Статья 16 закона о приватизации жилищного фонда. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ. В российской федерации

Приватизация

Каждый человек, проживающий на территории муниципального помещения, со временем может получить право оформить это жилье в частную собственность.

При этом многие люди, радуясь подобному событию, совершенно не знают о том, как проводится приватизация по Жилищному кодексу в 2019 году и какие изменения в действующем законодательстве могут произойти в ближайшем будущем, а ведь от правильности оформления всех документов будет зависеть не только результат проведения всей процедуры, но еще и дальнейшее пользование этим жильем.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому лучше заранее понять, как должна проводиться приватизация по Жилищному кодексу РФ и какие особенности нужно учитывать при проведении этой процедуры.

Общие положения

Приватизировать жилье в России имеет право только человек, который является гражданином РФ, что указано в Федеральном законе №54-ФЗ. Таким образом, оформить какой-нибудь дом или квартиру в частную собственность может только тот человек, который находится в этом жилье в соответствии с договором социального найма, а также является гражданином РФ.

Стоит отметить, что изначально до выхода этого закона проведение процедуры приватизации никоим образом не относилось к наличию гражданства на территории России, но в соответствии с указанным законом был введен запрет на оформление жилья для иностранцев.

Приватизировать при этом можно исключительно ту недвижимость, которая находится в распоряжении государственных и муниципальных органов. В зависимости от того, какой вид собственности распространяется на определенную компанию, заведение или жилищный фонд, жилье, принадлежащее данной организации, входит в число государственной или муниципальной собственности.

Если осуществляется приватизация компании, имеющей в своем распоряжении полноценный жилищный фонд, который не был включен в уставной капитал и должен быть передан муниципальным учреждениям, до этого времени он рассматривается в качестве федеральной собственности или субъекта России, и все здесь зависит от того, как именно функционировала компания до проведения ее приватизации.

На сегодняшний день закон никоим образом не затрагивает предоставление физическим лицам жилья, которое предоставляется им от различных хозяйственных обществ, потому что предоставление какого-либо жилья в собственность физического лица безвозмездно не представляет собой сделку приватизации, а является полноценной процедурой дарения, нормы проведения которой устанавливаются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса.

Если предприятия, финансируемые за счет государства, переходят в другую форму собственности или проходят процедуру ликвидации, то жилищный фонд, находящийся в их распоряжении, должен в обязательном порядке передаваться в оперативное управление или хозяйственное ведение тем лицам, которые становятся правопреемниками руководства.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что приватизировать жилье можно исключительно в том случае, если ранее оно занималось человеком в соответствии с договором социального найма. При этом незаселенные помещения можно приватизировать, используя способ безвозмездной передачи. Для того, чтобы человек приобрел права на приватизацию определенного жилья, он должен письменно подтвердить свое волеизъявление.

Другими словами, оформить приватизацию того или иного имущества можно только при наличии добровольного согласия на это со стороны лица, а также всех проживающих вместе с ним членов семьи. Таким образом, при проведении приватизации участие в данной процедуре должен принимать каждый человек, который проживает на территории указанного имущества.

В частности, нужно учитывать жилищные права тех лиц, которые на момент приватизации не находятся в квартире, но при этом не потеряли свое законное право на проживание в ней. В соответствии со статьей 71 действующего Жилищного кодекса в случае временного отсутствия одного из жильцов муниципального помещения, предоставленного по договору социального найма, права и обязанности сторон по договору социального найма никоим образом не меняются.

В соответствии с пунктом 4 статьи 71 СК РФ несовершеннолетние дети, в отношении которых родители теряют родительские права, сохраняют свое право собственности на жилье или же возможность его использования на законных основаниях. Также у ребенка полностью сохраняются его имущественные права, если они основываются на факте родства с родителями или какими-либо другими родственниками. Помимо этого, право на оформление приватизации закрепляется за несовершеннолетними детьми, которые снимаются с регистрационного учета по тем или иным причинам.

Также стоит сказать, что если жилье приобретается одним из супругов, оно не будет относиться к их общей собственности, так как если недвижимость приобретается супругом на безвозмездной основе, она является его личной собственностью

Стоит отметить, что в большинстве субъектов РФ для того, чтобы предотвратить какие-либо злоупотребления процедурой приватизации, ввели специальное правило, в соответствии с которым в случае смены места жительства граждане, желающие приватизировать жилье, должны приложить документ о том, что все занимаемые ими ранее помещения не были оформлены ими как частная собственность.

