Судебный акт вступает в законную силу. Виды судебных актов, порядок вступления в законную силу. Основания для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Приватизация

Судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в общем кассационном порядке. Однако в отношении ряда актов (решений судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ, принятых по первой инстанции) предусмотрен особый порядок их пересмотра судом надзорной инстанции.

Кассационное производство представляет собой проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу решений суда.

Лица, участвующие в деле (их представители при наличии соответствующего полномочия), а также другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, имеют право подать кассационную жалобу (прокурор - кассационное представление) и тем самым возбудить пересмотр вступившего в законную силу решения суда.

Обжаловано может быть как все решение, так и его часть (например только мотивы решения либо вывод суда о порядке и сроке исполнения решения или распределения судебных расходов) либо изложенные в нем выводы об обстоятельствах дела.

Кассационная жалоба может быть подана (лично или по почте) в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

При пропуске срока на кассационное обжалование по уважительной причине заинтересованное лицо может восстановить его, подав соответствующее заявление в суд.

Днем подачи жалобы является дата, указанная в отметке суда на жалобе, представлении об их поступлении либо в штемпеле организации почтовой связи, принявшей почтовое отправление. Время поступления жалобы удостоверяется ответственным работником канцелярии суда.

Жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции.

Кассационная жалоба должна содержать:

Наименование суда, в который адресуется жалоба;

Наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

Наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

Указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

Указание на судебные постановления, которые обжалуются;

Указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

Просьбу лица, подающего жалобу, представление.

Примечание. Если жалобу подает лицо, не принимавшее участия в деле, оно должно указать, какие его права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по ним решение.

Жалобу подписывает подающее ее лицо или его представитель (в этом случае необходимо приложить доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочие представителя, если в деле его не имеется).

К жалобе прилагается также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (если жалоба подлежит оплате), заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу, и необходимое число копий документов для лиц, участвующих в деле.

В случае несоблюдения необходимых требований судья выносит определение, на основании которого возвращает жалобу заявителю. На это определение может быть подана частная жалоба.

После поступления жалобы в суд кассационной инстанции она предварительно изучается судьей единолично, по результатам чего им выносится определение о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании либо об отказе в ее передаче при отсутствии оснований для пересмотра. В последнем случае жалоба заявителю не возвращается, а остается в суде кассационной инстанции.

Рассмотрение дела начинается докладом председательствующего (или одного из судей), который излагает:

Обстоятельства дела;

Доводы кассационной жалобы, представления.

Затем суд выслушивает объяснения явившихся в судебное заседание участников процесса (их представителей). Первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу (его представитель).

Удалившись в совещательную комнату, суд выносит кассационное постановление или определение:

Оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационные жалобу - без удовлетворения;

Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

Оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

Отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

Оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если не выполнены необходимые требования.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке служат только такие существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в общем кассационном порядке. Однако в отношении ряда актов (решений судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ, принятых по первой инстанции) предусмотрен особый порядок их пересмотра судом надзорной инстанции.

Кассационное производство представляет собой проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу решений суда.

Лица, участвующие в деле (их представители при наличии соответствующего полномочия), а также другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, имеют право подать кассационную жалобу (прокурор - кассационное представление) и тем самым возбудить пересмотр вступившего в законную силу решения суда.

Обжаловано может быть как все решение, так и его часть (например только мотивы решения либо вывод суда о порядке и сроке исполнения решения или распределения судебных расходов) либо изложенные в нем выводы об обстоятельствах дела.

Кассационная жалоба может быть подана (лично или по почте) в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

При пропуске срока на кассационное обжалование по уважительной причине заинтересованное лицо может восстановить его, подав соответствующее заявление в суд.

Днем подачи жалобы является дата, указанная в отметке суда на жалобе, представлении об их поступлении либо в штемпеле организации почтовой связи, принявшей почтовое отправление. Время поступления жалобы удостоверяется ответственным работником канцелярии суда.

Жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции.

Кассационная жалоба должна содержать:

  • наименование суда, в который адресуется жалоба;
  • наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  • наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  • указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  • указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  • указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
  • просьбу лица, подающего жалобу, представление.

Примечание. Если жалобу подает лицо, не принимавшее участия в деле, оно должно указать, какие его права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по ним решение.

Жалобу подписывает подающее ее лицо или его представитель (в этом случае необходимо приложить доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочие представителя, если в деле его не имеется).

К жалобе прилагается также документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (если жалоба подлежит оплате), заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу, и необходимое число копий документов для лиц, участвующих в деле.

В случае несоблюдения необходимых требований судья выносит определение, на основании которого возвращает жалобу заявителю. На это определение может быть подана частная жалоба.

После поступления жалобы в суд кассационной инстанции она предварительно изучается судьей единолично, по результатам чего им выносится определение о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании либо об отказе в ее передаче при отсутствии оснований для пересмотра. В последнем случае жалоба заявителю не возвращается, а остается в суде кассационной инстанции.

Рассмотрение дела начинается докладом председательствующего (или одного из судей), который излагает:

  • обстоятельства дела;
  • содержание судебных постановлений, принятых по делу;
  • доводы кассационной жалобы, представления.

Затем суд выслушивает объяснения явившихся в судебное заседание участников процесса (их представителей). Первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу (его представитель).

