не выполнит свои обязательства, то решать проблему необходимо через суд. Т.к. если, например, акты не будут подписаны к сроку окончания исполнения контракта, это будет только проблемой поставщика. И штрафы за это будут наложены на исполнителя.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Ситуация
В контракте оговорен срок поставки бензина с 01.10.2017 по 31.12.17. Заказчик не успевает выбрать весь бензин до 31.12.17, но хочет продолжить работу с поставщиком. Может ли поставщик отпускать бензин после 01.01.18, если в контракте есть условие, что он действует до полного исполнения сторонами обязательств?
Законодательство
Срок оказания услуг и срок действия договора — это разные понятия. «До полного исполнения сторонами обязанностей» — срок действия всего договора, включая оплату поставленного товара. «Срок оказания услуг» — это конкретная дата, после которого заказчик не имеет права принимать товар. Контракт придется расторгнуть по соглашению сторон.
Стороны не могут допсоглашением изменять сроки выполнения работ, так как это существенные условия контракта. При разборе ситуации, когда застройщик попросил продлить сроки строительства, суд счел, что если провести аукцион на одних условиях, а потом изменить их (продлить срок), это ограничивает конкуренцию между участниками закупки. Если в контракте изначально стояли другие сроки, на закупку пришло бы больше участников.
Действия поставщика
Подписывайте с заказчиком акты о приемке поставленной части товара, ждите оплату и расторгайте контракт по соглашению сторон.
Ситуация
Победитель закупки заключил контракт с больницей на поставку рентгенпленки на 2,5 млн рублей. Заказчик выбрал продукцию на 1 млн рублей и предложил поставщику расторгнуть контракт, так как продукция ему не нужна. Между тем, поставщик уже закупил весь объем пленки для исполнения контракта, и теперь она занимает склад. Что делать поставщику?
Законодательство
Гражданский Кодекс
Прежде всего помните, что вы вправе не соглашаться на расторжение по соглашению сторон. Порядок исполнения обязательств по договору регулирует Гражданский Кодекс РФ, и в ч.2 ст. 515 сказано следующее:
«Невыборка покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров, дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплаты товаров».
То есть вы вправе требовать оплаты товара, несмотря на то, что товар не выбран.
Заказчик не может расторгнуть контракт в одностороннем порядке без существенной причины. Отсутствие необходимости в товаре, на который он провел закупку, к таким причинам не относится.
Действия поставщика
Много зависит от конкретной ситуации, а именно — какие убытки понесет поставщик, если расторгнет контракт до его полного исполнения. Но закон на вашей стороне, вам решать, как поступить:
Не соглашайтесь на расторжение контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика, так как в этом случае формально есть риск попасть в РНП (ч. 16 ст. 95 44-ФЗ).
Ситуация
Победитель закупки заключил контракт по 44-ФЗ, но заказчику совсем не нужны товары и он хочет расторгнуть договор по обоюдному согласию. Можно ли обязать заказчика исполнить все обязательства по контракту?
Законодательство
Гражданский Кодекс
Согласно ст. 534 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена госконтрактом, возместив поставщику убытки, причиненные отказом. Правда, о каких именно случаях идет речь, ни закон, ни подзаконные акты не уточняют.
Действия поставщика
Невозможно дать универсального совета, так как многое зависит от ситуации. Многие поставщики предпочитают в таких ситуациях расторгать договор по обоюдному согласию. Но если вы решите возмещать убытки в суде, убедитесь, что ваш товар полностью соответствует документации и контракту. Мелочи, на которые заказчик может закрыть глаза в обычной ситуации, в состоянии войны могут использовать против вас.