Сама процедура приватизации при этом является абсолютно бесплатной. Начиная с 1992 года из законодательства полностью убрали слово «Продажа» во всех нормах, которые относятся к этому вопросу, вследствие чего процедура приватизации по сегодняшний день рассматривается как абсолютно бесплатная передача недвижимости в личную собственность гражданина.

Помимо всего прочего, не стоит забывать о том, что каждый человек имеет право только один раз в своей жизни получить в собственность жилое помещение, которое находится в домах муниципального или государственного фонда.

При этом данное правило не распространяется на несовершеннолетних лиц, которые становятся собственниками занимаемого жилья в порядке приватизации. Таким образом, даже имея определенную часть недвижимости, они не теряют своего права на бесплатную приватизацию после достижения совершеннолетнего возраста.

Главные моменты

Главные моменты, которые нужно учитывать в процессе приватизации муниципального или государственного жилья, заключаются в том, что сама по себе процедура является:

Добровольная Оформление приватизации осуществляется только в том случае, если согласие на это дают все проживающие в ней лица, и принудительной приватизации на сегодняшний день не предусмотрено. Единственным исключением из этого правила являются органы опеки и попечительства, которые должны оформить жилое помещение, где после смерти родителей проживают только несовершеннолетние дети.
Однократная Каждый человек имеет право за всю свою жизнь только один раз получить какое-либо жилье в частную собственность от государства. При этом, если в дальнейшем человек решит передать обратно данное имущество в собственность государства, это не вернет ему право на то, чтобы в дальнейшем приватизировать это или какое-либо другое жилье.
Безвозмездная Человек, в частную собственность которого переходит указанное жилье, полностью освобождается от необходимости оплачивать рыночную стоимость этого жилища, но при этом от него может потребоваться оплата оформления документов и других расходов, которые сопутствуют процедуре приватизации.

Юридическая сторона вопроса

Таким образом, можно сказать, что приватизация представляет собой достаточно ответственную и сложную процедуру, которую каждый человек может провести только один раз в своей жизни, а потому должен сделать все правильно.

Упоминания в статьях закона

На сегодняшний день приватизация имущества осуществляется в соответствии со специальным Законом «О приватизации жилищного фонда».

При этом стоит отметить, что некоторые статьи данного закона с течением времени потеряли свою актуальность, и на сегодняшний день уже не используются:

Статья 4 Не предусматривается возможность приватизации какого-либо жилья, которое находится в аварийном состоянии, а также оформлять в частную собственность какие-либо служебные жилые помещения, если они не входят в жилищный фонд совхозов или каких-либо других сельскохозяйственных предприятий, имеющих аналогичные права и располагающихся в сельской местности. При этом собственники жилищного фонда или органы, имеющие соответствующие полномочия, имеют право с согласия собственников самостоятельно принимать решения о том, чтобы приватизировать служебное имущество, расположенное в сельской местности.
Статья 6 В ней говорится о том, что передавать в частную собственность государственное имущество должны соответствующие органы власти или местного самоуправления. Также данное право распространяется на муниципальные и государственные унитарные предприятия, за которыми жилищный фонд закрепляется на правах хозяйственного ведения.
Статья 11 Говорит о том, что у каждого гражданина есть право на то, чтобы оформить на себя государственное или муниципальное жилье, но сделать он это может только один раз. При этом, если собственниками жилого помещения в процессе приватизации становятся несовершеннолетние граждане, то в таком случае они не теряют своего права на дальнейшее оформление государственного жилья в частную собственность.
Статья 16 Регулирует проведение приватизации в тех жилых домах, которым требуется проведение капитального ремонта. В данной ситуации процедура должна проводиться в полном соответствии с указанным законом, но при этом бывший наймодатель сохранят за собой обязанность регулярно проводить капитальный ремонт здания для того, чтобы оно соответствовало нормам содержания и эксплуатации.
Статья 17 Органы государственной власти и местного самоуправления сохраняют за собой право осуществлять выкуп жилых помещений, которые находятся у них на правах собственности, для дальнейшего их перераспределения в более рациональном ключе.
Статья 18 Говорит о том, что если муниципальные или государственные предприятия меняют свою основную форму собственности или ликвидируются, то в таком случае весь жилищный фонд, который находился в их хозяйственном ведении, должен передаваться правопреемникам с сохранением жилищных прав за каждым гражданином.