Удалившись в совещательную комнату, суд выносит кассационное постановление или определение:

  • оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационные жалобу - без удовлетворения;
  • отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если не выполнены необходимые требования.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке служат только такие существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Сила судебного акта (Бычков А.)

Дата размещения статьи: 31.03.2016

Не вступившие в законную силу судебные акты не являются обязательными для исполнения, однако содержащиеся в них выводы и установленные фактические обстоятельства в ряде случаев могут учитываться при принятии других судебных решений, при оценке добросовестности действий участников гражданского оборота.

Незыблемость судебного акта

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 16 АПК РФ). Обязательная сила имеется также у законных распоряжений, требований, поручений, вызовов и других обращений суда (ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Обязательная сила имеется у любых судебных актов, вступивших в законную силу, в частности у определений о процессуальном правопреемстве, об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок. На основании указанных определений судебный пристав, которому передан исполнительный лист с уже не актуальными сведениями, вносит соответствующие исправления в ранее вынесенные постановления, и предъявление ему нового исполнительного листа в таких случаях не требуется, поскольку названные судебные акты также обязательны для него, как и первоначально принятое судебное решение (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 27).
За неисполнение вступившего в законную силу судебного акта законом предусмотрены различные виды ответственности как в пользу государства (исполнительский сбор, судебные штрафы, уголовная ответственность за злостное погашение кредиторской задолженности, если ее взыскание стало предметом судебного акта), так и в пользу взыскателя (особая неустойка за неисполнение судебного акта или компенсация за ожидание исполнения - астрент, штрафные проценты и др.).

Преюдиция

Обязательным является любой судебный акт, который имеет данное свойство до тех пор, пока он не будет отменен в установленном законом порядке. Соответственно, обязательной силой обладают все установленные таким судебным актом факты, которые впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела, то есть являются преюдициальными (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 2013/12).
Объективные пределы законной силы судебного решения распространяются на факты и правоотношения и означают, что они не подлежат ревизии (пересмотру), пока решение не отменено в надлежащем порядке. Такое положение существует до тех пор, пока судебный акт, которым установлены эти факты, не будет отменен в порядке, установленном законом (решение Центрального районного суда Хабаровска от 21.01.2014 по делу N 2-677/2014).
Преюдициальность означает не только отсутствие необходимости доказывать соответствующие обстоятельства, но и невозможность их опровержения. Такое положение существует до отмены судебного акта, установившего данные обстоятельства, в предусмотренном законом порядке. Факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены судебным актом, приобретают качества достоверности и незыблемости, пока акт не отменен или не изменен путем надлежащей процедуры. Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее (Постановление ФАС ВСО от 15.04.2011 по делу N А33-13220/2010).
Однако следует иметь в виду, что свойством преюдиции обладают обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда, а не правовая оценка этих обстоятельств. Преюдиция освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки. Арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм (Постановление ФАС ВСО от 02.09.2010 по делу N А10-6283/2009). Так, установленные судебным актом обстоятельства ДТП и факт причинения ущерба автомобилю являются преюдициальными, а вывод суда о доказанности размера ущерба нет (Постановление ФАС ВВО от 24.12.2007 по делу N А31-123/2005-15).
Право дать иную правовую оценку установленным по ранее рассмотренному делу обстоятельствам есть только у суда, но не у иных правоприменительных органов, для которых любой, касающийся их вступивший в законную силу судебный акт является обязательным к исполнению.
Например, обязательность выводов суда, содержащихся в судебном акте, проявляется, в частности, в том, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, в резолютивной части которого содержится вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном праве, о наличии обременения или ограничения права в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 8.1 ГК РФ, ст. 16 АПК РФ (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Регистратор не вправе давать правовую оценку любым иным выводам, содержащимся во вступившем в законную силу судебном акте, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным (Постановление АС ПО от 23.07.2015 N Ф06-25519/2015).

Судебный акт и сделки

Обязательным для исполнения является мировое соглашение, которое утверждается определением суда и до его пересмотра подлежит исполнению сторонами. При уклонении от его исполнения законом предусмотрена процедура принудительного исполнения с выдачей исполнительного листа. Мировое соглашение, являющееся гражданско-правовой сделкой, не может быть изменено или расторгнуто иначе как путем пересмотра судебного акта, которым оно было утверждено.
При отмене судебного акта применяется поворот исполнения: все, что было взыскано с ответчика в пользу истца, взыскивается обратно. Однако при отмене судебного акта изменяются не все правоотношения сторон. Если во исполнение судебного акта между участниками спора был заключен договор, то отмена судебного акта не влияет на сам договор, который сохраняет свою силу и прекращается или может быть признан недействительным только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ (Постановление ФАС МО от 18.02.2013 по делу N А40-22841/11-98-199).
Судебный акт для спорящих сторон может иметь правоустанавливающее значение (решение о признании права собственности, восстановлении права залога, признании вещного права отсутствующим и др.) либо просто правоподтверждающее, когда определенные обстоятельства сложились и суд просто установил определенность в правоотношениях сторон своим решением (например, взыскал определенную сумму долга и неустойку, определил сумму компенсации морального вреда или ущерба, причиненного жизни или здоровью).
В указанных случаях между сторонами спора определенные правоотношения уже возникли, однако имела место неопределенность в вопросе о размере долга или требования. Вынесенным судебным актом существующие обязательства просто подтверждаются. Соответственно, при его отмене вышестоящим судом правоотношения сторон не прекращаются. Если кредитор уступает право требования, подтвержденное в том числе судебным актом, то его отмена не влечет недействительность договора цессии, поскольку обязательства возникли не из самого судебного акта (Постановление АС ВСО от 22.01.2015 N Ф02-6196/2014).

Не вступивший в силу

Обязательными для исполнения являются только вступившие в законную силу судебные акты. У не вступивших в силу судебных актов такого свойства нет, они не обязательны для исполнения, но определенный вес также имеют.
При наличии не вступившего в силу судебного решения по гражданскому делу или даже при отсутствии решения, когда судебное разбирательство не окончено, производство по другому делу может быть приостановлено, если его завершение невозможно без разрешения первоначального дела (п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ). Так, при представлении кредитором в обоснование своих требований к должнику в рамках дела о банкротстве решения суда, не вступившего в силу, суд может, но не обязан приостановить производство по такому требованию (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).
Помимо этого, необходимо учитывать, что, если на момент предъявления кредитором требований к должнику в процессе его банкротства судебное решение о взыскании долга в законную силу вступило после того, как требования были заявлены, оно не сдвигает рассмотрения требования, которое все равно считается заявленным первоначально (Постановление АС МО от 06.03.2015 N Ф05-875/2015). Вступление судебного акта о взыскании денег в законную силу по истечении определенного срока не лишает права истца заявить об индексации суммы с даты его принятия, поскольку моментом присуждения денежных сумм является день вынесения судебного акта, которым эти суммы были взысканы, так как процессуальные аспекты, связанные со вступлением решения суда в силу, лишь служат гарантией соблюдения его законности, не влияя при этом на права участников спора, в отношении которых был вынесен акт правосудия, подтвердивший на дату своего принятия существование соответствующего права (Определение ВС РФ от 24.11.2015 N 5-КГ15-123).
Выше мы уже отметили, что в ситуации, когда судебный акт имел только правоподтверждающее значение, его отмена не лишает силы существовавшие требования. Этот подход имеет важное значение для кредиторов ликвидируемого должника, который в целях ухода от долгов и закрытия компании игнорирует предъявленные ему требования об исполнении обязательств и искажает данные своего промежуточного ликвидационного баланса. Одним из оснований этого может послужить формальная ссылка на отсутствие вступившего в законную силу судебного акта о подтверждении размера требований кредитора.
Помимо вступившего в силу судебного решения, как и при его отсутствии, свои требования к должнику кредитор может подтвердить иными относимыми и допустимыми доказательствами, из содержания которых можно будет достоверно установить факт и размер задолженности, основания ее возникновения, оценить, не пропущен ли срок исковой давности. Если должником в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, безусловно свидетельствующих о необоснованности доводов кредитора о наличии и размере задолженности, то ссылку на отсутствие вступившего в силу судебного решения суд отклонит и удовлетворит иск кредитора о включении его требования в промежуточный ликвидационный баланс должника (Постановление ФАС СКО от 03.04.2014 по делу N А15-2308/2013). Наличие не вступившего в законную силу судебного акта должно обязательно учитываться участниками гражданского оборота при принятии ими решений и совершении сделок, поскольку на основании этого суд в случае спора будет определять их добросовестность. Не вступивший в силу судебный акт, не будучи обязательным, сам по себе может свидетельствовать о наличии спора в отношении того или иного имущества, что любого добросовестного покупателя при планировании сделки должно заинтересовать.
В одном деле арендатор требовал взыскания в судебном порядке платы за фактическое пользование части арендуемого земельного участка. Ответчик, являвшийся владельцем соседнего участка, через суд установил частный сервитут для обеспечения прохода на свою территорию. На момент предъявления к нему иска арендатором данное судебное решение об установлении сервитута в законную силу не вступило.
Отказывая арендатору в удовлетворении заявленного иска, суд указал следующее. Для возникновения кондикционного обязательства необходимо одновременное наличие трех условий: 1) наличие обогащения; 2) обогащение за счет другого лица; 3) отсутствие правового основания для такого обогащения.
В пункте 1 ст. 1102 ГК РФ возникновение обязательства из неосновательного обогащения связано с несколькими предпосылками, одной из которых является наличие обогащения на стороне приобретателя. Под обогащением приобретателя понимается полученная им имущественная выгода. Сбережение имущества состоит в том, что лицо получило некую имущественную выгоду, но не понесло расходы, которые ему в обычных условиях пришлось бы понести для ее получения.
Приобрести юридическое значение может не всякое обогащение за чужой счет, а лишь неосновательное обогащение одного лица за счет другого. Отсутствие установленного законом, иными правовыми актами или сделкой основания для обогащения за чужой счет является важнейшим условием возникновения кондикционного обязательства. При этом сам по себе факт пользования чужим имуществом без надлежаще оформленного договора может свидетельствовать об отсутствии правового основания (неосновательности) пользования, однако не означает обязательного возникновения неосновательного обогащения вследствие такого пользования.
В данном случае, несмотря на то что решение суда, которым был установлен для ответчика частный сервитут, на момент заключения договора аренды земельного участка с арендатором не вступило в законную силу, истец, исходя из принципов добросовестности, разумности, вступая в права арендатора всего земельного участка, должен был проявить требующуюся от него по условиям оборота должную осмотрительность и знать (получить сведения и проверить) об обстоятельствах наличия либо отсутствия прав других лиц в силу п. 3 ст. 1 ГК РФ (Постановление АС МО от 17.06.2015 N Ф05-6357/2015).