Все остальные статьи этого закона полностью утратили свою силу, начиная с 2019 года.

Последняя редакция

В 2019 году предусматривается внесение некоторых изменений в действующее законодательство, которые, в частности, затронут также процедуру приватизации жилья. В частности, последняя редакция с комментариями говорит о том, что теперь будет предусматриваться обеспечение условий для доступа к использованию общего имущества в многоквартирных домах для людей, имеющих разную степень инвалидности. Также с 1 января предусматривается ограничение увеличения размеров сумм, которые должны вноситься гражданами в качестве оплаты предоставляемых им коммунальных услуг.

Статья 12 действующего закона была дополнена правилами того, в каком порядке должны обеспечиваться условия доступа к жилью тем людям, которые имеют разные степени инвалидности. В частности, приведены основания и порядок того, как должно предоставляться жилье в соответствии с договором найма, а также определен порядок, в котором оформляются ссуды, кредиты или займы со стороны совета собственников многоквартирного жилья, если это потребуется для проведения капитального ремонта.

Помимо всего прочего, установлен также порядок, в соответствии с которым определяется и рассчитывается доход каждого гражданина и всех членов семьи, которые проживают вместе с ним на территории указанного жилья. Это сделано для того, чтобы определить, каким семьям обеспечение жилплощади наиболее необходимо.

Правила приватизации помещения по Жилищному кодексу

В соответствии с правовыми нормами сделки по приватизации какой-либо публичной собственности подчиняются специальному законодательству, которым регулируется также порядок проведения данной процедуры. При этом к любым таким сделкам с ограничениями используются принципа свободы договора и автономии воли, так как государственный или муниципальный орган, который действует в качестве публичного собственника, не имеет права самостоятельно отчуждать имущество как частный владелец.

Сама же процедура регистрации в соответствии с правилами должна осуществляться следующими органами:

  • органы государственной власти, имеющие право на передачу жилых помещений;
  • государственные или муниципальные предприятия, в хозяйственном ведении которых закреплен отдельный жилищный фонд;
  • казенными предприятиями, имеющими собственный жилищный фонд на правах оперативного управления.

Стоит отметить, что при проведении приватизации уполномоченные лица обязательно должны проверить соответствие вышеуказанных условий, а также то, что желающие приватизировать жилье находятся в нем по договору социального найма, и для приватизации жилья обратились все лица, которые зарегистрированы по указанному адресу

Вариации оформления

В зависимости от того, какое жилье и кем приватизируется, могут изменяться и особенности проведения данной процедуры.

В частности, многие люди стараются понять, в чем заключается отличие приватизации квартиры от какого-нибудь служебного помещения:

Условия для квартиры
  • Наиболее важным условием оформления квартиры является то, что все люди, которые совместно проживают вместе с нанимателем данного жилья, должны оформить письменный отказ от участия в процедуре приватизации, причем все эти документы должны быть заверены у нотариуса. При этом стоит отметить тот факт, что за всеми лицами, которые согласились на приватизацию в пользу других людей, поживающих вместе с ними, сохраняется в дальнейшем право бессрочного использования этого жилья.
  • Действующий порядок приватизации предусматривает оформление права собственности на жилые помещения для ответственного нанимателя, а также всех членов его семьи, которые живут на территории жилого помещения в соответствии с договором социального найма. К членам семьи в данном случае относятся дети нанимателя, а также его родители и супруги.
  • Все остальные родственники могут быть признаны членами семьи только в том случае, если они вселены вместе с ним на соответствующих правах, а также ведут с ним общее хозяйство. В остальных ситуациях в качестве членов семьи людей могут признать также в судебном порядке.
Служебное жилье Приватизация служебных квартир представляет собой достаточно сложную процедуру, так как в соответствии с действующим законодательством такое жилье не может переводиться в частную собственность на общих основаниях. На практике же можно оформить подобную недвижимость в частную собственность, но только в том случае, если на это оформит письменное согласие работодатель.