В современном процессуальном (гражданском, арбитражном, административном) законодательстве выработан общий подход к основаниям и порядку пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Объектом пересмотра являются судебные акты (решения, определения и постановления), вступившие в законную силу, при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" отмечено, что определения арбитражного суда могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если:

  1. в соответствии с АПК предусмотрено обжалование определения;
  2. определение препятствует дальнейшему движению дела.

Очевидно, что данное разъяснение имеет значение и для обжалования определений по административным делам.

Субъектами, обладающими правом подачи заявления о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, являются:

  • лица, участвующие в деле;
  • лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом . Соответственно, данные лица, подавая заявление, должны обосновать факт нарушения их прав вынесенным судебным актом;
  • представители перечисленных выше лиц, если они имеют полномочие на подачу заявления о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Законом установлен срок, в течение которого указанные субъекты вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Этот срок не должен превышать трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта. При этом ч. 2 ст. 346 КАС устанавливает правила исчисления названного срока для каждого нового и вновь открывшегося обстоятельства. Но есть и определенные принципы, заложенные в основу исчисления срока. Например, если в качестве нового или вновь открывшегося обстоятельства закон указывает на судебный акт, то срок исчисляется со дня вступления его в законную силу (п. 1 - 6 ч. 1, п. 1 - 3 ч. 2 ст. 350 КАС). В двух случаях действуют иные правила:

Если речь идет о существенных для административного дела обстоятельствах, которые не были и не могли быть известны заявителю, то срок исчисляется со дня открытия существенных для административного дела обстоятельств (п. 1 ч. 2 ст. 350 КАС);

Если наличие обстоятельства, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 350 КАС, выявлено при рассмотрении жалобы или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, срок подачи заявления, представления исчисляется со дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум ВС РФ.

Пропуск установленного законом срока на подачу заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам при наличии заявления о восстановлении данного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, представления о пересмотре вступившего в законную силу решения суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. В этом случае суд принимает заявление к производству, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Если суд признает причины пропуска срока неуважительными, то он отказывает в пересмотре вступившего в законную силу судебного акта.

Законом также предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока, но при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра, и суд признает причины пропуска срока уважительными.

Судом, уполномоченным на рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, является суд, принявший этот судебный акт. Если апелляционная, кассационная, надзорная инстанции изменили обжалованный судебный акт или приняли новый судебный акт, то пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется тем судом, который изменил или принял новый судебный акт.

Основания для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

При обращении с заявлением о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам необходимо доказать наличие вновь открывшихся или новых обстоятельств, которые исчерпывающе перечислены в ст. 350 КАС (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 г. N 31 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений").

Отличие новых и вновь открывшихся обстоятельств заключается в моменте их возникновения. Новые обстоятельства возникают после разрешения судебного дела. Вновь открывшиеся обстоятельства существовали в момент рассмотрения дела, но не были и не могли быть известны лицам, участвующим в деле, и суду. Эти обстоятельства не были и не могли быть предметом судебного разбирательства . Объединяет новые и вновь открывшиеся обстоятельства существенность их значения для разрешенного дела: будь данные обстоятельства известны суду, то дело могло быть разрешено по-иному.

Новые обстоятельства. Основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам являются, во-первых, обстоятельства, возникшие после принятия судебного акта, во-вторых, обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения административного дела.

К таким обстоятельствам законом относятся:

1) отмена судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления органа государственной власти , иного государственного органа , органа местного самоуправления , послуживших основанием для принятия судебного акта по данному административному делу. Доказательством указанного обстоятельства является судебный акт (постановление, определение) или постановление другого органа, при условии, что на их основе в свое время было вынесено решение, которое просят отменить по новым обстоятельствам;

2) признание вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки , повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу. Доказательством выступает соответствующий судебный акт;

3) признание КС РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС РФ. Доказательством является постановление КС РФ. При толковании данного основания для пересмотра судебного акта дано разъяснение: "С заявлением о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам в связи с признанием в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного судом в конкретном деле, могут обратиться лица, участвовавшие в деле, а также иные лица, не участвовавшие в данном деле, о правах и обязанностях которых суд принял судебный акт, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации" (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам");

4) установление ЕСПЧ нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в ЕСПЧ. Доказательством выступает решение ЕСПЧ. С заявлением о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам в связи с установленным ЕСПЧ нарушением положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела могут обратиться лица, участвовавшие в деле, в связи с принятием решения по которому состоялось обращение в ЕСПЧ, а также иные лица, не участвовавшие в данном деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам");

5) определение или изменение в постановлении Пленума ВС РФ либо в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы , примененной в конкретном деле, если в соответствующем акте ВС РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства. Доказательство - указанные судебные акты ВС РФ;

6) признание ВС РФ, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта , примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт. Доказательством выступает соответствующий судебный акт.

Вновь открывшиеся обстоятельства. Основаниями для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются (а) существовавшие на день принятия судебного акта, (б) имеющие существенное значение для административного дела следующие обстоятельства:

1) существенные для административного дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. В данном случае вновь открывшимися обстоятельствами являются относящиеся к делу фактические обстоятельства, объективно имевшие место на время рассмотрения дела и способные повлиять на существо принятого судебного постановления, о которых не знал и не мог знать заявитель, а также суд при вынесении данного постановления. При этом необходимо иметь в виду, что представленные заявителем новые доказательства по делу не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений" и п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам").

В п. 5 Постановления "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" Пленум ВАС РФ указывает, что "к существенным обстоятельствам могут быть также отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, допущенные судом кассационной инстанции при принятии судебного акта".

Доказательствами такого обстоятельства могут быть различные документы, свидетельские показания и пр. В предмет доказывания входят наличие данного обстоятельства, его важность (существенность) для разрешения дела, неизвестность и невозможность знания о нем во время рассмотрения дела;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля , заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу. Доказательством является вступивший в законную силу приговор. В предмет доказывания входят:

  • факт заведомо ложного заключения эксперта или заведомо ложного показания свидетеля, заведомо неправильного перевода, фальсификация доказательства;
  • принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу;
  • наличие причинной связи между двумя указанными обстоятельствами;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи , совершенные при рассмотрении данного административного дела. Доказательством является вступивший в законную силу приговор.

Применительно ко второй и третьей группам вновь открывшихся обстоятельств ВС РФ дал следующее разъяснение: "Судам следует иметь в виду, что установленные вступившим в законную силу приговором заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств являются основанием для пересмотра судебного постановления, если они повлекли принятие незаконного или необоснованного судебного постановления.

Преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда, являются основанием для пересмотра судебного постановления независимо от того, повлияли ли эти обстоятельства на результат рассмотрения дела.

Перечисленные выше обстоятельства, установленные определением или постановлением суда, постановлением следователя или дознавателя о прекращении уголовного дела за истечением срока давности, вследствие акта об амнистии , в связи со смертью обвиняемого или недостижением лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность , также могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, если суд признает эти обстоятельства существенными для дела" (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений").

  1. копии документов, подтверждающих новые или вновь открывшиеся обстоятельства, и пр.

Порядок рассмотрения заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подаются в суд в письменной форме; заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его представителем, уполномоченным на совершение соответствующих действий.

В заявлении, представлении о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:

  1. наименование суда, в который подаются заявление, представление;
  2. наименование или фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, подающего заявление, его место нахождения или место жительства , номера телефонов и адреса электронной почты, если таковые имеются;
  3. наименования или фамилии, имена и отчества (при наличии) других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения, иные известные данные о них;
  4. наименование суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого ходатайствует заявитель, номер административного дела суда, в который подано заявление, дата принятия судебного акта, предмет административного иска;
  5. обстоятельства, которые могли или могут повлиять на принятие судебного акта;
  6. обоснование со ссылками на доказательства , подтверждающие наличие новых или вновь открывшихся обстоятельств;
  7. содержание требований лица, подающего заявление, к суду;
  8. перечень прилагаемых документов;
  9. иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле.

К заявлению, представлению о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть приложены:

  1. копия судебного акта, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;
  2. копии документов, подтверждающих новые или вновь открывшиеся обстоятельства;
  3. документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют, а в случае ненаправления этих копий - копии заявления и документов по числу других лиц, участвующих в деле;
  4. документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявления, а также иные документы, указанные в ч. 3 ст. 55 КАС, если заявление подано представителем.

Если заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам соответствуют требованиям, предусмотренным КАС, то суд выносит определение о принятии заявления, представления к производству.

Если заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам не соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 347 КАС, суд возвращает их заявителю.

Заявление, представление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются судом в судебном заседании в срок, не превышающий одного месяца со дня их поступления в суд. В случае истребования административного дела указанный срок исчисляется со дня поступления административного дела в суд.

Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления, представления.

По результатам рассмотрения заявления, представления о пересмотре вступивших в законную силу решения, определения, постановления суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам суд может:

1) отказать в удовлетворении заявления, представления;

2) удовлетворить заявление, представление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и отменить ранее принятый им судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. В случае удовлетворения заявления, представления и отмены судом ранее принятого им судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам повторное рассмотрение административного дела осуществляется по правилам, установленным КАС для суда соответствующей инстанции. Повторное рассмотрение административного дела может осуществляться непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании, если лица, участвующие в деле, или их представители присутствуют в судебном заседании и не заявили возражений относительно рассмотрения административного дела по существу в том же судебном заседании.

Решение, определение, постановление суда об отмене судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и определение об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы.

По новым или вновь открывшимся обстоятельствам

Для судов общей юрисдикции правила пересмотра устанавливают нормы главы 42 ГПК РФ. Разъяснения судам даны в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений, представлений о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных постановлений» от 11 декабря 2012 г. № 31; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам» от 30 июня 2011 г. № 52.

Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам:

вновь открывшиеся обстоятельства - существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

новые обстоятельства - обстоятельства, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела:



1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;

2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;

3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;

4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;

5) определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации (чч. 2-4 ст. 392 ГПК РФ).