Сама процедура приватизации в данном случае осуществляется следующим образом:

  1. Жилье переводится из статуса служебного жилого фонда. Для этого компания, имеющая данную недвижимость на своем балансе, должна передать ее в распоряжение местному муниципалитету.
  2. Наниматель подает заявление в муниципальное учреждение с целью приватизировать жилье, предоставляя вместе с ним также нужные документы.
  3. Заявление рассматривается в установленные законами сроки.
  4. Администрация выносит решение о приватизации имущества или отказе в проведении этой процедуры (отказ чаще всего выносится только в том случае, если документы, предоставленные заинтересованным лицом, содержат в себе недостоверную информацию).

Если администрация принимает положительное решение, то в таком случае жилищный отдел администрации и наниматель составляют между собой письменное соглашение, которое регистрируется в Росреестре.

Плюсы и минусы

Главным преимуществом приватизации является то, что человек получает право на свободное распоряжение указанным жильем, то есть он может его продавать, дарить, передавать по наследству или выполнять какие-либо другие процедуры или заключать сделки на его основе.

Если супруги, проживающие вместе в государственном жилье, разводятся, за ними сохраняется идентичное право на использование жилого помещения, но если один из них провел процедуру приватизации этого имущества, оно остается закрепленным за ним на правах единственного собственника.

При этом приватизация может иметь и минусы. В частности, это касается ситуации со сносом дома, когда каждому жильцу предоставляется новое жилое помещение в соответствии с его предыдущим жильем. При этом, если имущество у семьи превышает установленные государством жилищные нормы, то в процессе переселения они получат аналогичную недвижимость, если квартира была приватизирована.

Если жилищные нормы, наоборот, не достигались, то в случае приватизации жилья семья не сможет их улучшить, в то время как при отсутствии регистрации могла бы рассчитывать на получение более объемной квартиры.

Может происходить в том случае, если прописанный уже был участников приватизации иного муниципального жилья в прошлом.

Детально о возможности продления приватизации до 2019 года можно прочитать .

Приватизация представляет собой процедуру перехода права собственности на имущество и жилье от государственных структур человеку.

Такой процесс регулируется специальными нормативными правовыми актами. К ним отнесены: Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Закон РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Закон РФ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ является основным нормативным актом, который регулирует все вопросы, связанные с приватизацией имущества, принадлежащего муниципальным и государственным структурам. Он определяет сферу действия, круги участников процедуры, а также способы реализации.

Сфера действия

Закон регулирует отношения, связанные с приватизацией муниципального и государственного имущества. В то же время он делает определенные исключения.

Указанный нормативный акт обладает своими особенностями и не распространяется на следующие виды отчуждаемой собственности:

  1. Земельные участки. Исключением в данном случае являются отчужденные территории, на которых расположены постройки.
  2. Природные ресурсы.
  3. Жилищный фонд.
  4. Резервы.
  5. Муниципальная и государственная собственность, расположенная за пределами РФ.
  6. Материальные ценности, передаваемые безвозмездно в собственность религиозных организаций, а также объединений лиц с ограниченными возможностями.
  7. Имущество, которое вверяется некоммерческим организациям.
  8. Материальные ценности, которые передаются по решению судебной инстанции.
  9. Ценные бумаги акционерного общества.
  10. Имущество, которое передано центру исторического наследия Президента Российской Федерации, при прекращении полномочий последнего.
  11. Собственность, которая передается научному фонду.
  12. Движимое имущество. Исключением в этом случае являются акции и доли.
  13. Имущество, обмениваемое на объекты олимпийского назначения.

Приватизация также не затрагивает материальные ценности, которые являются объектом гражданских прав.

Круг покупателей

Имущество, принадлежащее государству, могут приобретать как юридические, так и физические лица.

Исключением в данном случае являются:

  1. Государственные унитарные предприятия и учреждения.
  2. Юридические лица, уставной капитал которых состоит более чем на двадцать пять процентов из доли РФ.
  3. Организации, которым предоставлен льготный налоговый режим, не предусматривающий раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций.

Указанные ограничения не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на государственных земельных участках.

Способы продажи

Также статьями Закона от 21 декабря 2001 года № 178 определены способы приватизации госимущества.