Вступившее в законную силу судебное постановление пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, принявшим это постановление (ст. 393 ГПК РФ).

Представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подается прокурором в суд, принявший эти постановления, в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра (ст. 394 ГПК РФ).

Особенностью этого порядка пересмотра постановлений судов первой инстанции является исчисление срока подачи представления, установленное ст. 395 ГПК РФ.

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам регламентируется главой 37 АПК РФ. Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение (ч. 1 ст. 310 АПК РФ).

В силу ст. 311 АПК РФ основаниями пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам являются:

вновь открывшиеся обстоятельства - существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу, аналогичные указанным в ст. 392 ГПК РФ;

новые обстоятельства - возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства, аналогичные указанным в ст. 392 ГПК РФ, а также определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.

Типичные нарушения, допускаемые при принятии

Судебных решений

В числе характерных нарушений необходимо назвать такие, как нарушение норм процессуального права, регламентирующих деятельность суда и участников процесса на различных стадиях процесса; неполнота установления обстоятельств дела; неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Особенности проведения проверки

Изучение материалов дела начинается либо с решения, либо с заявления.

Если материалы дела начинают изучаться с заявления, то в первую очередь определяется соблюдение правил подведомственности и подсудности, проверяется правоспособность сторон, соблюдение порядка возбуждения дела, полномочия суда на рассмотрение дела. Далее изучаются приложенные к заявлению документы, доказательства. После этого анализируются протоколы судебных заседаний. При изучении материалов дела проверяется соблюдение судом требований о всесторонности, полноте, объективности рассмотрения дела; соблюдение норм материального и процессуального законодательства, прав и интересов сторон. Последним изучается решение суда и устанавливается соответствие его выводов выводам, которые сделаны проверяющим лицом. Если имеются противоречия в выводах суда и проверяющего решение лица, анализируются основания выводов.

Иной подход предполагает сначала анализ решения, затем заявления с приложенными документами, доказательств, протоколов заседаний суда.

В ходе проверки разрешаются вопросы, подлежащие проверке, рассмотренные ранее, устанавливается кем и когда принято решение, подписано ли оно надлежащим лицом, сопоставляются требования заявления и выводы суда по ним.

Требования, предъявляемые к представлению

Прокурора

Перечень сведений, которые должно содержать апелляционное представление прокурора, установлен ст. 322 ГПК РФ:

наименование суда, в который подается апелляционное представление;

наименование прокурора, подающего представление, его место нахождения;

указание на решение суда, которое обжалуется;

требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым он считает решение суда неправильным;

перечень прилагаемых к представлению документов.

В апелляционном представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования невозможности представления доказательств в суд первой инстанции.

Апелляционное представление подписывается прокурором. Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Несоблюдение норм ст. 322 ГПК РФ является поводом оставления представления без движения (ст. 323 ГПК РФ).

В кассационном представлении обязательно указание следующих сведений (ст. 378 ГПК РФ):

наименование суда, в который оно приносится;

наименование прокурора, его место нахождения и процессуальное положение в деле, и других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

указание на судебные постановления, которые обжалуются;

указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о нарушениях;

просьба об отмене или изменении решения.

Представление должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 3 ст. 377 ГПК РФ. К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Кассационное представление подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

Несоблюдение требований пп. 1-5, 7 ч. 1, чч. 3-7 ст. 378 ГПК РФ влечет возвращение представления без рассмотрения по существу (п. 1 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ).

Требования к форме и содержанию апелляционного представления на решения арбитражных судов установлены ст. 260 АПК РФ, полностью аналогичные требования к форме и содержанию кассационного представления содержит ст. 277 АПК РФ. В апелляционном (кассационном) представлении должны быть указаны:

наименование арбитражного суда, в который подается представление;

наименование прокурора, подающего представление, и других лиц, участвующих в деле;

наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, номер дела и дата принятия решения, предмет спора;

требования прокурора, подающего представление, и основания, по которым обжалуется решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;

перечень прилагаемых документов (должны прилагаться копия оспариваемого решения; документ, подтверждающий направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий представления и документов, которые у них отсутствуют).

В представлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.

В случае нарушения этих требований арбитражный суд или оставляет представление без движения, или возвращает его в порядке, предусмотренном ст.ст. 263, 264, 280, 281 АПК РФ (ст.ст. 261, 278 АПК РФ).

В гражданском процессе в порядке ст. 45, глав 24, 25 ГПК РФ участвуют органы прокуратуры всех уровней, территориальные и специализированные прокуратуры. Однако гражданское процессуальное законодательство определяет участие прокурора района (города) в пересмотре судебных актов только в форме принесения апелляционного представления на решение мирового судьи и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Правом на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, за исключением постановлений Верховного Суда Российской Федерации, наделены следующие должностные лица органов прокуратуры: Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции; прокурор субъекта Российской Федерации, военного округа (флота) - соответственно в президиум суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда (ч. 3 ст. 377 ГПК РФ). Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (ч. 2 ст. 376 ГПК РФ). Кассационное представление подается непосредственно в суд кассационной инстанции (ч. 1 ст. 377 ГПК РФ).

В связи с этим прокуроры районов (городов), приравненные к ним прокуроры направляют в вышестоящую прокуратуру проект представления, заверенные копии решений судов и материалы наблюдательного производства по соответствующему делу в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебного постановления в законную силу. Материалы наблюдательного производства должны содержать копии наиболее важных процессуальных документов: заявления, отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений (жалоб) и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в представлении (пп. 11, 14 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 181).

В арбитражном процессе в судах первой инстанции в порядке ст. 52, глав 23, 24 АПК РФ участвуют прокуроры субъекта Российской Федерации, приравненные к нему специализированные прокуроры и вышестоящие прокуроры. Они участвуют в производстве по пересмотру актов арбитражных судов.

Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции подается в течение месяца после принятия решения (ч. 1 ст. 259 АПК РФ) через суд первой инстанции, принявший решение (ч. 2 ст. 257 АПК РФ).

Кассационная жалоба подается в срок два месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого решения (ч. 1 ст. 276 АПК РФ) в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение (ч. 1 ст. 275 АПК РФ).

Прокурор, участвующий в арбитражном процессе, обязан надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: заявления, отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, материалов дела, на которые имеются ссылки в представлении (п. 13 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25 мая 2012 г. № 223).


1. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРА ………………………………………… 3
2. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ……………………….. 18
3. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ И ЗАКОННОСТИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ………………… 29
4. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ………………… 40
5. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ …………. 50
6. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ….. 67
7. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ………………………………… 77
8. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ……………………………….. 88
9. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ТРУДЕ….. 97
10. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСК-НУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ………………………………… 107
11. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ ………………………… 134
12. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ О ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ………………………………….. 150
13. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ …………………. 169
14. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ…………. 182
15. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ ИТОГОВЫХ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ…………………………………………….. 202
16. МЕТОДИКА И ТАКТИКА ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ………………………………………………… 219

Ломовский В. Д. О понятии и содержании прокурорской проверки // Правоведение. 1988. № 5. С. 89.

Прокурорский надзор: курс лекций и практикум. 7-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2006. С. 160-161.

Там же. С. 162.

Горобец В. Д. Роль Государственной Думы в процессе совершенствования российского законодательства в области защиты прав и свобод человека // Сб. материалов межвузовской конференции. М., 2000. С. 27-28.

Чиркин В. Е. Конституционное право России: учебник. М., 2003. С. 140.

Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М., 2007. 464 с.

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195; «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» от 7 мая 2008 г. № 84; указание Генерального прокурора Российской Федерации «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей» от 9 ноября 2011 г. № 392/49 и др.

Например, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы: утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для старших помощников, помощников прокуроров районного звена, осуществляющих надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи / под ред. А. Е. Михальчук. Саратов, 2011. С. 6.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. СПб., 2009. С. 14.

В ходе подготовки осуществляется анализ следующей информации, относящейся к предмету и объекту предстоящей проверки:

о состоянии, характере, динамике правонарушений и преступлений среди подростков в районе;

о состоянии, характере и динамике нарушений законности поднадзорным органом или учреждением;

о состоянии законности в конкретном проверяемом направлении в период, предшествующий проверке;

о результатах предыдущей подобной проверки;

о состоянии, характере и динамике преступности несовершеннолетних на территории, обслуживаемой поднадзорным органом или учреждением;

о результатах рассмотрения жалоб, поступивших как в органы прокуратуры, так и в поднадзорный орган или учреждение;

о результатах изучения материалов гражданских или уголовных дел, касающихся несовершеннолетних, а также дел об административных правонарушениях;

об исполнении законных требований прокурора, содержащихся в ранее внесенных актах прокурорского реагирования;

другие необходимые сведения.

См.: Организация работы городской (районной) прокуратуры: методическое пособие / под ред. С. И. Герасимова. М., 2001. С. 26.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для старших помощников... С. 7.

Там же. С. 8.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для старших помощников…. С. 9.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. С. 78-79.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. С. 212.

Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. М., 2013. С. 184.

Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. С. 27-28.

См.: Организация работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях: методические рекомендации / Управление методического обеспечения НИИ проблем укрепления законности и правопорядка // письмо Генеральной прокуратуры Рос. Федерации от 27 февр. 2004 г. № 36-12-2004.

Как правило, результативность проверки исполнения бюджетного законодательства обеспечивается решением следующих задач: устанавливается законность учредительных документов, организационно-распорядительных актов, изданных органом или учреждением иных правовых актов; проверяется соответствие законодательству договоров (контрактов) в отношении бюджетных средств, документов о доходах и расходах бюджетных средств целевой характер расходования бюджетных средств; исполнение законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;оценивается законность использования государственного или муниципального имущества, переданного органу, учреждению; проверяется правильность организации и ведения бюджетного учета, достоверность и своевременность составления отчетности, ее представления уполномоченным органам.

Необходимо учитывать широкий круг правоотношений, регулируемых природоохранным (экологическим) законодательством: охрана земель; охрана атмосферного воздуха; обращения с отходами; охрана водных объектов; недропользование; использование лесов; использования охотничьих ресурсов; организация и проведение экологической экспертизы.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха:пособие /С. И. Баскакова, Е. Ю. Лихачева, Г. Н. Шарова; Акад. Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010. С. 33-36.

Там же. С. 40-43.