К ним, в частности, отнесены:

  1. Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или ООО.
  2. Реализация имущества и ценных бумаг на аукционе.
  3. Продажа бюджетных материальных ценностей по результатам конкурса.
  4. Реализация ценных бумаг за пределами РФ.
  5. Продажа путем публичного предложения.
  6. Реализация без сообщения стоимости.
  7. Передача материальных ценностей в качестве вклада в уставной капитал АО.
  8. Реализация акций по результатам доверительного управления.

Следует отметить, что указанный перечень является исчерпывающим. Другие способы приватизации государственных материальных ценностей не допускаются.

Закон о приватизации жилья

Основным нормативным правовым актом, который регулирует вопросы, связанные с приватизацией жилья, является Закон РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1. Он по сути своей аналогичен Закону № 178, но имеет более узкую направленность. Закон № 1541-1 касается только лишь отдельного вида имущества.

В данном случае приватизация жилища представляет собой процедуру передачи помещений в собственность людям.

История принятия

Процесс приватизации начался ещё в 1992 году с принятием закона. Целью утверждения указанного положения являлась передача жилья в собственность лицам, занимающим жилье. Для реализации такой процедуры проживающие совместно лица, в том числе и не достигшие совершеннолетия, должны были прийти к взаимному согласию и обратиться в государственные инстанции с заявлением. К началу 2007 года этот процесс планировали завершить. Тем не менее сроки постоянно приходилось продлять. К сожалению, не все проживающие оформили приватизацию в отведенное время, этим и было обусловлено постоянное продление программы.

Последние изменения

С момента принятия в Закон было внесено много изменений. Последняя редакция коснулась периодов безвозмездной реализации. Теперь новая программа бессрочная, нет ограничений права на приватизацию. В то же время каждый человек сохраняет за собой право проживать в квартире, даже если он не оформил на нее право собственности. Применение жилья возможно лишь на условиях договора найма.

Передача жилья в собственность

Процедура передачи квартиры в собственность складывается из нескольких этапов. Она основывается на определенных принципах и реализуется при соблюдении некоторых условий. При этом российским законодательством установлен ряд ограничений.

Принципы

Процедура приватизации жилья строится на некоторых основных принципах.

Прежде всего, это безвозмездность. То есть процесс реализуется на бесплатной основе. Помещение может перейти не только к одному, но и к нескольким владельцам, в том числе и к тем, кто не достиг совершеннолетнего возраста. Реализация процедуры будет возможной только при наличии согласия всех зарегистрированных в помещении. Получить в собственность социальное жилье можно только один раз.

Условия

Рассчитывать на передачу государственного жилья в собственность можно только при определенных условиях. Прежде всего, человек должен иметь гражданство РФ. Для иностранцев такой возможности не предусмотрено. Далее инициатор должен иметь на руках документы, которые подтверждают его право проживать в помещении: договор найма, паспорт с отметкой о регистрации по данному адресу. Обращение должно быть первым повторная приватизация законом не допускается. Исключение касается только лиц, не достигших совершеннолетнего возраста.

Ограничения

Действующим законодательством определен ряд ограничений, которые не позволят приватизировать жилье. Прежде всего, это несоответствие кандидата предъявляемым требованиям – отсутствие гражданства РФ и подтверждающих документов, повторное обращение. Ограничения определяются статусом самого объекта.

В собственность не передается:

  1. Помещения, которые располагаются в аварийных зданиях. При этом указанное состояние должно быть документально зафиксировано.
  2. Квартиры и жилые комнаты в общежитиях.
  3. Помещения в военных городках закрытого типа.
  4. Служебное жилье.

Последний вид помещений может быть передан в собственность проживающих на основании решения, принятого владельцем фонда.

Процедура

Основанием для начала процедуры будет являться заявление на приватизацию.

В нем должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес органа власти, в который направляется обращение.
  2. Сведения об инициаторе – как зовут, где проживает, данные паспорта и контактный телефон.
  3. Описание жилья – месторасположение, общая площадь.
  4. Само ходатайство о приватизации.
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Согласие других проживающих.
  7. Дата заявления и подпись инициатора.

К своему обращению необходимо приложить паспорт гражданина РФ, договор найма жилого помещения, справку, подтверждающую тот факт, что человек обращается за приватизацией впервые. Сведения можно представлять в оригинале либо в виде заверенных копий.

Собранные документы можно представить лично. Для этого потребуется самостоятельно передать их в местный орган власти. Человек может убедиться, что его обращение доставлено по назначению и принято к рассмотрению. Также инициатор сможет на месте исправить ошибки или получить практическую помощь в оформлении его заявления. Аналогичным образом осуществляется передача сведений через своего законного представителя. Последний в этом случае должен будет иметь на руках доверенность, подтверждающую его полномочия.

Ещё одним из способов обращения является почтовая пересылка. Такой вариант предусматривает использование специальной корреспонденции. Инициатор в данном случае получит на руки уведомление о доставке письма адресату.

Направить документы можно и через МФЦ. В этом случае человеку будет достаточно лишь обратиться в центр и представить имеющиеся документы. Все остальное сделают специалисты. Они окажут помощь в оформлении бланка заявления и перешлют все данные по назначению.

После того как сведения будут переданы в местную администрацию, последняя примет решение и направит его инициатору. Следует отметить, что человек может получить отказ, если он представит неполные или недостоверные данные, либо не будут выполнены условия, установленные действующим законодательством.

"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст ,

согласно Закону РФ от 23.12.1992 г. № 4199-1,

Федеральным законам: от 11.08.1994 г. № 26-ФЗ, от 28.03.1998 г. № 50-ФЗ,

от 01.05.1999 г. № 88-ФЗ, от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ, от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ,

от 26.11.2002 г. № 153-ФЗ, от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ,

от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, от 11.06.2008 г. № 84-ФЗ, от 16.10.2012 г. № 170-ФЗ,

от 20.12.2017 г. № 399-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещеними государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Статья 3 утратила силу с 1 марта 2005 г.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Статья 5 исключена согласно Федеральному закону от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Статья 9 утратила силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Статья 10 утратила силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статья 12. Статья 12 утратила силу

Статья 13. Статья 13 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 14. Статья 14 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 15. Статья 15 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статья 19. Статья 19 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 20. Статья 20 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Раздел III. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений

Раздел III утратил силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Не действует Редакция от 01.01.1970

ЗАКОН РФ от 04.07.91 N 1541-I (ред. от 01.05.99) "О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.

Статья 1. Приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов.

Статья 3. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.

Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права.

Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных учреждений соответствующего назначения на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка.

Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых действующим законодательством интересов других лиц.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, коммунальных квартир и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного кодекса РСФСР.

Статья 6. Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется:

соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом;

предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;

Учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма.

Законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации право на получение жилых помещений в порядке, указанном в части первой настоящей статьи, может быть предоставлено и другим категориям граждан.

Статья 10. В период перехода к рыночным отношениям для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 - 15. Утратили силу.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Статья 17. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1;
Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ,
от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 01.05.1999 N 88-ФЗ,
от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ,
от 26.11.2002 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ,
от 11.06.2008 N 84-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 03.11.1998 N 25-П, Определением Конституционного Суда РФ
от 10.12.2002 N 316-О,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 1. Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 2 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 2. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 26-ФЗ, от 28.03.1998 N 50-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
(часть третья в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 50-ФЗ)
Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 3. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.
(статья 3.1 введена Федеральным законом от 26.11.2002 N 153-ФЗ)

Положение статьи 4, запрещающее приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения, - как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 316-О).

О применении части первой статьи 4 см. определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 N 220-О, от 05.11.2003 N 350-О, от 21.12.2004 N 441-О.

Статья 4 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 5. Исключена. - Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
(статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 7 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
(в ред. Федеральных законов от 15.05.2001 N 54-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 8 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1 утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
(статья 9.1 введена Федеральным законом от 20.05.2002 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 10. Утратила силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II утрачивает силу с 1 марта 2013 года (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. 01.02.2010)).

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ
ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
(часть вторая введена Федеральным законом от 11.08.1994 N 26-ФЗ)

Статья 12. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 13. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 14. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 15. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Исходя из системного толкования статьи 16 данного документа, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года).

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.
(в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 20. Утратила силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов РСФСР
4 июля 1991 года
N 1541-1