Например, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе по результатам проверок давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда окружающей среде; участвует в проведении мониторинга опасных для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний с целью прогнозирования биологических и химических опасностей на территории России и принятия плановых и экстренных санитарно-противоэпидемических мер по обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей среды (пп. 8.11, 8.34.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2012 г. № 683).

Прокурорский надзор… С. 47-60.

Например, нормативную основу прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД органами ФСБ составляют требования, изложенные в указании Генерального прокурора Российской Федерации и ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами федеральной службы безопасности» от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10. Основы организации надзора за законностью деятельности оперативных подразделений УВД на транспорте и ФТС России определяются приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» от 15 июля 2011 г. № 211. Некоторые требования, изложенные в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 16 января 2014 г. № 6, могут быть использованы и при организации надзора за законностью деятельности оперативных подразделений ФСИН России.

Исключением является приказ Генерального прокурора Российской Федерации «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» от 1 октября 2008 г. №196, в соответствии с которым прокуроры обязаны ежеквартально проводить проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета.

Пункт 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ; Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 ; Типовое положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 ; приказ МВД России «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» от 19 июня 2012 г. № 608 ; указание Генерального прокурора Российской Федерации № 215/69 и МВД России № 1/7818 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”» от 29 сентября 2008 г. ; указание Генерального прокурора Российской Федерации «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований законодательства об оперативно-розыскной деятельности при проведении органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия “обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств”» от 31 января 2013 г. № 49/69 ; информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О применении части первой статьи 61 и части первой статьи 62 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и обстоятельствах, исключающих участие в процессуальной деятельности должностных лиц органов, осуществляющих дознание и оперативно-розыскную деятельность» от 25 марта 2013 г. № 36-11-2013 ; Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденную Приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199, и др.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ; указ Президента Российской Федерации «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 1 сентября 1995 г. № 891 ; указание Генерального прокурора Российской Федерации и ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами федеральной службы безопасности» от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10 и др.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ; Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 ; Типовое положение об оперативно-розыскном подразделении таможни, утвержденное Приказом ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227 ; Типовое положение о подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды таможни, утвержденное Приказом ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227 ; Типовое положение о подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков таможни, утверждено Приказом ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1227 ; Положение об управлении по противодействию коррупции, утвержденное Приказом ФТС России от 22 августа 2011 г. № 1708 ; Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой, утвержденное Приказом ФТС России от 23 апреля 2013 г. № 797 ; Перечень оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, утвержденные Приказом ФТС России от 17 апреля 2012 г. № 715.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ; указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13 октября 2004 г. № 1314 ; Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 ; приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 16 января 2014 г. № 6.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» ; Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденное указом Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» от 28 июля 2004 г. № 976 ; постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации «О совершенствовании взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков» от 12 ноября 2004 г. ; информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту наркотиков» от 19 апреля 2006 г. № 29-5-2006.

Утверждена Приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 г.

Например, Федеральные законы «О полиции», «О федеральной службе безопасности» и др.

Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 6 февр. 2010 г. № 63.

См. ст. 13 Федерального закона об ОРД.

См.: совместный приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 70 и МВД России № 122 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан» от 27 февраля 2010 г. и соответствующие инструкции об основах организации розыскной работы органов внутренних дел.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства на транспорте и в таможенной сфере: сб. метод. материалов / под общ. ред. первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А. Э. Буксмана; Генеральная прокуратура Российской Федерации; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2011. С. 310-312.

См.: информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О практике рассмотрения Европейским Судом по правам человека жалоб о нарушении прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий “проверочная закупка” и “оперативный эксперимент”» от 25 апреля 2011 г. № 69-12-2011.

См.: информационное письмо заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В. Я. Гриня «О практике рассмотрения Европейским Судом по правам человека жалоб о нарушении прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий “проверочная закупка” и “оперативный эксперимент”» от 25 апреля 2011 г. № 69-12-2011.

См.: постановление Европейского суда по правам человека «Дело Ваньян против России» (жалоба № 53203/99) от 15 декабря 2005 г. ; постановление Европейского суда по правам человека «Дело Худобин против России» (жалоба № 59696/00) от 26 октября 2006 г.

Основные направления прокурорской деятельности: учебное пособие / науч. ред. Н. П. Дудина. СПб., 2011. С. 21.

См.: Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1 ; Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ; Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ и др.

См.: постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» от 16 июня 1997 г. № 729 ; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы» от 31 марта 2010 г. № 198 ; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы» от 11 октября 2011 г. № 828 ; приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» от 20 мая 2009 г. № 142 ; приказ Минюста России «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» от 11 октября 2010 г. № 258 и др.

См.: приказ Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 3 ноября 2005 г. № 205 ; приказ ФСИН России «Об утверждении типовых структуры и штатного расписания уголовно-исполнительной инспекции» от 23 января 2012 г. № 24 ; приказ Минюста России № 190 и МВД России № 912 «Об утверждении регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» от 4 октября 2012 г. ; соглашение ФСИН России и ФССП России «О взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов» от 13 июля 2010 г. № 10/1-2394/12/01-5 и др.

См. Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka% 20UIS/ (дата обращения: 15.04.2014).

См. информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законов при снятии денежных средств с лицевых счетов осужденных, содержащихся в исправительных учреждения